Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др

Содержание работы

1. Приведите известные Вам определения культуры. Почему
существует многообразие определений культуры?..................................3
2. Что такое культурогенез?.........................................................................4
3. Что изучает морфология культуры?........................................................5
4. Каковы основные разделы культурологии?
5. Что изучает философия культуры?
6. Основные идеи социологии культуры Питирима Сорокина.
7. Охарактеризуйте культуру Древней Индии.
8. Охарактеризуйте литературу Древней Греции.
9. В чем состоит принцип теоцентризма, какую культуру он характеризует?
10. Что такое Реформация?
11. Дайте определение художественного стиля.
12. Какие художественные стили возникают в 19 веке?
13. Почему современное общество называют постиндустриальным?
14. Охарактеризуйте особенности стиля постмодернизм.
15.Что такое контркультура?

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

13. Почему современное  общество называют постиндустриальным?

 

Постиндустриальное общество – современная стадия социально-экономического развития, на которую вступили индустриально развитые страны Запада и Япония в последней четверти XX в. Постиндустриальное общество имеет много иных названий: «посткапиталистическое общество», «информационное общество», «технотронное общество», «научная цивилизация» и др.

Постиндустриализм – новая, более высокая ступень развития по сравнению со стадией индустриального общества, приходящая ему на смену. Основной чертой постиндустриального общества является формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством «знаний и информации». Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие технологии. К ним относятся микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.

Другая важная черта  постиндустриального общества – усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного труда. Растут инвестиции в человека: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников. Идет процесс экологизации социально-экономического развития. Складывается новый тип взаимоотношений человека с природой, при котором человек выступает не как покоритель природы, не как бездумный потребитель ее благ, а как органическая часть системы «человек-общество-природа». Постиндустриальное общество, хотя и продвинуло вперед решение многих острейших проблем индустриализма, не смогло преодолеть ряд его противоречий. Оно порождает и новые противоречия, вызванные расширением возможностей манипулирования массовым общественным сознанием, навязывания ему ложных стереотипов, а также появлением новых форм компьютерной преступности.

 

14. Охарактеризуйте особенности  стиля постмодернизм.

 

В настоящее время  уже  можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства  со своими типологическими признаками.

Использование готовых  форм — основополагающий признак  такого искусства. Происхождение этих готовых  форм не имеет принципиального  значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных  на помойку или купленных в  магазине, до шедевров мирового искусства. Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.

По сути дела, постмодернизм  обращается к готовому, прошлому, уже  состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю  традиционность и противопоставляет  себя нетрадиционному искусству  авангарда.

Постмодерн в общем  и целом не признает пафоса, он иронизирует  над окружающим миром или над  самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской  установке на новизну  противопоставлено  устремление  включить в современное  искусство  весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также  художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение  ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Таким образом, постмодерн наследует  из соцреализма синтетичность  или  синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом  синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна  — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного  в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской  практики (кино, литература, архитектура  или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.

Принято считать, что  в  постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как  строительный материал все какие  угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая  из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

 

15. Что такое контркультура?

 

Поскольку общество распадается  на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них  формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Контркультура обозначает такую  субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте  с господствующими  ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского  социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства  мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание  таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение  в настоящем ради награды в  будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Возникновение контркультуры  на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В  таких случаях на равных правах к  одному явления применяют оба  названия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

  1. Викторов В.В. Культурология: Учебник для вуза: Экзамен, 2004. – 560с.
  2. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие. – М.: Альфа – М, 2003. – 432с.
  3. Розин В.М. Культурология: Учебник. / «Высшее образование». – М.: ИНФРА – М, ФОРУМ, 2002. – 344с.
  4. Силичев Д. Культурология: Учебное пособие. – М.: А – Приор, 2008. – 208с.
  5. Солонина Ю.Н., Каган М.С. Культурология: Учебник для вузов: Высшее образование, 2009. – 566с.
  6. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 263с.
  7. Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М.: Олимп, ИНФРА – М, 1999.



Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»