Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 07:19, контрольная работа
Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины антропология, социология, психология история педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления.
Введение 2
1 Структура и состав современного культурологического знания 2
2 Методы культурологических исследований 5
3 Основные понятия культурологии 9
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Культурология - это наука о человеческой культуре. Предметом ее исследования являются объективные закономерности личностных, групповых, национальных и общечеловеческих культурных процессов и явлений; виды, формы, способы и механизмы, законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.
Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении сохранении и передаче культурных ценностей.
Культурология изучает культурную жизнь и в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Важнейшая задача культурологов
- анализ процессов и тенденций
социокультурной среды
При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины антропология, социология, психология история педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления.
На современном этапе
Возможна также и такая классификация основных направлений культурологии, которая выделяет в ней:
Культурология может быть структурирована еще и по специфическим целям, предметным областям и уровням познания и обобщения. Здесь прежде всего имеет место разделение культурологии на:
Фундаментальную культурологию, в свою очередь, можно разделить на следующие разделы:
Прикладная культурология
выполняет несколько
Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить также следующие структурные части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.
С одной стороны, все они
в определенном смысле существуют и
как самостоятельные
Теория культурыпрежде всего
вводит в круг проблем культурологии
и дает представление о ее понятийном
аппарате. Она изучает содержание и развитие
основных культурных категорий, общие
вопросы определения культурных норм,
традиций и т.д. вырабатываются критерии
для понимания культурных явлений, в том
числе впервые возникающих и не имеющих
исторической традиции истолкования.
Теория культуры исследует теоретические
проблемы конкретного бытования культуры
в обществе в разнообразии ее проявлений,
История культуры охватывает
происхождение и становление
культуры, разные исторические эпохи
ее развития и присущие им способы
прочтения содержания культуры и
понимания культурных идеалов и
ценностей (например, красоты, истины и
т.). История культуры позволяет увидеть
преемственность культурных форм и
то новое содержание, которое вносится
развитием культурного
При структурировании культуры особенно важно не забывать, что вся культура духовна, любой вид культурной деятельности совершается при «вложении» в его результат физических и духовных сил, переживаний. Идеальное непрерывно переходит в конкретную деятельность, деятельность не завершается произведением определѐнных культурных ценностей, они стимулируют новый творческий процесс. Результаты культурной деятельности различаются долей «вложений» человеческих сил разума, чувств и воли. Ни одна вещь не может появиться без осмысления условий и
способов еѐизготовления,
без наличия у производителя
определѐнного духовного
Многие ценности материальной, душевной и духовной культур имеют материальную, вещную форму, вводится дополнительный критерий структурирования культуры. Выясняется, какую потребность удовлетворяет та или иная ценность. Правда, и здесь есть некоторая сложность. Например, жилой дом, казалось бы, сооружение утилитарное, укрывающее человека от неблагоприятных и даже суровых сил природы, обеспечивающее другие бытовые удобства. Но одновременно дом может быть очень красивым, а то и шедевром архитектуры. И тем самым удовлетворять и эстетическую потребность. Однако главной будет утилитарная, бытовая. Трудно себе представить, чтобы мы удовлетворились редким по красоте домом, где только неустранимо холодно и сыро.
2. Методы культурологических исследований.
Методы культурологических исследований изучает прикладная культурология.
Эволюционный метод связан с именами Э. Тайлора и Л. Леви-Брюля. Он появился вместе с зарождением культурологии. Этот метод рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии.
Исследованием структуры культурной системы, а также взаимосвязей между ее элементами занимается структурный метод.
Функциональный метод исследует функции данной культуры или ее формы. Этот подход рассматривает каждую культуру как внутренне-самодостаточную целостную систему, состоящую из функционально связанных между собой элементов. Функциональный метод изучает общие функциональные законы для всех культур, которые могли бы объяснить любой культурный феномен и элемент.
Культуру каждого народа как единое целое изучает системный метод. Все элементы культуры при этом подходе связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом.
На выявления различных
типов культур направлен
На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур.
Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер,
А. Тойнби придерживались исторического
метода в анализе развития культур.
Сравнивая и сопоставляя
Культурная самоидентичность
– это способность людей
Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации не отделим от процесса самоидентификации человека.
Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его.
Самоидентификация – это осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном пространстве. От личности требуются социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами и принятыми в обществе языками коммуникации).
Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:
1) усвоенных элементов сознания, поведения;
2) вкусов и привычек;
3) языков и других средств коммуникации.
Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих принятых ею параметрах:
1) культурных норм;
2) образцов поведения и сознания;
3) системы ценностей и языка.
Культурная самоидентичность проявляется в:
1) осознании своего «я»
с позиций культурных традиций
в данном обществе и в
2) самоотождествлении себя с этим культурными образцами.
Вся культура результат разнообразной человеческой деятельности.
Разнообразие это великое и ни на какой момент времени окончательно не сложившееся. Это динамическое единство и разнообразие взаимопроникающих и взаимозависимых деятельностей. Деятельности специфичны по качеству затрачиваемых сил, характеру и целям, но всѐ
множество их распределяется
по иерархично сообразованным направлениям
или фундаментальным