Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины антропология, социология, психология история педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления.

Содержание работы

Введение 2
1 Структура и состав современного культурологического знания 2
2 Методы культурологических исследований 5
3 Основные понятия культурологии 9
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Тема 2.docx

— 54.77 Кб (Скачать файл)

           

                                             Введение

Культурология - это наука  о человеческой культуре. Предметом ее исследования являются объективные закономерности личностных, групповых, национальных и общечеловеческих  культурных процессов и явлений; виды, формы, способы и механизмы, законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.

Культурология не только изучает  предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении сохранении и передаче культурных ценностей.

Культурология изучает культурную жизнь и в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций  социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории  мировой культуры.

При определении предмета культурологии необходимо помнить  о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор  вносят вклад разные дисциплины антропология, социология, психология история педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура и состав современного культурогического знания.                                     

     На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.            Культурология включает два основных раздела:                                                      - теоретическую культурологию;                                                                            - эмпирическую и прикладную культурологию.                                                                    К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.                                                                                               К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.                                                                Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.             Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.                                                          Культурологическое знание имеет довольно сложную структуру. Во-первых, в культурологии можно выделить два основных профиля познания:

  • собственно культурологию (в узком смысле) – как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования
  • культуроведение – как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отд. подсистемы культуры по специализированным областям деятельности. Собственно культурология является вполне эмпирической наукой, исследующей конкретно-исторические явления культуры и выявляющей универсальные закономерности порождения, функционирования и изменчивости этих явлений.

Возможна также и такая  классификация основных направлений  культурологии, которая выделяет в  ней:

  • социальную культурологию, исследующую преимущественно функциональные механизмы, процессы и формы социокультурной организации и регуляции коллективной жизни людей (ценности, нормы, обычаи, образы жизни, технологии деятельности, языки коммуникации, инструментарий социального воспроизводства личностей и сообществ);
  • гуманитарную культурологию, концентрированную на изучении процессов и форм самопознания культуры – интеллектуальных и образных творческих рефлексий и интерпретаций природных и социальных явлений бытия, воплощаемых в различных вербальных и невербальных "текстах культуры".

Культурология может быть структурирована еще и по специфическим  целям, предметным областям и уровням  познания и обобщения. Здесь прежде всего имеет место разделение культурологии на:

  • фундаментальную, изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т.п.;
  • прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта.

Фундаментальную культурологию, в свою очередь, можно разделить  на следующие разделы:

  1. онтология культуры (определение и социальные функции культуры);
  2. гносеология культуры (внутренняя структура и методология);
  3. морфология культуры (структура);
  4. семантика (символы, знаки, образы, языки, тексты);
  5. антропология (человек как производитель и потребитель культуры);
  6. социология (социальная стратифицированность культуры);
  7. социальная динамика (генезис, изменение основных типов).

Прикладная культурология  выполняет несколько практических задач, связанных с прогнозированием и регулированием актуальных культурных процессов, разработкой основных направлений  культурной политики:

  • функционирование институтов культуры (пример: реформа русского языка);
  • задачи социокультурного взаимодействия (пример: межнациональные отношения в России и США);
  • охрана и использование культурного наследия (пример: передача соборов и монастырей православной церкви).

Говоря о структуре  современной культурологии, можно  выделить также следующие структурные  части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

С одной стороны, все они  в определенном смысле существуют и  как самостоятельные дисциплины, взаимодействуя с целым рядом  других научных дисциплин, опираясь на их фактический материал, методы исследования, а также выработанные в них и апробированные практикой  и историей подходы. С другой стороны, они естественным образом составляют целостную систему знаний культурологии, которая органически соединяет  их способы и методы познания культурных явлений, свойственные им подходы к  рассмотрению происхождения и культурной специфики таковых.

Теория культурыпрежде всего  вводит в круг проблем культурологии  и дает представление о ее понятийном аппарате. Она изучает содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. вырабатываются критерии для понимания культурных явлений, в том числе впервые возникающих и не имеющих исторической традиции истолкования. Теория культуры исследует теоретические проблемы конкретного бытования культуры в обществе в разнообразии ее проявлений,                                                                               Таким образом, мы видим, что культурология в своем разделе теории культуры изучает культурные феномены и сам феномен культуры, во-первых, в единстве и целостности культурного пространства как такового, его структуры и содержания, в закономерностях его собственной внутренней жизни; во-вторых, в отношениях феномена культуры с человеком и миром. Для этого вырабатываются и используются специальные категории и понятия, в которых фиксируется сложное содержание культурных явлений, их развитие и изменение, и делается это присущими культурологии путями, методами и средствами.

История культуры охватывает происхождение и становление  культуры, разные исторические эпохи  ее развития и присущие им способы  прочтения содержания культуры и  понимания культурных идеалов и  ценностей (например, красоты, истины и  т.). История культуры позволяет увидеть  преемственность культурных форм и  то новое содержание, которое вносится развитием культурного контекста, культурных реалий и отношений. История  культуры помогает понять истоки становления  современных культурных явлений  и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей. Именно история культуры позволяет увидеть  всю культуру как непрерывный  процесс, в котором человек постепенно очеловечивает и самого себя, и  весь мир, и в то же время увидеть  саму культуру как воплощение развития определенных исторических закономерностей  и как некую целостность, обладающую собственными внутренними законами и логикой развития. Именно культурно-исторический подход позволяет выделять и анализировать динамику культурного движения, духовную общность людей, выявлять тенденции развития культурных явлений и целых культур.

       При структурировании культуры особенно важно не забывать, что вся культура духовна, любой вид культурной деятельности совершается при «вложении» в его результат физических и духовных сил, переживаний. Идеальное непрерывно переходит в конкретную деятельность, деятельность не завершается произведением определѐнных культурных ценностей, они стимулируют новый творческий процесс. Результаты культурной деятельности различаются долей «вложений» человеческих сил разума, чувств и воли. Ни одна вещь не может появиться без осмысления условий и

способов еѐизготовления, без наличия у производителя  определѐнного духовного развития, знаний, навыков и чувств, которые  в итоге и овеществляются. Так  происходит с вещами. Что же касается, например, поэзии, музыки, молитвы, то мы здесь встречаемся с явлениями  преимущественно и исключительно  духовными. Подчеркнѐм ещѐ раз вся культура духовна. Еѐ творит дух человеческий.

       Многие ценности материальной, душевной и духовной культур имеют материальную, вещную форму, вводится дополнительный критерий структурирования культуры. Выясняется, какую потребность удовлетворяет та или иная ценность. Правда, и здесь есть некоторая сложность. Например, жилой дом, казалось бы, сооружение утилитарное, укрывающее человека от неблагоприятных и даже суровых сил природы, обеспечивающее другие бытовые удобства. Но одновременно дом может быть очень красивым, а то и шедевром архитектуры. И тем самым удовлетворять и эстетическую потребность. Однако главной будет утилитарная, бытовая. Трудно себе представить, чтобы мы удовлетворились редким по красоте домом, где только неустранимо холодно и сыро.

 

 

            2. Методы культурологических исследований.

 

Методы культурологических исследований изучает прикладная культурология.

Эволюционный метод связан с именами Э. Тайлора и Л. Леви-Брюля. Он появился вместе с зарождением  культурологии. Этот метод рассматривает  динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии.

Исследованием структуры  культурной системы, а также взаимосвязей между ее элементами занимается структурный  метод.

Функциональный метод  исследует функции данной культуры или ее формы. Этот подход рассматривает  каждую культуру как внутренне-самодостаточную  целостную систему, состоящую из функционально связанных между собой элементов. Функциональный метод изучает общие функциональные законы для всех культур, которые могли бы объяснить любой культурный феномен и элемент.

Культуру каждого народа как единое целое изучает системный  метод. Все элементы культуры при  этом подходе связаны между собой  и создают такие свойства, которые  есть только у системы в целом.

На выявления различных  типов культур направлен типологический метод.

На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур.

Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического  метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности  различных культур.

Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам  и символам.

Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации  не отделим от процесса самоидентификации  человека.

Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его.

Самоидентификация – это  осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или  иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка  общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той  или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном  пространстве. От личности требуются  социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами  и принятыми в обществе языками  коммуникации).

Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:

1) усвоенных элементов  сознания, поведения;

2) вкусов и привычек;

3) языков и других средств  коммуникации.

Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих  принятых ею параметрах:

1) культурных норм;

2) образцов поведения  и сознания;

3) системы ценностей и  языка.

Культурная самоидентичность проявляется в:

1) осознании своего «я»  с позиций культурных традиций  в данном обществе и в проявлении  лояльности к ним;

2) самоотождествлении себя  с этим культурными образцами.

         Вся культура результат разнообразной человеческой деятельности.

Разнообразие это великое и ни на какой момент времени окончательно не сложившееся. Это динамическое единство и разнообразие взаимопроникающих и взаимозависимых деятельностей. Деятельности специфичны по качеству затрачиваемых сил, характеру и целям, но всѐ

множество их распределяется по иерархично сообразованным направлениям или фундаментальным подсистемам  культуры.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"