Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 07:19, контрольная работа
Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины антропология, социология, психология история педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления.
Введение 2
1 Структура и состав современного культурологического знания 2
2 Методы культурологических исследований 5
3 Основные понятия культурологии 9
Заключение 16
Список используемой литературы 17
И такими «подсистемами» являются производство материальных условий существования, научная, художественная и духовная деятельности. Следовательно, и структура культуры в своих элементах должна им соответствовать. Однако существует давняя традиция разделения культуры на два крупных элемента
материальную и духовную культуры. Встречаются предложения выделять душевную культуру культуру человеческих чувств. В еѐ
формировании участвуют, прежде всего, искусства народные традиционные («неучѐные») и профессиональные («учѐные»). Но душевную культуру созидают и религия, и родная речь, и человеческие отношения, и созерцание красоты в природе. Итак, деление культуры на материальную, душевную и духовную будет более целесообразным, особенно теперь, когда душевный строй
среднестатистического человека в России и мире явно погрубел и душа его продолжает деградировать. П.А. Флоренский различает человека душевного от человека духовного по мотивам соблюдения ими нравственных и гражданских установлений, участия в делах богоугодных. Душевный человек незавершѐн, ещѐне имеет
«внутреннего сознания своего мирогражданства, своего назначения в
историческом процессе». Он соблюдает принятые общественные нормы не по своей духовности, что равно подлинной свободе, а из страха наказания, потери чести, обесславления имени своего (Флоренский П.А. Христианство и культура. М., 2001).
Душевность человека, душевная культура как приготовленное для сева весеннее поле, которое уже может принять в себя семена духовности, то, что русская педагогическая мысль именовала <<разумным, добрым, вечным>>
Культура нашего времени всѐ больше обособляется от христианства; но не только от него, она вообще утрачивает религиозный дух, и смысл, и дар. Она не перешла ни к какой «новой» религиозности; она не обратилась даже и к поискам новой. Отделившись от христианства, она ушла в безрелигиозную, безбожную пустоту» (И.А. Ильин).
Во всѐм этом мыслитель
видел причину кризиса
Россия, русский народ пережили в XX веке чудовищную секуляризацию культуры, духовное насилие. Слово «духовность» было символом врага, к тому же напоминало о духовенстве. «От Москвы до самых до окраин» взрывались храмы, тысячами расстреливались священнослужители, закрывались духовные учебные заведения, сжигались иконы, книги. Церкви
грабились государством под видом помощи голодающим.
В советской культуре,а точнее, в культуре воинствующего атеизма термин «духовность» был наполнен широким содержанием: научное знание, занятие искусством, разработка политической доктрины и т. п.
Какие культурные ценности духовные или материальные будут
преобладать в жизни человека, на что он преимущественно истратит
невозобновимый ресурс живое человеческое время, такую судьбу он себе и выберет. Точнее, таким образом, улучшит или ухудшит еѐ.
Культуру духовную не дают, ею не премируют. Еѐ берут силою. Силою духа, воли, тяжкими пожизненными трудами. Можно, чуть изменив знаменитую фразу, сказать: «в культуре нет широкой столбовой дороги», и в ней надо «карабкаться по еѐ каменистым тропам». При этом в благоговении перед источником своего существования, в радостном предстоянии перед Светом
мира, Словом, Тайной жизни. В противном случае не достигнешь никаких «сияющих вершин». «Крест культуры». Человек как бы распят на «кресте культуры». По горизонтальному вектору человеку приходится служить количеству, наличному бытию, удобствам, телесным потребностям и наслаждениям.
Знаменитый канадский учѐный Ганс Селье говорит, что человеку для реализации его жизненной программы природа отпускает определѐнное количество адаптационного топлива. Адаптация приспособление к изменяющимся условиям, по мнению многих учѐных, и есть жизнь. Так вот это то «определѐнное количество» топлива должно быть разумно распределено и по видам деятельности, и по периодам жизни. Канализировав его в какую
-нибудь прихоть, страсть, сомнительное занятие, человек рискует
преждевременно прекратить движение «по вертикали», так и не сделав главных дел своей жизни. А топливо Ганса Селье универсально: оно в своих дифференциациях и формах служит и материальным целям, и забавам, усладам, быстро преходящим увлечениям, и духовным целям «вертикальным» смысложизненным трудам. Нужны расчѐтливость, бережливость, ответственность в «расходах». Каждый когда то пожнѐтпосеянное. По вертикали «креста культуры» располагаются смысложизненные ценности, заботы и труды оправдания жизни, «хлеба небесные», вечное, оно же и духовное, движение к инобытию, к абсолютной полноте бытия, богословски говоря, к Царству Небесному, к спасению. По
горизонтали «хлеба земные», телесные и душевные потребности, всѐ
посюстороннее, временное или смертное, труды обслуживания наличного бытия, вся, по Н.А. Бердяеву, тяжесть мира сего. «Крест культуры» в человеке, в его неотменимых трудах. Человек распят на «кресте», осознаѐт он это или нет. На «крест» не просятся, но и с «креста» не бегают. Культурный человек это хорошо понимает. А образование это и есть «производство», прежде всего, культурных людей, а потом уж специалистов, умельцев, ремесленников.
3. Основные понятия культурологии
Существует несколько
основных концепций культуры, в рамках
которых определяется данный термин.
На протяжении 70 лет в СССР господствовало
марксистское понимание, в соответствии
с которым культура – надстройка
над материальным базисом общества,
детерминируемая в главных
На Западе модна психоаналитическая
концепция, разработанная в 1-й половине
ХХ в. В соответствии с ней культура
является продуктом сублимации первичной
жизненной энергии – либидо. С
точки зрения З. Фрейда, культура, строясь
на принуждении и запрете
Одна из известных концепций
культуры – религиозная, в соответствии
с которой культура сформировалась
из первоначальных культов. В ее развитие
большой вклад внесли русские
философы П. А. Флоренский и Н. А. Бердяев.
Захоронение предков – по-
Самая распространенная концепция
культуры связывает ее с неолитической
революцией. Ей помогает этимология слова
«культура» как «возделывание» (имеется
в виду возделывание земли, к которому
переходят от собирательства). Мы говорим
о сельскохозяйственных культурах,
имея в виду растения, которые были
изменены человеком в соответствии
с его потребностями. С неолитической
революции начинается и период эволюции,
ведущий к цивилизации. С этой
точки зрения понятия культуры и
цивилизации рассматриваются
В начале ХХ в. О. Шпенглер в книге «Закат Европы» обосновал циклическую концепцию развития культуры, в соответствии с которой каждый народ формирует своеобразную и не сравнимую с другими культуру, вырастающую из особенностей национального духа. Культура «подобна растению, вырастает из своего материнского ландшафта, углубляя душевную привязанность человека к почве» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. М., 1998. С. 92). Культура проходит несколько стадий от рождения до смерти, а цивилизация, по Шпенглеру, – ее завершающая ступень. На основе своей концепции Шпенглер сделал вывод о неизбежной гибели западной культуры в скором будущем.
Шпенглер уподоблял культуры
растениям. По А. Тойнби, отдельные культуры
– ветви единого древа
Во второй половине ХХ в. К. Лоренц предложил экологическую концепцию культуры. С его точки зрения, духовная культура – это искусственный механизм, компенсирующий отсутствие у человека инстинкта, предотвращающего самоистребление вида, какой имеется у хищников, обладающих естественными орудиями уничтожения (клыки, когти). По этой концепции важнейшей в культуре является нравственная составляющая, тогда как материальная культура создает технические средства уничтожения, аналогичные естественным у хищников. Духовная культура формирует этические запреты. Так приходим к фундаментальному противоречию между материальной и духовной культурами. Если гипотеза Лоренца верна, то отсюда следует, что развитие духовной культуры отстает от развития материальной. Отдельные культуры, по Лоренцу, аналогичны биологическим видам и развиваются культуры, как виды, – через дивергенцию признаков.
Можно выделить экологическую концепцию культуры, в соответствии с которой культура представляет собой единство творящего духа и окружающей его среды (духовной атмосферы). Черты экологичности культуры: 1) это живая целостность, обладающая эмерджентными свойствами и развивающаяся как органическое, а не механической единство. «Но так же, как человек, – подчеркивал Т. С. Элиот, – есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его тела, так и культура есть большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований» (Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 261); 2) отдельные отрасли и типы культуры, подобно живым особям, находятся в непрерывной борьбе между собой и с окружающей средой и в то же время приспосабливаются друг к другу и к среде, достигая гармонии; 3) культуры проходят те же стадии, что и экосистемы – от зарождения до гибели.
Итак, культура – это все специфически человеческое, в противоположность естественному, существующему независимо от человека. Создавая культуру, человек творит искусственное, окультуривая естественное. Простой пример – сельскохозяйственные культуры.
Культуру можно рассматривать со стороны ее содержания и форм, т. е. структур, «законченных в самих себе и претендующих на длительность, более того, на вневременность» (Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное. Т. 1. М., 1996. С. 494). Основные формы – это отрасли и типы культуры. Они соответствуют биологическим видам и экосистемам, и их эволюция напоминает эволюцию живой природы: новое не всегда сменяет старое, а сосуществует с ним.
Строение культуры, совокупность ее форм называется морфологией культуры. В более широком смысле под морфологией культуры понимается раздел культурологии, занимающийся изучением культурных форм и их развития как существующих независимо от человека. При этом предполагается, что закономерности образования форм определяются внутренней логикой их развития. В разработку проблем морфогенеза культуры большой вклад внесли в XX в. немецкие философы Г. Зиммель и, особенно, Э. Кассирер, автор трехтомного труда «Философия символических форм».
Формы культуры выражаются
в виде языка, естественного и
искусственного. По И. Гердеру, язык является
основой культуры, его особенности
определяют специфику культуры и
национального самосознания. В дальнейшем
в этом направлении работал основатель
структурной антропологии К. Леви-Стросс.
Он интерпретировал важнейшие
Произведения человека не всегда имеют однозначный смысл. Многозначность творчества позволяет говорить о символах. Творение символов столь же специфично для человека, как сама культура. Недаром одно из определений человека – «символическое существо». Кусок материи, скажем, может рассматриваться и как одежда, и как флаг государства. В определенном смысле все произведения культуры символичны.
Структура языка, в том числе языка культуры, содержит определенный способ мировосприятия данной культуры – ее культурный код. Это понятие появилось по аналогии с генетическим кодом, но в отличие от последнего культурный код передается в результате не биологического, а социального наследования. Понятие генетического кода выражает наследственно закрепленные природные задатки, под культурным кодом понимают социально закрепленные нормы.