Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины антропология, социология, психология история педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления.

Содержание работы

Введение 2
1 Структура и состав современного культурологического знания 2
2 Методы культурологических исследований 5
3 Основные понятия культурологии 9
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Тема 2.docx

— 54.77 Кб (Скачать файл)

Носителями информации о  фактах культуры являются знаки. Они  составляют язык культуры в широком  смысле, в том числе символы-знаки. С точки зрения так называемой символической школы символы  составляют ядро культуры. Наука, изучающая  знаки как язык культуры, называется семиотикой.

Все создания культуры могут  рассматриваться как ценности; те из них, которым полагается следовать, – культурные нормы. Ценности выступают важным средством реализации нормативности. Норма регулирует меру допустимости поведения и обеспечивает добровольное и сознательное сотворчество людей. Главными факторами нормативной регуляции являются мораль и право. Ценности в отличие от норм подразумевают выбор. Ценность, по П. Сорокину, служит основой и фундаментом культуры. 

Устойчиво воспроизводимые  из поколения в поколение нормы  и ценности называются культурными  традициями. Совокупность традиций определяет специфический код данной культуры. Культурная традиция призвана обеспечивать сохранение прошлых образов путем  устранения новшеств как отклонений.

Способность культуры осознавать самое себя и считать себя следующей  определенной традиции называется культурной самоидентичностью. Основой ее является оригинальное ядро культуры, позволяющее  узнавать данную культуру и приобщаться  к ней. Культурная самоидентичность – это и способность людей  относить себя к данной культуре, к  стереотипам и символам, существующим в ней. Идентичность может рассматриваться  как принцип, посредством которого культура осуществляет процесс самостоятельного развития. Путем самоидентификации  происходит укрепление ядра культуры. Это сила притяжения, аналогичная  гравитационной. Процесс идентификации  диалектически связан с понятием индивидуализации, развития внутренних творческих способностей личности.

Целостное представление  данного народа или человечества о мире называют культурной картиной мира. Она складывается из научной, философской, художественной, религиозной, мифологической, идеологической, мистической  картин мира, т. е. из отдельных представлений о мире, функционирующих в отдельных отраслях. Культурная картина мира может строиться по нескольким координатам: одна из них – отрасли культуры, другая – типы культур и цивилизаций. По этим двум координатам будет идти изложение материала в данной книге.

Становление культуры называется культурогенезом. Культурогенез –  процесс формирования основных сущностных характеристик культуры. Начинается культурогенез тогда, когда у  группы людей появляется необходимость  в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается  возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях. Протекать культурогенез может  или путем эволюции, или посредством  революционных, скачкообразных изменений.

Развитие и развертывание  во времени называется динамикой  культуры. Культурная динамика раскрывает характер, обстоятельства, причины  изменений, происходящих в обществе, стадии эволюции культуры и их критерии. Так, Тойнби выделял следующие стадии развития культур: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель. Механизмом развития является, с его точки зрения, «вызов и ответ», когда внешние или внутренние факторы неблагоприятно воздействуют на культурную систему, и будущее ее зависит от способности противостоять им, т. е. ответить на вызов.

Различают следующие типы культурной динамики: линейный, при  котором предполагается, что все  культуры поступательно проходят по одному пути; циклический, в соответствии с которым каждая культура имеет  свой цикл от рождения до гибели; и инверсионный, при котором развитие осуществляется по типу маятника – от одного полюса к другому и обратно.

Носителем, субъектом культуры является человек. Разные люди являются субъектами культуры в большей или  меньшей степени в зависимости  от того, насколько они приобщены  к культуре. По участию в культурном процессе можно выделить «творческое  меньшинство» (Тойнби), народ, активно  воспринимающий культурные традиции, и массы, потребляющие специально создаваемую  для них массовую культуру.

Социальными институтами  культуры называются социальные институты, имеющие непосредственное отношение  к культуре. Это культурные учреждения – театры, музеи и т. п., образовательные учреждения – школы, техникумы и институты в узком смысле, различные творческие организации – союзы, общества и т. д. В разработке понятия социальных институтов культуры, или социально-культурных институтов, большую роль сыграл структурно-функциональный подход. Под социальными институтами в широком смысле им понималась система устойчивых общественных взаимодействий, социальных структур, призванных удовлетворять потребности людей, являющиеся константой культуры. Сама культура понимается в этом смысле как сложная организованная совокупность взаимосвязанных институтов.

Взаимодействия между  культурами носят название межкультурных  коммуникаций. Их изучение – предмет  специального раздела культурологии  – культурной семантики, изучающей  культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом.

Под культурной модернизацией  понимается изменение культуры в  аспекте ее приобщения к господствующим в мире образцам и ценностям. Как  и в социально-политическом аспекте, термин «культурная модернизация»  обычно используется по отношению к  странам третьего мира, в которых  происходят кардинальные изменения  культурных стереотипов. Важной частью культурной модернизации являются изменения  образовательной системы – переход  ко всеобщему начальному и среднему образованию, развитие высшего образования, ликвидация неграмотности и т. п. Под культурной модернизацией можно понимать также развитие новых видов искусства – кино, телевидения и т. п., науки и техники, новых социальных институтов культуры и т. д.

В широком смысле культурная модернизация – достижение соответствия культуры современному уровню жизни. В  более узком смысле культурная модернизация – это соответствие современному этапу развития западной культуры. Под культурной, в отличие от технико-экономической  модернизации, понимается не замещение  старого (техники, производства) новым, а расширение содержания тех в  принципе немногочисленных тем, которые  традиционно обсуждаются в культуре. Культурная модернизация в отличие  от технико-экономической ведет  не к дифференциации и специализации, а к синкретизму, хотя и в этом случае общий вектор рационализации продолжает действовать.

Можно выделить следующие  функции культуры:

1) творческую – создания произведения культуры;

2) познавательную – познания мира;

3) трансляционную – передачи культурных достижений;

4) регулятивную – создания норм поведения;

5) ценностную – создания системы ценностей, воспринимаемых человеком;

6) знаковую – создания языка культуры;

7) синтезирующую – соединения больших масс населения в единое целое;

8) смысловую – обретения смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

 

Заключение

Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер культурологии  приводят некоторых культурологов  к парадоксальному выводу о том, что не существует вообще такого объекта, как культура, во всяком случае, в  том же смысле, в котором мы говорим  про объекты естественных наук.

Понятие "культура" подразумевает  не теорию или модель, позволяющую двигаться к "правильному" объяснению человеческих феноменов, а концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, интерпретации.

 Таким образом, понятие  "культура" фиксирует точку  зрения исследователя на совместную  жизнь людей, а не на некоторый  реально существующий "объект". Но с другой стороны существует античная культура, средневековая культура, российская культура, или такой объект, как "культура вообще", то есть речь идет о содержании понятия, а не целостности изучаемого объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Атсманских Е. А., Енина А. В., Теория и история культуры.
  2. Толкачев Ю. А., Кравченко А. И. Культурология

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"