Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая.
Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?
Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология» 

 

 

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

Ответ:1. Преобразовательная - культура побуждает человека создавать свой мир артефактов, вооружает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя.2. Семиотическая (знаковая) функция определяется тем, что культура представляет собой определенную знаковую систему и предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.3 Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.4 Познавательная (гносеологическая) функция определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества.5.. Ценностная (аксиологическая) функция определяется способностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации, позволяя человеку различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.6 Коммуникативная функция - форма и процесс общения и связи - осуществля ется с помощью языка и общения людей, а также специфических языков науки, искусства, техники.7 Информационная функция-. Это передача социального опыта. В обществе нет другого механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Благодаря культуре осуществляется передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, так и между странами и народами.8. Гуманистическая функция является главной функцией культуры в неё входят или вытекают из неё все остальные функции.                                Вопрос 2Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства?

Ответ: Первые  образы наскальной живописи – росписи  в пещере Альтамира (Испания), относящиеся  примерно к XII тыс. до н.э. – были обнаружены в   1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Постепенно  человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта?  Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

Устное  народное творчество способствовало появлению художественной литературы и мифов древних египтян. Большое количество сохранившихся благодаря наличию письменности произведений египетской литературы свидетельствуют о высоком уровне развития культуры, о таланте египетского народа.

 

     

 

      Боги  для древних египтян – не  только творцы городов, номов,  правителей, собственного культа, порядка  и закона, но и  создатели  ремесел и искусств, письма и  счета, науки и магии. Иероглифическое,  т. е. Священное, письмо понималось  как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе еще в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшая счетом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел.

 

      Роль  храмов в духовной жизни эпохи   Древнего царства несомненно  была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи  с ними  возникали особые скриптории  «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.

 

      Чувствуя  свое бессилие перед природой, древний  египтянин наделял явления природы и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ фетишей восходит к эпохе архаики. Остатки первобытного фетишизма долго сохранялись в египетской религии. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. С культом камня связано применение обелисков в архитектуре. В форме священной гробницы царя – пирамиды – возможно, сохранилось далекое воспоминание о культе гор и скал.

 

      С ростом  земледельческого хозяйства в  религию египтян начали проникать  представления о «священной земле», «богине – матери природы»  и исконно древнем боге земли  Гэбе. В условия долины Нила  земледелие было возможно только  на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона.

 

      С надеждой  и страхом смотрел египтянин   на стихию огня, которая необходима  и полезна для людей. Особые  магические заклинания должны  были охранить человека от  силы огня и дать ему власть  над  огненной стихией.

 

      Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Культ животных – одна из форм древнего тотемизма – был широко распространен начиная с архаической эпохи. В древних столицах Египта – в Мемфисе и Гелиополе – поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Распространение получил культ священной коровы – богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).

 

      Культ  предков и заупокойный культ   способствовали идеологическому  укреплению власти и авторитета  родоначальника. Египтяне верили, что  смерть есть не уничтожение  человеческого существа, а лишь переход его в другой сверхчувственный мир. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

 

      Стремление  сохранить умершему вечную жизнь  выразилось прежде всего в  погребении тела. Тело умершего  искусственно сохраняли для вечной  жизни. С этой целью внутренности  вынимались и сохранялись в  особых сосудах (канопах), а тело  пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами. Мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. На стенах комнат внутри гробницы обычно изображали умершего, его семью и его имущество. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Эти изображения снабжались объяснительными надписями и даже цифрами. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался.

 

      Искусству  отводилась необычайно важная  роль: оно должно было, ни много  ни мало, дарить бессмертие, быть  прямым продолжением жизни. Поэтому  казалось неважным – видит  ли кто-нибудь художественное  произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.

 

      Обоготворяя  явления и силы природы, египтяне  пытались связать мысль о вечности  всегда возрождающейся природы  с  представлением о воскресении и  вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, когда эти верования стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа.

 

      С появлением в период Среднего Царства среднего свободного люда заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего Царства на стенках саркофагов, в эпоху Нового Царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых», в которой содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описания загробного мира и судьбы человека после смерти.

 

      Египтяне  считали солнце грозной стихией   небесного огня, царившего в мертвой   пустыне. Центром солнечного культа  в древнейшие времена был город   Иуну, который греки называли «город солнца» (Гелиополь). В течение Древнего Царства культ солнца постепенно превращается в связи с централизацией управления страной в государственный культ верховного бога солнца Ра. В период Среднего Царства, когда центром Египта стали Фивы, местный фиванский бог Амон провозглашается верховным богом. Гимны, составленные в честь нового бога Амона-Ра, изображают его изначальным верховным богом, создавшим весь мир. Своего высшего развития культ солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнечного диска Атон был объявлен единым верховным государственным богом. После смерти Эхнатона его религиозная реформа была ликвидирована, культ Амона был восстановлен.

 

      Религия  использовалась для укрепления  власти царя и авторитета государственной   власти. Проповедовалось учение о  том, что он наделен властью непосредственно богами и поэтому царю необходимо повиноваться, как земному богу. Египетского фараона называли «благой бог» и «великий бог», «сын солнца о плоти его»; в честь обоготворенного царя воздвигались храмы; царя хоронили в грандиозных гробницах; в искусстве и литературе царя изображали как сверхъестественное существо, родившееся от бога. В пирамидах V – VI династий сохранились «Тексты Пирамид», подробно описывавшие загробное блаженство на небе обоготворенного властителя, которого боги принимают в свою среду. Развитие культа царя во многом изменило основные формы египетской религии. Древние боги природы постепенно превратились в государственных богов – покровителей государства, царской власти и фараона. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис превратился в царя загробного мира, а древний бог солнца, сохранявший свой тотемный облик сокола, - бог Гор – стал охранителем царя, его имя «Гор» – одним из священных титулов фараона.

Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?

 

Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая.

Ответ: Основными достижениями Древнего Китая являются. Философия. Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии. Все в настоящие время знают великого Конфуция. Там же наряду с конфуцианством зародился даосизм, многие в мире сейчас знают о началах "ян" и "инь", что бы в квартире мебель была расставлена в соответствие с работой "Книга о дао и дэ". Китайские алхимики изобрели порох, без него история человечества уже не мыслима. Компас тоже изобретения Древнего Китая. Обычная бумага и та создана китайцами. А наука астрология, гороскопы, кто не знает китайский календарь. Китайские единоборства, включая ушу. Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие. Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений. Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?

Ответ: Античность явила миру различные формы организации человеческого сообщества –

политические  и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"