Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:23, контрольная работа
Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая.
Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?
Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?
огромные
гуманистические возможности
граждан, соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал
примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем
империи – не только как государства, но как особой формы сосуществования
многих народов с особой ролью центральной власти, как государственного
"замирения" множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру
важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и
показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего
общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело
государства – следить за соблюдением закона.
Античность завещала последующим эпохам максиму "человек – мера всех вещей" и
показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании,
политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в
самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали
эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты
человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты
гражданского служения и государственного созидания.
В античном мире
была предпринята грандиозная
Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в
великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно
взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого
синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой
общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую
религию.
Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую
культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом
происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и
человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум
человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали
его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.
О том, чем обязана античности современная наука, проще всего судить по
названиям научных дисциплин, за каждой из которых стоят имена ее античных
зачинателей: астрономия, ботаника, зоология, история, метеорология,
математика вместе с геометрией и арифметикой, медицина и многие другие. Из
того, что в этом перечне опущено, более всего выражает сущность античного
вклада
термин "школа". Античность была для
современной цивилизации
притом такой, уроки которой непреходящи. Обращаясь каждый раз к, казалось бы,
античным элементарным учебникам типа созданного Евклидом, мы, к своему
удивлению, обнаруживаем много такого, до понимания чего ранее не доросли.
Человечество несет на себе античность, как драгоценную раковину, из которой
оно вышло. И трудно себе представить, что когда – нибудь с ней придется
расстаться. И дело здесь не только в прочности самой структуры, постоянно
обновляемой и наращиваемой в результате археологических открытий, но в том,
что античность благодаря неповторимой соотнесенности понятий "природа" и
"культура"
навсегда останется
Вопрос 7. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство?. Какое это имело значение для Руси?
Ответ: Христианство зародившись пер-
воначально в Восточном Средиземноморье в европейской этнической
среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу, но решитель-
но порвало с этой материнской основой, вступив с ней в противоре-
чие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило
необычайную силу экспансии. В I в. н.э. оно распространилось среди
рабов-вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или
рассеянных Римом народов. А затем в ходе исторического процесса
проникло во все зоны Земного шара. тому в большей степени способствовал отказ христианства от
этнических,
социальных ограничений и
ные идеи христианства – искупительная миссия Иисуса Христа, вто-
рое пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние,
установление царствия небесного.
Христианство имеет три
протестантизм, который, в свою очередь, включает течения – лютеран-
ство, кальвинизм, англиканство.
Влияние христианства на
эпохи Владимира Святого. Есть известие, что Приазовская Русь час-
тично обратилась к христианству уже в 60-х годах IX века и что пер-
вая русская епархия была установлена патриархом
константинопольским Фотием в 867 г. в Тьмуторокани.
В Киевскую Русь христианство проникло уже в первой половине
X века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это
время среди киевских варягов было много христиан и что в Киеве
была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и
правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла хри-
стианство (ок. 955 г.), и некоторые члены княжеской дружины после-
довали ее примеру.
В 988 г. князь Владимир крестил киевлян на берегах Днепра. Ко-
нечно, и по принятии христианства старые языческие верования не сразу
были забыты народом – их воспоминания и пережитки сохранялись в
народе в течение долгих веков и, соединяясь и переплетаясь с новыми
верованиями, образовали пеструю смесь так называемого «двоеве-
рия», предмет постоянных обличений православного духовенства. Проникая постепенно в душу и в быт русского общества, христи-
анство, с его учением о любви и милосердии, производило глубокую
нравственную перемену. Перемена эта прежде всего сказалась в са-
мом княжеском роде, точнее в лучших его представителях. Сам Вла-
димир, бывший в молодости развратным и жестоким, совершенно
переродился посте крещения: он не только устраивал знаменитые пиры,
но раздавал бедным обильную милостыню из княжеской казны. Князь
до того проникся чувством гуманности, что не решался даже казнить
разбойников, и на вопрос епископов, почему он не казнит их, ответил:
«Боюся греха».
С особой силой и яркостью
проявился новый дух
любви и смирения в поведении любимого сына Владимира – Бориса:
смерть отца застала его во главе войска, возвращавшегося из похода
против печенегов; он имел полную возможность вооруженной рукой
захватить киевский трон, и дружина советовала ему это сделать, но он
ответил, что не может «поднять руку» на своего старшего брата Свя-
тополка. Но хищному и жестокому Святополку христианское учение
оказалось чуждым, и он приказал убить своих братьев. Князья-муче-
ники
Борис и Глеб стали первыми
канонизированными святыми
ональной русской церкви и остались в памяти князей и народа примером
и символом христианского смирения и братолюбия.
Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?
Ответ: Просвещение -- система историко-социологических взглядов на общество, в основе которой лежит антифео-дальная направленность политических идеалов и решитель-ный разрыв с теологическим объяснением истории XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Мыс-лителей, ученых этого времени отличало стремление си-стематизировать и углубить знания о природе. Экспери-ментальные исследования стали приобретать все боль-шее значение, чему способствовали технические и тех-нологические достижения.
В XVIII в. в ведущих европей-ских странах уже имелись академии наук, выходили спе-циальные научные издания, организовывались научные экспедиции. Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить провиденциатистские представления о мире научными, Новые идеи неизбежно затронули и общество в его про-шлом и настоящем. Просветители сделали смелую попытку создать науч-ную картину общества, выявить законы общественного раз-вития. Как возникло общество и государство? Ответ на этот вопрос дали политико-правовые учения, основанные на теории естественного права и концепции обществен-ного договора. Они были разработаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием, Б. Спинозой, англичанами Дж. Локком и Т. Гоббсом. Согласно теории естественных прав, первоначально люди жили в безгосударственном, или в естественном состоянии. Каждому человеку согласно выс-шему закону природы были даны прирожденные неотчуж-даемые права: жизнь, свобода, собственность. Все люди были равны в правах.
Далее возникает вопрос, почему люди вышли из естественного и перешли в гражданское состоя-ние? Каким образом возникло государство. Согласно кон-цепции общественного договора, человек самостоятельно осознал необходимость учреждения государства, посколь-ку в естественном состоянии невозможно полностью обес-печить права человека: каждый человек -- «сам себе су-дья» (Дж. Локк), интересы людей сталкиваются. Государ-ство возникло в результате соглашения между людьми. Люди учредили государство -- обязательную для всех власть -- к передачи ее суверену, а сами стали его поддан-ными. Суверен обязан гарантировать мир, порядок и при-рожденные права
Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?
С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему допускался некоторый отход от принципов социалистического реализма. После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.
Большой резонанс в то время создали Шестидесятники. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.
Изменения в культурной жизни страны первыми затронули литературу. Произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов (Юность, Иностранная литература, Наш современник и др.). Тема незаконных репрессий впервые была поднята в романе В. Дудинцева «Не хлебом единым», повести В. Грассмана «Все течет». Другим значительным произведением на эту тему стал «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. Проблемам нравственных деформаций в обществе были посвящены рассказы Д. Гринина, А. Яшина, Ю. Германа и др. Проводились литературные вечера известных писателей и поэтов. Получил популярность жанр авторской песни, с которой выступали поэты Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.