Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В культуре как системе можно выделить 4 основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.
Эти блоки содержат в себе следующие функции:
- социализации и инкультурации;
- ценностно-нормативную (аксиологическую);
- познавательную (гносеологическую);
- информационную;
- деятельностную;
- коммуникативную;
- символическую.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

 

В культуре как системе можно выделить 4 основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.

Эти блоки содержат в себе следующие функции:

- социализации и инкультурации;

- ценностно-нормативную (аксиологическую);

- познавательную (гносеологическую);

- информационную;

- деятельностную;

- коммуникативную;

- символическую.

В реальной жизни эти функции переплетаются, взаимно обуславливают друг друга, перетекают одна в другую, поэтому выделение каждой функции в отдельности носит до некоторой степени условный характер.

 

Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства

 

Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного  искусства:  графика (рисунки  и   силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н.э.)1. Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизировавшие плодородие. Подобные «венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Памятники первобытной живописи открыты более 100 лет назад. В 1879г. испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. А. Брейль в пещере Ле-Комбатель в долине Везера обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открыл целую «картинную галерею»: 40 рисунков диких лошадей, 23 рисунка мамонта, 17 - оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне.

Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Там были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, - основной элемент мезинского искусства.

Найденные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, имеют богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным штампом, изготовленным, как правило, из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек желтоватого или зеленоватого с блесками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. При надавливании таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

К эпохе неолита и бронзового века относятся изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дерево, кость.

Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

На территории нашей страны около 4 тыс. лет назад выполнялись первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили природу животных.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении   музыкального   пласта   первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы - звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма - мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество - дву- и трехзвучные мотивы.   Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Образцы этих инструментов из Франции сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России - из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны. В одном из жилищ Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.

Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов - пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны - гименеи, погребальные причитания - орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела, как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер.

 

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта?  Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

 

История государства и культуры Египет делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.

Обожествление фараонов занимало центральное место  в  религиозном  культе  Египта:   египтяне полагали,  что  фараон  -  это  живое  подобие Солнца и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и лунной ладье ночью.

Богов в Древнем Египте было множество, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись птицам, жукам, кошкам. Наиболее важным из животных культов был культ быка Аписа. Он почитался как земное воплощение бога Птаха, создателя и организатора Вселенной.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный религиозный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Таким образом, первая в истории религиозная реформа не увенчалась успехом.

Важнейшая черта культуры древнего Египта стремление к бессмертию. Страстное желание бессмертия определило мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта. Стремление к бессмертию явилось основой для заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Египта. В Египте на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти рождается вероучение, согласно которому умершего ждет Воскрешение.

Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково «ненормальной» для всех, средства борьбы с ней, т.е. надежные погребения, недоступные склепы, снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти – по окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать «домом вечности» фараона.

Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона были пирамиды. В глазах фараонов и их подданных пирамиды имели важное практическое значение. По-видимому, предполагалось, что возносящиеся к  небесам пирамиды помогут им совершить восхождение к богам.

Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?

 

Древнейшая история Индии таит в себе много неразгаданного. Однако в старейших литературных источниках,  сложившихся  во  II  тыс.  до

н.э., повествуется о развитии рабовладельческих отношений, о наличии различных категорий рабов. Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям - варны (их четыре); по профессиональной деятельности — касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны - брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей. Доля шудр - безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Принадлежность к определенной варне определялась также и цветовым символом. Для брахманов - белый, для кшатриев - красный, вайшьев - желтый, шудр - черный.

В процессе окончательного формирования рабовладения варно-кастровый строй объявлялся извечно существующим порядком, результатом божественного промысла, освещался религией.

Окончательно сложившийся в период Раннего Средневековья кастовый строй стал важным элементом общественной структуры страны. В отличие от варн касты представляли собой замкнутые, группы людей, которые занимались какой-либо одной производственной деятельностью и проживали в определенном районе. Они располагали внутренней администрацией, системой взаимопомощи, правилами поведения, общения и пр. Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, усиливал отчужденность между группами, практикуя запрет на межкастовые отношения, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

 

 

 

 

Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая

 

Научные знания и технические изобретения. Уже в V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.

Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: магнитный прибор, выполнявший функцию компаса (III в. до н.э.), водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.

В Китае было организовано производство шелка. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. Шелковая ткань изготовливалась из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей.

Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

Письменность и древнекитайская поэзия. Первым известным историком Китая был Сым Цянъ, автор «Ши цчи» («Исторических записок»). Огромный труд Сыма Цяня включает яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"