Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В культуре как системе можно выделить 4 основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.
Эти блоки содержат в себе следующие функции:
- социализации и инкультурации;
- ценностно-нормативную (аксиологическую);
- познавательную (гносеологическую);
- информационную;
- деятельностную;
- коммуникативную;
- символическую.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками.

На рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли и из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. — более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.

К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга песен», содержащая более 300 народных песен, ритуальных гимнов и стихов, и «Книга перемен». Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого известного по имени китайского поэта Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (IV-III вв. до н.э.).

Зодчество и искусство. В культурной жизни Китая важную роль стали  играть буддийские монастыри.  По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни - пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией. Самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.)

Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10 тыс. человек.

С утверждением на территории Китая буддизма появляются тенденции к монументализму, выразившиеся в огромных высеченных в скале изображениях Будды и в изящных каменных рельефах. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного.

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени.

Во времена династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) произошел расцвет обработки металлов, керамики, скульптуры. Ко II тыс. относятся богатые захоронения, в которых содержатся изделия из бронзы и нефрита, украшенные резьбой в виде иероглифов и стилизованных фигур животных. Удивительные терракотовые фигуры в человеческий рост охраняют гробницу императора Ши Хуанди (221-206 до н.э.) в старой столице Сиане.

В VII—VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.

Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.

Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?

 

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи, Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. - умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления - софисты (от греч. sophists - мудрец, учитель мудрости) учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480-415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469-399 до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению - вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологию), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения - считается, что он - автор текста кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах в начале врачебной практики.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа — Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429-348 до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу - Академию. Платон - автор философских диалогов на такие темы, как метафизика, этика и политика. В основе его учения — поиск единого и всеобщего многообразия явлений. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей.

Уделяя большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности (трактаты «Государство» и «Законы»), Платон предлагал реформировать клонившийся к упадку полис. Основой учения о государстве является идея справедливости, создание идеального политического строя. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй.

Ученика Платона - Аристотеля (384—322 до н.э.) по праву называют энциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым различным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике и т.д. Достижения прежней философии Аристотель критически переработал, углубил и систематизировал в своей философской системе. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы и материи. И именно форма является тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, логике. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени.

 

Вопрос 7. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство?. Какое это имело значение для Руси?

 

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовали на духовную жизнь и культуру русского народа, но и неоднократно создавали и критические моменты в ее истории.

Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него - княгини Ольги, а еще ранее - киевских князей Аскольда и Дира. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. Договор 911 г. между Олегом и Византией уже был написан на двух языках — греческом и славянском.

Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального восприятия мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание «Повесть временных лет». В ней приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Послы были посланы в разные страны для выбора лучшей веры. И они, побывав на богослужении в Византии, были поражены пышностью и блеском православного богослужения, очаровало их и церковное пение. Оно произвело на них сильное впечатление. Поэтому они сказали, что лучшая вера – греческого православное христианство.

По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву1.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии.

Важным было также и то, что христианство придает особое значение полярным категориям Добра и Зла и проводит линию раздела между ними через самого человека. Телесный мир человека, оскверненный грехопадением, должен быть преображен индивидуальными усилиями личности. Учение о грехе и о спасении (греч. хамартиология) становится центром христианского богословия.

 

 

Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?

 

 

Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими   переменами   в   условиях  жизни   под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.

Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая - дата из английской истории: в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии. Вторая дата - начало Великой французской революции, воспринимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Сами современники называли XVIII столетие веком Просвещения, а передовые деятели культуры этого столетия получили название просветителей. Европейское Просвещение - исторически конкретный комплекс идей, который привел к образованию определенной системы культуры. Просвещение означало глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромных масс людей. Просвещение понималось шире, нежели простое распространение знаний и образования, содержало в себе моральное и гражданское воспитание, а также утверждение «истинных» идей о мире, обществе и человеке.

В истории человечества XVIII век вообще занимает особое место. Во всех сферах жизни общества формируются новые социально-экономические отношения, и очень быстро, на протяжении жизни двух-трех поколений, существенно изменяется мировоззрение человека, возрастает его творческий потенциал. Наиболее важными моментами этой эпохи были: секуляризация (светскость) общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, возрастание интереса к научному и философскому знанию, бесконечная вера в преобразующие возможности образования. Название «Просвещение» возникло вследствие твердого убеждения просветителей во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни — и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"