Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:54, контрольная работа
В культуре как системе можно выделить 4 основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.
Эти блоки содержат в себе следующие функции:
- социализации и инкультурации;
- ценностно-нормативную (аксиологическую);
- познавательную (гносеологическую);
- информационную;
- деятельностную;
- коммуникативную;
- символическую.
Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть «естественное равенство», а отсюда — политическая свобода и гражданское равенство.
Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?
Культурную ситуацию второй половины XX в. в России определяли кардинальные сдвиги в советской политической системе. С приходом в 1953г. к власти Н.С. Хрущева началась широкомасштабная либерализации во всех сферах общественной жизни. Перелом в культуре обозначился уже к началу 60-х годов и давал о себе знать вплоть до их окончания.
Процесс демократизации общественной жизни получил название «оттепель» по одноименной повести И.Г. Эренбурга. Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным переворотом. Во второй половине 60-х годов в развитых странах мира активизировалось молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому осмыслению и новому художественному прочтению подверглись исторические итоги XX столетия. В полную мощь зазвучал роковой для России вопрос «отцов и детей».
В советском обществе рубежом перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Процесс духовного обновления начался с обсуждения вопроса об ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции. В действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления и их противников.
Писательская среда также раскололась на демократический лагерь, представленный журналами «Юность» и «Новый мир», и консервативный во главе с журналами «Октябрь», «Нева», а также журналами «Наш современник» и «Молодая гвардия». Было реабилитировано творчество Ю.Н. Тынянова и М.А. Булгакова. В 1957 г. после почти двадцатилетнего перерыва была возобновлена постановка пьесы М.А. Булгакова «Бег», а в 1966 г. впервые был опубликован (хотя и с купюрами) роман «Мастер и Маргарита», написанный в 30-е годы. Возобновлено было также издание журнала «Иностранная литература», печатавшего на своих страницах популярные среди молодежи произведения Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя.
В конце 50-х годов возникло новое явление в литературной жизни страны - самиздат. Такое название получили машинописные журналы творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. Первый такой журнал «Синтаксис», основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной.
В годы «оттепели» появились высокохудожественные произведения литературы, проникнутые гражданственностью и заботой о судьбе социалистической Родины. Это поэмы А. Т. Твардовского «Теркин на том свете» и «За далью — даль», роман Т.Е. Николаевой «Битва в пути», повесть Э.Г. Казакевича «Синяя тетрадь», стихотворение Е.А. Евтушенко «Наследники Сталина». Сильная по трагедийному накалу повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принесла автору славу. На страницах журнала «Юность» родился новый литературный жанр «исповедальной литературы», которая описывала сомнения и метания молодого поколения.
Несмотря на все демократические нововведения, в области культуры сохранялось руководящее положение коммунистической идеологии. Глава партии Н.С. Хрущев открыто стремился привлечь художественную интеллигенцию на сторону партии, рассматривая ее в качестве «автоматчиков».
Традиция проработочных кампаний сохранилась. В 1957 г. публичному осуждению был подвергнут роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», открывший в литературе тему репрессий. В 1958 г. по стране прогремело «дело Пастернака». Пастернаку за роман «Доктор Живаго» была присуждена Нобелевская премия. Однако автора под угрозой выдворения из страны заставили отказаться от нее, а в стране начался шквал гонений на писателя.
Лично Н.С. Хрущев высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличались усложненной образностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, создателя фильмов «Весна на Заречной улице» и «Два Федора», М.И. Ромма, поставившего художественный фильм «Девять дней одного года». В декабре 1962 г. в ходе посещения выставки молодых художников на Манежной площади Хрущев устроил разнос «формалистам» и «абстракционистам». Контроль за деятельностью творческой интеллигенции осуществлялся и посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры.
Вопрос 10. Назовите причины возникновения русского Зарубежья.
К возникновению русского Зарубежья привели гражданская война и революция, которые раскололи страну надвое.
Одна стала называться РСФСР, а другая, не признавшая советской власти, образовала русское Зарубежье и продолжала сохранять свое единство.
Другой причиной создания русского Зарубежья является главная цель эмигрантов – спасти, сохранить и приумножить русскую культуру.
1 Ориньякская культура — культура периода позднего палеолита. Название получила по пещере Ориньяк (Франция). Характерны кремневые пластины с ретушью, изготавливались костяные наконечники копий. Главное занятие человека — охота.
1 Игумен Иоанн Экономнее. Православие, Византия, Россия: Сборник статей. М.: Христианская литература, 1992. С. 37.