Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ТИПА: ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
В этот период развития европейской культуры христианство пронизывает все сферы общества и, естественно, главной чертой духовной культуры является ее религиозность. Христианство – не просто религия, оно выступает как фундаментальная мировоззренческая основа сознания, всей жизни человека и общества, всей средневековой культуры.

Содержание работы

1. СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ТИПА: ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ 3
2. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ И БОГА. 4
3. РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 8
4. СИМВОЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА. 19
5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА. 23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Культурологии.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Коронационном  портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале  Амьенского собора, производящие впечатление  ряби, классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Одним из самых красивейших  и величественнейших соборов  времен Готики был признан Амьенский  собор.

Амьенский собор, один из самых известных готических соборов  в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м).

Главная его часть  построена в 1218–1279 по проекту Робера де Люзарш и его преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и 1549 в  стиле поздней готики были достроены  башни западного фасада и некоторые  другие части здания.

Основные черты великих французских соборов эпохи высокой готики сложились в архитектуре соборов Шартра и Реймса.

Собор Нотр-Дам в Амьене является одним из наиболее смелых, изящных и гармоничных архитектурных  решений готической церкви. На западном фасаде здания находятся три скульптурных портала; центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа. Главный неф (высота 42,5 м, ширина 14,3 м) представляет собой трехъярусную структуру: в среднем ярусе за аркадой трифория находится узкая галерея.

Начиная с 1292 боковые  нефы стали расширяться благодаря  пристройке капелл (среди них капелла  кардинала Делагранжа, один из ранних образцов архитектуры пламенеющей  готики). Восточная часть короткого, но широкого трансепта и просторный хор освещаются через окна трифория. В обходную галерею хора открываются пять капелл. Огромные окна хора и главного нефа утратили средневековые витражи.

Внутреннее пространство Амьенского собора, высокое и просторное, кажется одновременно изысканным и  строгим, величественным и уютным.

(В марте 1918 собор  сильно пострадал от обстрела  немецкой артиллерии, позже он  был восстановлен, а во время  Второй мировой войны, к счастью,  потерпел лишь незначительный  урон.)

 

  1. Символизм средневековой культуры. Феномен рыцарства.

 

 

Все, что видел и переживал средневековый человек вокруг себя, любые явления природы и события собственной жизни он стремился воспринимать одновременно в двух планах: естественном как происходящие здесь, в дольнем мире явления и события и символическом как знаки присутствия Бога, проявления мудрости и воли Творца, всегда направленной к добру, хотя и действующей неисповедимыми для человеческого ума путями. Во всех сферах средневековой культуры используется язык символов и аллегорий: в архитектуре, живописи, духовной и светской литературе, прикладном искусстве; в философии и теологии развиваются традиции символического знания, сформировавшиеся в период патристики.

Символизм средних веков - это символизм всей средневековой  жизни и культуры. В средние  века люди не только говорили символами, но и иной речи, кроме символической, не понимали.

Мир не изображали символическим, его таким воспринимали. Земной мир - символ небесного, вещи первого - только символы объектов второго, и не потому, что так положено человеком, а  в силу того, что умозрительное подчиняет себе предметное и управляет им. Человек к процессу символизации не причастен, он может лишь выяснить, что стоит за символом. Вещи "не просто могут служить символами, не мы вкладываем в них символическое содержание: они суть символы, и задача познающего субъекта сводится к раскрытию их истинного значения". Процесс развертывания символа и его постижения бесконечен.

Отражение рыцарских  нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой  литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания появилась рыцарская поэзия и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представляющие так называемую куртуазную литературу с обязательным культом прекрасной дамы.

Рыцарский роман возник на Западе в XII в. Автор куртуазного  романа - это чаще всего клирик, то есть человек для своего времени  ученый, состоящий на службе при  очень значительном феодальном дворе  сам же, как правило, незнатного рода: простой горожанин или бедный рыцарь.

Рыцарская литература была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно  их формировала. Какими же качествами должен обладать настоящий рыцарь? В принципе, рыцарь должен происходить  из хорошего рода, иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги, кроме того, можно было купить эту привилегию. Но в куртуазной литературе герой непременно блистал великолепным генеалогическим древом. Рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью. Его красоту обычно подчеркивала одежда, свидетельствующая о любви к золоту и драгоценным камням. От рыцаря требовалась сила, иначе он не смог бы носить доспехи, герои романов обычно проявлялись еще в детстве, подобно Гераклу.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Слава требовала неустанного подтверждения, все новых и новых испытаний, поэтому рыцарь должен странствовать, пока не подвернется случай сразиться. Если войны нет - он отправляется дальше, вызывая первого встречного всадника, чтобы установить иерархию, место в которой зависит от количества и качества побежденных рыцарей.

Поединки рыцарей с  закрытыми лицами служат в куртуазных романах темой трагических историй, в которых рыцарь, подняв забрало  поверженного противника убеждается, что убил близкого родственника или друга.

При такой постоянной заботе о своем боевом престиже понятно, что от рыцаря требуется мужество. Недостаток мужества - самое тяжкое обвинение. Боязнь быть заподозренным  в трусости вела к нарушению элементарных правил военной стратегии, что зачастую приводило к гибели рыцаря и его дружины.

Поведение рыцаря в бою, так же как и все его поведение  подчинялось строгим правилам, которые  выполнялись вопреки интересам  воюющих: правила предписывали победившим в течение суток не покидать поля битвы, подтверждая свое право победителей и показывая свою решимость сразиться с каждым, кто посмеет оспорить их победу, вместо того, что бы преследовать отступающего врага. Рыцарь в доспехах не имел права отступать. Все, что могло быть сочтено трусостью было недопустимо. Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько его поведение в бою. Рыцарский кодекс чести регулировал правила ведения боя, которые описаны во многих литературных произведениях той эпохи.

В героических поэмах женщина еще не играет заметной роли. Лишь с куртуазным романом XII века приходит воспевание женщины. Это явление тем любопытнее, что в культурах, где человек прокладывает себе путь мечом, женщины обычно ценятся не слишком высоко. К рыцарскому же кодексу обычно возводят понятие галантности.

Неотъемлемой частью рыцарского образа была его любовь к прекрасной даме. Любовь, воспеваемая  провансальскими поэтами XII и начала XIII века уже носит индивидуальный характер: поэту дорога лишь одна женщина, и он не променяет ее ни на какую другую. Не знатность происхождения и богатство, а красота и куртуазность дамы вызывают чувства.

Прекрасная дама должна обладать тактом, любезностью, умением  со вкусом одеваться, благородством, способностью вести светскую беседу - иначе говоря, набором тех признаков, которые  в совокупности и называются куртуазностью. Вскоре выработался определенный ритуал ухаживания и любовных отношений, которому должны были следовать все изысканные люди, дорожившие своей репутацией. Дама была обязана иметь возлюбленного и соответственно с ним обращаться, ее рыцарь должен был хранить тайну "сокровенной любви" и служить даме сердца.

По мнению средневековых  авторов, любви между супругами  быть не может, ибо любовь требует  тайны и поцелуев украдкой; любовь к тому же не возможна без ревности, то есть без состояния тревоги  о том, как бы не потерять возлюбленную, а в браке ничего подобного нет.

Вот основные черты рыцарской  культуры. Христианская оболочка рыцарства  была чрезвычайно тонка: вместо смирения - гордость, вместо прощения - месть, полное неуважение к чужой жизни; прелюбодеяние - необходимый атрибут рыцарской  доблести, а для христианства - нарушение одной из заповедей. Все это позволяет нам говорить об особенной рыцарской культуре - ярчайшем явлении в то мрачное время.

  1. Средневековая арабо-мусульманская культура.

 

 

Арабо-мусульманский  средневековый мир -это результат  распространения ислама, мусульманских завоеваний и создания арабского халифата. Халифат в IХ-Х вв. распался на ряд государств, объединенных тесными торговыми связями, языком и культурой. Тем не менее внутри этой общности каждая культура обрела свои особенности и нашла свой путь.

Культура арабо-мусульманского мира основывалась на более ранних, доисламских культурах Ближнего Востока и Северной Африки. Но свою сущность и важнейшие особенности  она обрела благодаря возникновению  и распространению ислама, определившего все стороны культуры и жизни человека.

Социально-экономическая  основа арабо-мусульманского средневековья  в сравнении с другими средневековыми обществами имела ряд особенностей. Для культуры наиболее важным оказалось  то обстоятельство, что типичная для феодального общества иерархичность сочеталась в исламском мире с весьма высокой социальной мобильностью. Служба могла поднять до значительных социальных высот выходца из «низов». Весьма влиятельными были средние городские слои. У власти находилась не только родовая знать, но и военные, и чиновники.

По сравнению со средневековой  Европой в средневековье мусульманском  большое значение имели города. Сельская местность играла служебную роль. Таких центров хозяйства и  культуры, как монастыри и рыцарские  замки в Европе, мусульманский средневековый мир не знал. Статус горожан был весьма высок, а их положение - стабильным. Особенно почитаемым занятием была торговля.

Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно  считать то, что в нем не сложилось  института церкви как посредника между земным и божественным миром. Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы.

Материальная культура средневекового Ближнего Востока была представлена разнообразными орудиями труда, ирригационными сооружениями и различными приспособлениями в системе водоснабжения, а также постройками разного назначения. Ряд построек, а также большую часть продукции ремесленного производства, такую, как ковры, ткани, посуда, оружие, можно считать пограничными явлениями, в равной степени принадлежащими культуре материальной и художественной.

Множество фактов культуры находится еще на одной «границе» - между духовной и художественной культурой. Религия широко и разнообразно пользовалась художественными формами словесного творчества, в художественные формы было облечено и знание.

Несмотря на то что  духовную культуру, как и культуру в целом, определял ислам, можно  обнаружить явления, восходящие еще  к античным традициям. В частности, в философии средневекового Востока можно усмотреть развитие некоторых идей и принципов античной философии. Этой же древней традицией, очевидно, обусловлена и тесная взаимосвязь философии и естественно-научного знания - медицинского, физического и химического, математического и астрономического.

Не будет преувеличением сказать, что в области научной  и философской арабо-мусульманское  средневековье намного превзошло  другие средневековые культуры. В  частности, Европа неоднократно обращалась к ближневосточному наследию как источнику мудрости и учености, используя в нем переработанное античное и собственно восточное.

Со времени распространения  ислама, т.е. с VII в., и вплоть до XII в. можно  говорить о расцвете художественной культуры арабо-мусулъманского средневековья. В ней отчетливо проявились все наиболее существенные характеристики средневековой художественной культуры. Это традиция и канон в качестве основных ориентиров художественного творчества, подражание образцам и предшественникам как важнейшие творческие методы, дидактичность искусства и многое другое.

Тем не менее проявились в мусульманской средневековой  художественной культуре и особенные  черты. В первую очередь это большая  роль личностного и авторского начала в творчестве. Свойственная исламу неразделенность духовного и светского, земного и божественного приводила к тому, что средневековое мусульманское искусство в большей степени, чем христианское, обращало внимание на «земные» проблемы человека, затрагивала, бытовые и повседневные темы и сюжеты.

Все это вместе с большей по сравнению с Европой свободой в использовании античного наследия дает возможность ряду исследователей говорить о «ренессансности» средневековой арабо-мусульманской культуры.

Восприятие Корана как  образца совершенства привело к  тому, что стилистика этой священной книги особым образом отразилась на всей художественной культуре. Как известно, важнейшая стилистическая особенность Корана - в соседстве трудносоединимых или несоединимых вовсе элементов: рассуждения о божественном сочетаются с бытовыми сравнениями и торговыми понятиями, умозрительные идеи - с вполне реалистическими образами. Эти же особенности характеризуют и язык литературы арабо-мусульманского средневековья.

В качестве важнейшей  особенности мусульманского искусства  нужно назвать тяготение к самостоятельности отдельных частей и элементов художественного произведения. Прозаические тексты часто представляют собой искусно объединенные, но независимые друг от друга сюжеты. Стихотворные произведения состоят из отдельных частей, имеющих смысл и структурно завершенных. Внутри большого поэтического произведения они достаточно автономны, могут менять свои места, по существу не меняя структуру текста в целом.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"