Контрольнгая работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие культуры и подходы к ее изучению. Основные понятия культурологии.
2. Язык и символы культуры. Культурная картина мира.
3. Особенности русской культуры.
4. Культура современного общества. Межкультурные коммуникации.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

План

 

  1. Понятие культуры и подходы к ее изучению. Основные понятия культурологии.
  2. Язык и символы культуры. Культурная картина мира.
  3. Особенности русской культуры.
  4. Культура современного общества. Межкультурные коммуникации.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие культуры и подходы к ее изучению. Основные понятия культурологии

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.

Итак, первоначально понятие  культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка  земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры в любом обществе. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции) [1].

Термин «культура» издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

Описательные определения – это определения, которые восходят в своей основе к определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

Исторические определения  подчеркивают роль традиций и социального  наследия, доставшихся современной  эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. Генетические определения  примыкают к историческим и утверждают, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

Нормативные определения акцентируют значение принятых правил и норм, поэтому культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

Ценностные определения – культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

Психологические определения  исходят из решения человеком  определенных проблем на психологическом  уровне. Культура есть особое приспособление людей к природному окружению  и экономическим потребностям, поэтому  складывается из всех результатов такого приспособления.

Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Структурные определения  выделяют важность моментов организации  или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных  групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания «культуры» [4].

Насколько многообразно понятие культуры, настолько много и подходов к ее изучению. Но все многообразие подходов к изучению культуры, как правило, можно свести к двум основным направлениям, уходящим своими корнями в философские традиции XVIII в. и отвечающим на вопрос: Что есть культура? Орудие закабаления человека или же средство его облагораживания, превращения в цивилизованную личность?

Направление, которое  можно охарактеризовать как пессимистическое, иррациональное, берет свое начало в работах французского просветителя Жан Жака Руссо, который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную на лоне природы жизнь — как наиболее правильную ее форму. Ущербность и вредность культуры Руссо видел как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными (сочинение «Рассуждение о начале и основаниях неравенства»), так и в существовании абсолютизма — власти, антинародной по своей сути. Не меньшим злом он считал религию, искусство и науку, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни счастливой жизни людей.

Из этих общих позиций  немецкий философ Фридрих Ницше (1844 — 1900) делает вывод о том, что  человек по своей природе вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что  культура есть зло и создана для  его порабощения и подавления.

Примыкает к иррациональным теориям культуры школа культурного  психоанализа, основоположником которой  считается австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939). В своих  работах Фрейд подчеркивал, что  человек постоянно страдает от противоречий между собственными желаниями и предписывающих определенное поведение нормами культуры. А представитель школы психоанализа Эрих Фромм (1900—1980) пытался соединить фрейдовский психоанализ с марксистской теорией отчуждения.

В начале XX в. были сформулированы три фундаментальные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Щвейцера, М. Вебера.

Немецкий философ О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» делает пессимистический вывод  о том, что рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена. По Шпенглеру, понятия «культура» и «цивилизация» общезначимы, он считает, что культура — это организм, живущий примерно тысячу лет. В мировой истории философы выделяют восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Он предсказывает рождение и расцвет русской культуры.

В отличие от теории О. Шпенглера другой немецкий ученый Макс Вебер (1864—1920) в своих произведениях «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод о том, что никакого кризиса западноевропейской культуры нет, просто на смену прежним ценностным критериям пришли новые и прежде всего универсальная рациональность, изменившая представления об этой культуре. В происхождении западноевропейского капитализма Вебер решающую роль отводил протестантизму.

Философ-гуманист А. Швейцер  в своей работе «Распад и возрождение культуры» вслед за О. Шпенглером отмечает упадок и кризис западноевропейской культуры, но считает их не фатальными, а спасение культуры — возможным. По Швейцеру, культура слагается из господства человека над силами природы и над самим собой, когда свои помыслы и страсти личность согласует с интересами общества.

Согласно Дильтею существует единая мировая культура, развивающаяся  на основе произведений объективного духа: искусства, религии, философии (у  Гегеля это ступени развития абсолютного духа).

Н.Я. Данилевский обосновал  идеи единства между формами органической и культурной жизни. Он разделял все  народы на позитивных творцов истории  и, наконец, тех, кто задержался в  своем развитии и является лишь материалом для ведущих цивилизаций.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня влияющих на жизнь миллионов людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности [6].

Таким образом, категория  «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемую созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Культурология – это комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры: от причин зарождения до исторического самовыражения. Основными понятиями культурологии являются:

  1. культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях;
  2. культурные ценности, предполагаются два подхода к их определению:
    • это сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведении интеллектуального, художественного и религиозного творчества (археолого-искусствоведческий подход);
    • это некоторая квинтэссенция социального опыта, вобравшая в себя наиболее эффективные принципы осуществления жизнедеятельности (нравы, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения и т. д.). При этом подходе культурные ценности – это принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции общества, к росту взаимопонимания людей и т. д. Это ядро социальной жизни общества, впитавшее народную мудрость и интеллектуальные откровения;
  1. культурные нормы – это категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей;
  1. важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры;
  2. важным процессом динамики культуры является культурная модернизация. Суть модернизации связывается с распространением ценностей и достижений капитализма: рационализма, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени;
  3. раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры;
  4. Культурные традиции – это основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта общества. Они аккумулируют  совокупность норм и образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, коммуникации и регуляции, нравы и обычаи, обряды и ритуалы [7].

 

  1. Язык и символы культуры. Культурная картина мира

Огромную роль в культуре играют знаки и символы. Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют  людям вступать в коммуникативные  связи друг с другом, ориентироваться  в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода, смысловые конструкции (носители смысла).

Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.

Основной структурной  единицей языка культуры, с точки  зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.

Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативных процессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц, а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель.

Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные  для выражения представлений  и переживаний, различаются как  по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.

Информация о работе Контрольнгая работа по "Культурологии"