Космогония казахов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 20:27, творческая работа

Описание работы

Казахи (самоназвание - казах, казак), нация, коренное население Казахской ССР. До 1925 (отчасти и позднее) в литературе и документах К. ошибочно именовали киргиз-казаками и просто киргизами, перенося на них самоназвание соседнего народа - собственно киргизов ("кыргыз"). Общая численность К. в СССР - 5299 тыс. чел. (1970), в Казахской ССР - 4234 тыс. чел. Живут также в Узбекской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и некоторых областях РСФСР. За пределами СССР живут в КНР, МНР и Афганистане. Говорят на казахском языке. Верующие К. - мусульмане-сунниты. В прошлом большую роль играли шаманизм и культ предков.

Содержание работы

Введение
Космогония казахов
Архетипы женщин
Обряд погребения
Легенды
Байтерек
Артефакты
Вывод.
Монографии

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 687.23 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения.

 

 

 

 

 

Творческая работа по теории и истории народной художественной культуры

 

 

 

Тема:

 

Космогония  казахов.

 

 

 

 

 

 

Студента Кличниковой У.А

Анохиной А.В.

1 курс, группа №235

дневного очного отделения

Преподаватель: Регинская Н.В.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

План.

  1. Введение
  2. Космогония казахов
  3. Архетипы женщин
  4. Обряд погребения
  5. Легенды
  6. Байтерек
  7. Артефакты
  8. Вывод.
  9. Монографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Казахи (самоназвание - казах, казак), нация, коренное население Казахской  ССР. До 1925 (отчасти и позднее) в  литературе и документах К. ошибочно именовали киргиз-казаками и просто киргизами, перенося на них самоназвание соседнего народа - собственно киргизов ("кыргыз"). Общая численность К. в СССР - 5299 тыс. чел. (1970), в Казахской ССР - 4234 тыс. чел. Живут также в Узбекской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и некоторых областях РСФСР. За пределами СССР живут в КНР, МНР и Афганистане. Говорят на казахском языке. Верующие К. - мусульмане-сунниты. В прошлом большую роль играли шаманизм и культ предков.

К. имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа К. археологически прослеживаются у  племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. В число древних  предков К. входили племена саков, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В 3-2 вв. до н. э. на Ю. Казахстана возникло племенное  объединение усуней, а на Ю.-З. жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н. э. на З. от Аральского моря жили аланы, также оказавшие влияние на этногенез К. В 6-7 вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с В. (тюргеши, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (8 в.) и Карлукский (8-10 вв.) каганаты, объединения огузов (9-11 вв.), кимаков и кипчаков (8-11 вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов (см. Караханидов государство, 10-12 вв.). В начале 12 в. территория Казахстана подверглась вторжению киданей (каракитаев). Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В начале 13 в. в Казахстан из Монголии и с Алтая проникли остатки разгромленных полчищами Чингисхана племён найманов и корей (кереиты). Последовавшее затем монгольское завоевание Средней Азии и Казахстана привело к интенсивным процессам перемещения, дробления и объединения племён различного происхождения. На развалинах Золотой Орды в её восточной части около середины 15 в. возникли Ногайская орда и Узбекское ханство. Их населяли тюркоязычные племена (кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы и др.), в том числе часть ассимилированных местным тюрк. населением монгольских племён. С середины 15 в. часть их переселилась в Моголистан, что было вызвано феодальными междоусобицами и династической борьбой в Узбекском ханстве. На З. они вернулись в 70-х гг. 15 в. Стоявшие во главе казахских племён феодалы в конце 15 - начале 16 вв. создали Казахское ханство. С его образованием завершилось сложение казахской народности. Этнический термин "казах" с 20-30-х гг. 16 в. стал применяться ко всему населению степей, входивших ранее в Узбекское ханство, и расположенных к В. от него районов. В середине 16 в. этнический состав К. пополнился племенами, прикочевавшими из-за р. Урал (после распада Ногайской Орды), из Сибири, Восточного Семиречья и др.

В составе казахской  народности исторически сложились  три группы племён (жузов), каждая из которых была спаяна общими интересами кочевого хозяйства и обособлена территориально: Старший жуз,Средний жуз, Младшый жуз.

Основным занятием К. до присоединения казахских земель к России (завершилось в 60-х гг. 19 в.) было кочевое скотоводство, и лишь в некоторых районах у них издавна были поливные пашни. С конца 18 в. под влиянием русских переселенцев у К. получило дальнейшее развитие земледелие. Во 2-й половине 19 в. оно уже сопровождалось постепенным переходом К. на оседлость. Занимались К. также домашними промыслами, рыболовством и охотой. Русская культура оказала большое влияние на формирование современной культуры К.

            Коренные изменения в экономике и культуре К. произошли после Октябрьской революции, в ходе строительства социализма, когда сформировалась казахская социалистическая нация. Казахстан превратился в страну с передовой индустрией и высокоразвитым многоотраслевым сельское хозяйством. Изменились быт и культура К.: кочевники перешли к оседлости, ликвидирована неграмотность, выросли национальные кадры рабочего класса и интеллигенции.

[5] С. Жолдасбаев, С. Бакенов «История Казахстана» 

Расположение 
          Казахстан расположен на стыке двух континентов - Европы и Азии, между 45 и 87 градусами восточной долготы, 40 и 55 градусами северной широты. Географический центр европейско-азиатского субконтинента находится именно в Казахстане (на пересечении 78 меридиана с 50 параллелью) - в эпицентре бывшего Семипалатинского атомного полигона.На западе - Прикаспийская низменность. На юго-западе - полуостров Мангышлак (впадина Карагие, 132 м ниже уровня моря). В центральной части - Казахский мелкосопочник, на севере - южная окраина Западно-Сибирской равнины, на востоке и юго-востоке - горы Алтая, Тарбагатая, Джунгарского Алатау и Тянь-Шаня (высота до 4973 м).

  Площадь 
          Казахстан занимает площадь, равную 2724,9 тыс. кв. км. (1052,1 тыс. кв. миль) и раскинулся к востоку от Каспийского моря и приволжских равнин до горного Алтая, от предгорий Тянь-Шаня на юге и юго-востоке до Западно-Сибирской низменности на севере. Протяженность его территории с запада на восток превышает 3000 км (1864 мили), с юга на север - 1700 км (1056 миль).Казахстан по занимаемой площади находится на девятом месте в мире, т.е. входит в первую десятку крупнейших по территории государств мира - после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины. На просторах Казахстана одновременно вместились бы такие семь крупнейших государств Европы, как Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия, Италия и Великобритания, или такие государства Азии, как Пакистан, Турция, Ирак, Япония и Вьетнам вместе взятые. Только это может свидетельствовать об огромных потенциальных возможностях данного региона земного шара.

Этническая картина  территории нынешнего Казахстана изобиловала  разнообразием арийских, индоиранских и тюркских племен, начиная от саков, сарматов, массагетов до гуннов, тюрков, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков и других этнических групп, кочевавших в разные эпохи и оставивших свой след в этногенезе казахов. Более поздние тюрко-монгольские племена впоследствии образовали казахский этнос. Казахи являются потомками тюркских и некоторых монголоязычных племен - найманов, кереитов, аргынов, хазар, кият,дулатов, коныратов, джалаиров и др.

Антропология

            Антропологически казахи принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами. На всей протяженности расселения казахи довольно гомогенны по описательным и измерительным расовым признакам. Для мужчин и женщин казахских популяций характерны прямые, тугие, темные волосы. По росту бороды и волосяного покрова на теле выделяются мужчины западных и южных районов Казахстана. У первых отмечен более слабый рост бороды и волосяного покрова на теле, у южных казахов — наоборот, что говорит о более европеоидности южных казахов. В то же время в южных районах Казахстана отмечена максимальная частота узкого разреза глаз. В среднем эпикантус у казахов встречается до 21,7 % у женщин и 34,6 % у мужчин.

[6] « Большая энциклопедия школьника» ,Махаон

Космогония  казахов.

       Большинство исследователей делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII—XVI вв. до н. э.;„ средняя — XV—XII вв. до н. э.; поздняя — XII — начало VIII вв. до^ н. э. Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки — петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников'. Для

андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и

сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная

с обработкой камня.

Нуринский этап культуры еще недостаточно изучен, он известен пока лишь по материалам погребальных сооружений. Для древних нуринцев характерен погребальный обряд трупосожжения. Кремация производилась недалеко от сооруженного склепа, затем прах переносился в могилу, а место сожжения заваливалось каменными плитами. Существовал также обряд захоронения усопших. Вокруг могильников сооружалась круглая или прямоугольная ограда из вкопанных вертикально или положенных плашмя в виде каменных ящиков плит. К концу нуринского этапа обряд трупоположения начинает постепенно вытеснять ритуал кремации. Это видно на примере ряда памятников, в частности северо-восточных районов Центрального Казахстана.  
           Культуру племен нуринского этапа особенно ярко характеризует глиняная посуда с плоским дном, на которую наносились геометрические или лепные узоры. Орнамент в виде треугольников, параллельных каннелюр наносился гребенчатым и гладким штампом. В погребениях нуринского времени бронзовых изделий найдено очень мало. Наиболее известными из исследованных могильников являются Вугылы-1 и Аксу-Аюлы-1. 

[1] К.М. Байпаков, М.Е. Дикань «История Древнего Казахстана» 

 
            Культура андроновского периода на атасуском этапе является прямым продолжением и развитием культуры ранней бронзы. Остатки костей животных в могильниках и на поселениях дают представление о видах животных, разводившихся населением атасуского времени. Здесь большую роль играли крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Увеличение стад и рост населения явились стимулами к хозяйственному освоению.  
            Для атасуских андроновских племен характерен устойчивый погребальный обряд. Умерших хоронили в скорченном положении, на левом боку, с согнутыми в локтях руками, головой на запад, иногда с небольшими отклонениями к северу или югу.  
                На атасуском этапе преобладают горшки с уступом, отделяющим шейку от плечика, и посуда простой баночной формы, а также переходные формы. Орнамент располагается по трем зонам: венчику, верхней части тулова и у дна. Преобладающим мотивом рисунков на венчике становится цепочка из прямоугольных или равнобедренных треугольников вершинами вверх. Зона у дна украшалась треугольниками вершинами вверх или опоясывающими параллельными линиями.  
              Памятники атасуского этапа в целом широко представлены в Центральном Казахстане - это группы захоронений Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие в Коунрадском районе, погребальные комплексы долины реки Шерубай-Нура - Басбалдак, Аксу-Аюлы, могильники Елшибек, Беласар на северной окраине Бетпакдалы. Материалы, найденные на этих могильниках, однотипны с материалами Атасу. Поселения обычно располагались в горных ущельях или в защищенных от холодных ветров и суховеев местах, по берегам степных рек и озер.  
              Группа малых и хозяйственных сооружений (от 10 до 20-30) строилась по кругу с таким расчетом, чтобы в центре имелась открытая внутренняя площадка для скота. Жилище обычно представляло собой полуземлянку, стены которой возводились из камней. О планировке поселений и интерьере жилищ можно судить по раскопкам поселения в долине горной речки Мнибасай, впадающей в Атасу.  
              Человек в эпоху бронзы уже сознательно  
выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала специальные ямы-зольники.  
           Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.  
            Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились   на мифологической стадии мышления.  
           Д ля них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота, а затем осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушать эту гармонию, по их понятиям, каждое из таких событий надо было сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами.  
   Обряды совершались в специальных местах: святилищах, в горных ущельях, у священных родников и речек.  
          На гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения. Это были животные, солнцеликие люди, колесницы, сцены сражений. Эти рисунки - ценнейший источник информации о духовной муре человека, о его мировоззрении. Казахстан - одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков петроглифов.  
       Изображение дикого тура (быка) с гнутыми или вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами - одно из наиболее распространенных на скалах Казахстана.  
            Встречаются изображения домашнего быка в упряжке в сценах пахоты или везущего повозку. Эти рисунки связаны с идеей плодородия, а также с символом могущества и силы. В мифах о сотворении Вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом - Митрой. Митра сравнивается и отож дествляется с быком.  
         В горах Ешкиольмес найден рисунок, на котором изображено антропоморфное существо. Это Митра. Он стоит на быке, его голова окружена лучами солнца.  
В некоторых святилищах древние художники изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре.  
           В урочище Тамгалы, например, показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагается хоровод пляшущих человечков, а также одиночные танцоры и пары.  
Все они исполняют ритуальный танец: хоровод - это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светил на небе.  
             Эти рисунки говорят о том, что еще в эпоху бронзы люди знали о строении Вселенной, интересовались происхождением мира и взаимодействием космических тел. Излюбленным рисунком эпохи бронзы был двугорбый верблюд - бактриан. Его изображали неподвижным. Во многих сценах он занимает центральное место. Двугорбый верблюд был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «обладает наибольшей силой, наибольшей мощью».  
            Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау их насчитывается 49, есть они в Тамгалы, в горах Ешкиольмес. В основном, это легкие двухко-іесиые охотничьи и боевые повозки, запряженные лошадьми и верблюдами. В древности существовал миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах разъезжают по небу все высшие Боги.  
К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами и чеканами, луками. Воин с палицей часто упоминается в древней литературе. Палица - это священное и грозное оружие. Среди рисунков встречаются сцены пехоты, на которых изображены впряженные в плуг быки, лошади или козлы. За плугом идет человек. Эти сцены  
          Отображают празднование Нового года, связанного с весенним равноденствием, с праздником обновления природы, с плодородием.  
       Проведение первой борозды являлось важной частью праздника. Это должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, и поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю Йиме «золотой плуг», чтобы он распахал обширную землю. В измененном виде древние представления сохранились у казахов и других народов Казахстана. 

            Саки практиковали культ природе и зверям, с этим и было связано появление в III-II вв. до н.э. «звериного стиля»  в искусстве. Зверь украшавший оружие, якобы помогал воину в битве.

           Очень было развито ювелирное искусство, саки использовали сердолик, халцедон, агат, бирюзу.

 

[2]  "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

 

             В Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «золотой человек» - юноша-воин, царь саков в возрасте 17-18 лет. Погребение датировано V-IV веком до н.э. Одежда «золотого воина» была расшита более 4 тыс. золотых украшений. Он был воином, о чем говорит оружие, в том числе золотая стрела…

Наличие у саков письменности доказывает надпись на серебряной чаше, найденной в «Иссыкском кургане».

 
 

В казахском орнаменте  четко выделяются зооморфные (животные), космогонические, растительные, геометрические и другие мотивы. Они легко сочетаются друг с другом, трансформируются так, что порою бывает трудно выделить их по общепринятым признакам. Отдельные  из них могут выглядеть как  геометрические, например, узор ормекши (дословно «паук-ткач»), на самом деле он относится к зооморфным, другие, наоборот, по характеру или названию зооморфные, а их можно принять за космогонические или растительные. Широко распространены в казахском орнаменте зооморфные мотивы. Однако это не только роговидные дуговые линии, известные в искусствоведческой литературе под формально-типологическим названием кошкар муйиз, что по-русски означает бараньи рога, но и всевозможные вариации и композиции этого узора: муйиз — рог, кос муйиз — двойные рога, сынык муйиз — сломанные рога; а также изображение отдельных частей тела животных, например, верблюда: табан (ступня, след), туйе мойын — верблюжьи шеи; птиц: кусканат — крылья птицы, каз мойын — гусиные шейки и т. д. По всей вероятности, и бараньи рога, и верблюжья ступня, и птичьи крылья, и паук имели некогда значение оберегов. На это указывает и то, что их можно встретить в самых затейливых формах на различных предметах домашнего обихода.

Космогонические мотивы казахского орнамента возникли, очевидно, в толще напластований  культур древних племен и народов. К ним относятся донгелек — солярный круг, торт кулак — крестовина, шимай — спираль, символизирующие, соответственно, пожалуй, со времен древних саков,— мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение. В религии саков, как известно, большое место отводилось верховному божеству, связанному с культом солнца, а в искусстве — его сложному и очень емкому философского звучания символу. Космогоническими, по сути, являются также изображения звезд, луны. Растительные мотивы — листья, пальметты, трилистники, бутоны, цветки. Их переплетения раскрывают в казахском орнаменте понятия единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на земле. Ромбы, зигзаги, треугольники, многогранники, меандровидные узоры, например, шынжара, балдак, сетчато-пересекающиеся линии составляют основу геометрических мотивов казахского орнамента. О том, как эти узоры сочетаются друг с другом, дополняют друг друга, подчиняясь закону композиции, говорит орнаментация практически всех изделий казахского народного прикладного искусства, отделка и украшения народного костюма и других предметов материально-бытовой культуры. Казахский орнамент легко поддается не только интерпретированию, но и преобразованию одних мотивов в другие. Народные мастера Мангышлака, например, разрабатывая мотивы откизбе — вьющегося стебля, переходящего в пальметту, узиль-мес — роговидного завитка, превращающегося в удлиненный стебель, завершаемый снова трилистником или пальметтой, создавали ритмическое единство всей орнаментальной композиции.

Информация о работе Космогония казахов