Культура 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:31, доклад

Описание работы

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том, что эта эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства 20 века", и попытки сразу сформулировать тотальные свойства такого стиля были бы крайне неосмотрительны. Тем более ненадежны представления о том, что 20 век коренным образом изменил всю природу искусства, положив непро

Содержание работы

Введение (с.3-8);
Русская литература 20 века (с.8-14);
Декадентские течения, символизм, младосимволизм (с.14-18);
Театр (с. 18-19);
Кинематограф (с. 19);
Музыка (с. 19);
Живопись (с. 19);
Список литературы (с. 20);

Файлы: 1 файл

культорология 1.docx

— 67.77 Кб (Скачать файл)

Северо-западный государственный медицинский университет  им. И.И.Мечникова

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема:

 

 

 

Русская культура в начале XX века

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                                      

Студентка 110 группы

Костина Н. А.

 

 

Санкт-Петербург

 

                                     2012

 

План:

    1. Введение (с.3-8);
    2. Русская литература 20 века (с.8-14);
    3. Декадентские течения, символизм, младосимволизм (с.14-18);
    4. Театр (с. 18-19);
    5. Кинематограф (с. 19);
    6. Музыка (с. 19);
    7. Живопись (с. 19);
    8. Список литературы (с. 20);

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное  начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что  в один момент в искусстве произошел  всеобщий переворот, учредивший некий  новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории  искусства нашего столетия, берет  свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи. Главное  же заключается в том, что эта  эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства 20 века", и попытки  сразу сформулировать тотальные  свойства такого стиля были бы крайне неосмотрительны. Тем более ненадежны  представления о том, что 20 век  коренным образом изменил всю  природу искусства, положив непроходимую границу между старым и новым  искусством, которое отныне и навечно  стало развиваться по невиданным ранее законам. Обычно такие суждения выводятся из наблюдений над каким-либо одним движением искусства 20 века, которому легкомысленно придается  абсолютное значение. Здесь сказываются  и своего рода оптические ошибки, которые  свойственны наблюдателю, погруженному в течение современных ему  процессов и обозревающему их, так сказать, изнутри. Разумеется, никто  не гарантирован от подобных аберраций, а сами они образуют неотъемлемую часть самосознания современной  художественной культуры. Опытом такого самосознания служат и „Истории искусства 20 века", кем бы они ни были написаны. 20 век еще не закончился, и истории  его искусства категорически  противопоказаны попытки дать окончательные  суждения о процессах, которые не завершились еще пока в самой  жизни искусства, а подчас не проявили еще с достаточной ясностью смысл  своего движения. По этим причинам разговор об искусстве 20 века следовало бы начать с некоторых предпосылок, на основе которых можно было бы далее рассматривать  само искусство.

За  исходную предпосылку в этом случае справедливее всего было принять  следующий тезис: искусство 20 века - искусство переломное, а не просто старый или просто новый период его  истории. Это искусство кризисное  в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность  перелома. Наивным было бы видеть в  нем либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности, и остается лишь ждать созревания плодов, или же, в наиболее сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время.

В искусстве 20 века с чрезвычайной и  во многом определяющей силой распоряжаются  законы, присущие именно и исключительно  переломному времени. Они проявляются  не только в том - что и как отражает искусство, не только в развитии охранительских тенденций и в новаторстве, отвергающем  художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить  новые идеи в изобразительной  форме. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается  в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великах исторических рубежах  старую и обретающее новую почву  для своего развития. В этих обстоятельствах  с остротой, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросы о том, что значит, для  чего существует и что может искусство. Наконец, с точки зрения классических эпох, создающих совершенные художественные ценности, гармонически соответствующие  породившей их среде, искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в  восприятии значительной части его  современников, испытывающих сомнение в том, что выдвигается искусством в качестве его позитивных ценностей; само же искусство нередко проникается  неудовлетворенностью и собой, и  окружающей жизнью, возбуждая при  этом сомнения по части того - всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность действительностью.

Искусство 20 века-не первая переломная, „неклассическая" эпоха во всеобщей истории искусств. Местоположение таких переломных эпох между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля, а в своем коренном, основополагающем значении - художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. Роль и тех и других эпох самоочевидна. Они прочно связаны друг с другом в единой цепи историко-художественного процесса, и обсуждение первородства классических или неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначальнее - курица или яйцо.

Изменения, переживаемые в переломные эпохи, обнимают как внутреннюю структуру искусства, так практически и всю сферу  его взаимоотношений с окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно художественные, стилевые, но и целый комплекс вне стилевых сил. Они могут быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности его национального и интернационального характера. Все они глубоко проникают в историю искусства, существуют и действуют в ней во взаимосвязанном виде. Ясно, что такие события, как появление новых отраслей художественного творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных школ, развитие международных художественных движений и многое иное, касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их взаимоотношений. Соответственно, исследование каждой из переломных эпох в истории искусства требует сочетания трех критериев: социально-исторического, национального и интернационального, идейно-художественного. Особую значительность их взаимодействие приобретает в том случае, когда мы обращаемся к эпохе великих перемен в истории человечества - к 20 веку.

Исходя  из предпосылок, попытаемся в предварительном  виде очертить некоторые особенности  состояния и развития искусства 20 века.

Итак, генеральное свойство искусства 20 века заключается в том, что оно  принадлежит эпохе великих переворотов, совершающихся на путях социальной и национальной борьбы, разрешающейся  мировыми войнами, революциями, становлением нового общественного строя. В 20 веке утверждается и развивается социалистическая художественная культура, первые движения которой вызревают в недрах капиталистического общества м соотносятся с буржуазной культурой. Однако в исторически  обозримое время старый мир никуда не исчезает и в свою очередь успешно  продолжает свое развитие. В силу этого  социально-историческую панораму искусства  стран и народов мира образуют в 20 веке художественные культуры самых  различных типов: от первобытного по характеру творчества народов и  племен, находящихся на уровне родоплеменного строя, и от средневековых по типу художественных культур до разнообразных  по своему состоянию художественных школ капиталистических и социалистических стран. Социально-историческая типология  той или иной культуры определяет основополагающие историко-художественные свойства искусства стран и народов  мира, которые вместе с тем существуют на земном шаре одновременно.

Рожденная новой социально-экономической формацией, решающей принципиальные проблемы социального  прогресса 20 века, новая, социалистическая культура выступает в этой ситуации как активная сила глобальных историко-художественных процессов. Этапы формирования и  развития социалистического искусства  тем самым окрашивают периодизацию всей истории искусства 20 века, переживающей на основных своих рубежах целые  комплексы социальных, национальных и стилевых преобразований. Таким образом, первому этапу истории искусства 20 века отвечает зарождение и развитие социалистических движений до свершившейся в 1917 году Великой Октябрьской социалистической революции. На этом этапе были осуществлены первые акции международной солидарности социалистических художественных движений, а мировое искусство в своем целом прониклось драматической остротой назревших грандиозных исторических потрясений. Прежде всего, они сосредоточились в художественной жизни Европы, ставшей более чем где-либо в других частях мира, многоплановой, напряженной, осложненной противоборством течений и возбудившей острейшую и принципиальную проблему 20 века - искусство и революция. Второй этап начинается с 1917/1918 годов. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года образуется новая интернациональная общность социалистического искусства, объединяющая искусство первого в мире социалистического государства, интенсивно развивающиеся социалистические движения в капиталистических странах, революционные движения, зарождающиеся в искусстве ряда колониальных и зависимых стран. С окончанием в 1918 году первой мировой войны во многих других странах переживают национальные и социальные перестройки художественной жизни. Третий этап, начало которого можно отсчитывать с 1945 года, ознаменован формированием обширной, по сути мировой системы социалистического искусства. Сложение этой системы вызывает решительную перестройку всех тех рубежей, которые образовало региональное деление мирового искусства к середине 20 века, создает в нем новую расстановку идейно-художественных сил.

С точки зрения национальной и интернациональной  проблематики искусство 20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, региональных общностей и  международных художественных движений. Их особенности, и динамика самым  неотъемлемым образом связаны с  социально-исторической типологией искусства  и ее развитием. В соответствии с  этой типологией к началу 20 века в  мировом искусстве образовалось несколько крупных региональных общностей, состав которых в своих  основных чертах отвечал географическому  делению стран света. Таковы искусство  стран и народов Европы, а также  интенсивно развивавшихся США; искусство  стран Латинской Америки; искусство  стран Азии и арабского Востока; искусство народов Африки, Океании, ряда других местностей; свою общность образовало искусство, развившееся  на колонизованных территориях Канады и Австралии. Общность искусства  каждого из этих регионов получила наглядное выражение в уровне развития художественной жизни региона  и составляющих его стран, в том  значении, которое художественная деятельность обрела в их духовной жизни, а также  в той международной роли, которую  та или иная национальная школа искусства  играла тогда в качестве носителя авторитетных движений в искусстве, опыта художественного обучения, центра, притягивающего к себе художников других стран.

Измерение уровня развития и значения региона в целом  и национальных художественных школ в частности - задача сложная и  весьма щепетильная. Здесь полезнее довериться тому, как заявляли о  себе в мировой художественной жизни  сами эти национальные школы. Аудитория  для таких заявлений существовала. Это были международные художественные выставки рубежа 19-20 веков, постоянные участники которых образуют группу стран, где наиболее интенсивной  была в ту пору художественная деятельность, а их национальные школы искусства  проникались осознанием своего значения в мировой художественной жизни. Этими главными участниками международных  выставок были в то время большинство  стран Европы и США, а также  выступавшие самостоятельно еще  до обретения независимости Венгрия, Норвегия и группы польских, финских, чешских, югославских художников, что  существенно для развития национальных движений в искусстве 20 века. Таковы объем и содержание региона, обладавшего  наибольшим значением в мировой  художественной жизни начала 20 века и сосредоточившего в себе важнейшие  процессы художественного развития того времени. Из стран и народов, находившихся за пределами этого региона, в международных выставках участвовали, время от времени в 1895-1914 годах Аргентина, Мексика, Турция, Япония, группа армянских художников. Искусство части регионов и входящих в них стран обретает активную роль в мировых художественных процессах в 20-е и 30-е годы, части же - лишь после 1945 года.

Утверждая свое самосознание, искусство регионов, стран и народов  мира вместе с тем испытывает нарастающее  воздействие всеобщей интернационализации  художественных культур мира. Классическая характеристика этому процессу, развивавшемуся в капиталистических условиях, дана в знаменитых строках „Коммунистического манифеста", где говорится о  всесторонних связях наций, сделавших  плоды их духовной деятельности общим  достоянием, об образовании одной  всемирной литературы, а также  о том, что, создавая мир по своему образу и подобию, буржуазия колониальным способом принуждает вводить в свою цивилизацию страны и народы, оказавшиеся  в зависимости от Запада, вырвавшегося вперед по пути капиталистического развития. Но мировая художественная культура так и не успела сложиться по законам  капитализма. С возникновением социализма, давшего свое демократическое содержание национальному развитию искусств и  их интернационализации, она стала  формироваться по новым законам. В этой социально-исторической ситуации и формируется явление, которое  можно назвать мировым искусством. В 20 веке оно охватывает собой все, что существует в художественном творчестве на географической карте  мира. С течением времени на ней  не остается более „белых пятен", исчезают своего рода зоны молчания, в  которые европоцентристская всеобщая история искусства склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому опыту.

Информация о работе Культура 20 века