Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:31, доклад
Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том, что эта эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства 20 века", и попытки сразу сформулировать тотальные свойства такого стиля были бы крайне неосмотрительны. Тем более ненадежны представления о том, что 20 век коренным образом изменил всю природу искусства, положив непро
Введение (с.3-8);
Русская литература 20 века (с.8-14);
Декадентские течения, символизм, младосимволизм (с.14-18);
Театр (с. 18-19);
Кинематограф (с. 19);
Музыка (с. 19);
Живопись (с. 19);
Список литературы (с. 20);
Северо-западный
государственный медицинский
РЕФЕРАТ
Тема:
Русская культура в начале XX века
Выполнила:
Студентка 110 группы
Костина Н. А.
Санкт-Петербург
Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том, что эта эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства 20 века", и попытки сразу сформулировать тотальные свойства такого стиля были бы крайне неосмотрительны. Тем более ненадежны представления о том, что 20 век коренным образом изменил всю природу искусства, положив непроходимую границу между старым и новым искусством, которое отныне и навечно стало развиваться по невиданным ранее законам. Обычно такие суждения выводятся из наблюдений над каким-либо одним движением искусства 20 века, которому легкомысленно придается абсолютное значение. Здесь сказываются и своего рода оптические ошибки, которые свойственны наблюдателю, погруженному в течение современных ему процессов и обозревающему их, так сказать, изнутри. Разумеется, никто не гарантирован от подобных аберраций, а сами они образуют неотъемлемую часть самосознания современной художественной культуры. Опытом такого самосознания служат и „Истории искусства 20 века", кем бы они ни были написаны. 20 век еще не закончился, и истории его искусства категорически противопоказаны попытки дать окончательные суждения о процессах, которые не завершились еще пока в самой жизни искусства, а подчас не проявили еще с достаточной ясностью смысл своего движения. По этим причинам разговор об искусстве 20 века следовало бы начать с некоторых предпосылок, на основе которых можно было бы далее рассматривать само искусство.
За исходную предпосылку в этом случае справедливее всего было принять следующий тезис: искусство 20 века - искусство переломное, а не просто старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. Наивным было бы видеть в нем либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности, и остается лишь ждать созревания плодов, или же, в наиболее сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время.
В
искусстве 20 века с чрезвычайной и
во многом определяющей силой распоряжаются
законы, присущие именно и исключительно
переломному времени. Они проявляются
не только в том - что и как отражает
искусство, не только в развитии охранительских
тенденций и в новаторстве, отвергающем
художественный опыт прошлого, вплоть
до отрицания возможности
Искусство 20 века-не первая переломная, „неклассическая" эпоха во всеобщей истории искусств. Местоположение таких переломных эпох между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля, а в своем коренном, основополагающем значении - художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. Роль и тех и других эпох самоочевидна. Они прочно связаны друг с другом в единой цепи историко-художественного процесса, и обсуждение первородства классических или неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначальнее - курица или яйцо.
Изменения,
переживаемые в переломные эпохи, обнимают
как внутреннюю структуру искусства,
так практически и всю сферу
его взаимоотношений с
Исходя из предпосылок, попытаемся в предварительном виде очертить некоторые особенности состояния и развития искусства 20 века.
Итак,
генеральное свойство искусства 20 века
заключается в том, что оно
принадлежит эпохе великих
Рожденная
новой социально-экономической
С
точки зрения национальной и интернациональной
проблематики искусство 20 века выглядит
многоликой панорамой национальных
искусств, региональных общностей и
международных художественных движений.
Их особенности, и динамика самым
неотъемлемым образом связаны с
социально-исторической типологией искусства
и ее развитием. В соответствии с
этой типологией к началу 20 века в
мировом искусстве образовалось
несколько крупных региональных
общностей, состав которых в своих
основных чертах отвечал географическому
делению стран света. Таковы искусство
стран и народов Европы, а также
интенсивно развивавшихся США; искусство
стран Латинской Америки; искусство
стран Азии и арабского Востока;
искусство народов Африки, Океании,
ряда других местностей; свою общность
образовало искусство, развившееся
на колонизованных территориях Канады
и Австралии. Общность искусства
каждого из этих регионов получила
наглядное выражение в уровне
развития художественной жизни региона
и составляющих его стран, в том
значении, которое художественная деятельность
обрела в их духовной жизни, а также
в той международной роли, которую
та или иная национальная школа искусства
играла тогда в качестве носителя
авторитетных движений в искусстве,
опыта художественного
Измерение уровня развития
и значения региона в целом
и национальных художественных школ
в частности - задача сложная и
весьма щепетильная. Здесь полезнее
довериться тому, как заявляли о
себе в мировой художественной жизни
сами эти национальные школы. Аудитория
для таких заявлений
Утверждая свое самосознание,
искусство регионов, стран и народов
мира вместе с тем испытывает нарастающее
воздействие всеобщей интернационализации
художественных культур мира. Классическая
характеристика этому процессу, развивавшемуся
в капиталистических условиях, дана
в знаменитых строках „Коммунистического
манифеста", где говорится о
всесторонних связях наций, сделавших
плоды их духовной деятельности общим
достоянием, об образовании одной
всемирной литературы, а также
о том, что, создавая мир по своему
образу и подобию, буржуазия колониальным
способом принуждает вводить в свою
цивилизацию страны и народы, оказавшиеся
в зависимости от Запада, вырвавшегося
вперед по пути капиталистического развития.
Но мировая художественная культура
так и не успела сложиться по законам
капитализма. С возникновением социализма,
давшего свое демократическое содержание
национальному развитию искусств и
их интернационализации, она стала
формироваться по новым законам.
В этой социально-исторической ситуации
и формируется явление, которое
можно назвать мировым