Культура Арабского Халифата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 01:23, контрольная работа

Описание работы

После того, как был написан Коран, распространение ислама по Аравийскому полуострову происходило чрезвычайно быстро и уже к 30-м годам VII века привело к созданию единого феодально-теократического арабского государства – Арабского Халифата.
Социальные отношения в Аравии в VI-VII веках н.э., то есть накануне магометанской (исламской) реформации, были очень сложными. На большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, ярко проявляющиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общем владении землей и т.д. В тоже время выделялась и окрепла родовая знать. Широкое распространение получают торговля и ростовщичество, возникают довольно крупные города.
Крестьянское население, жившее сельскими общинами, равно как и основная масса скотоводческих племен, противилась переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. Особую н

Файлы: 1 файл

культура Арабского Халтфата.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

       После того, как был написан Коран, распространение  ислама по Аравийскому полуострову  происходило чрезвычайно быстро и уже к 30-м годам VII века привело  к созданию единого феодально-теократического  арабского государства – Арабского Халифата.

       Социальные отношения в Аравии в VI-VII веках н.э., то есть накануне магометанской (исламской) реформации, были очень сложными. На большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, ярко проявляющиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общем владении землей и т.д. В тоже время выделялась и окрепла родовая знать. Широкое распространение получают торговля и ростовщичество, возникают довольно крупные города.

       Крестьянское  население, жившее сельскими общинами, равно как и основная масса  скотоводческих племен, противилась переходу земли в частную  собственность, стояло на позициях социального равенства. Особую ненависть вызывали богатые торговые города. В этой обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость и сосредоточение власти в руках родовой знати; признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени); а также намечало выход из сложившегося социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.

       Возникновение новой религии – Ислама связано с именем Мухаммеда (приблизительно 570г.-632г.). Он провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы, вне зависимости от своего племенного происхождения, призваны были составить единую народность. Их главой должен быть Пророк – «наместник Бога на земле». Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний. Среди простых  людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных Богов, не защитивших их  от бедствий и разорений.

       К 20-м – 30-м г.г. VIIв. было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобретала политический характер. Возникшее государство решало одну из важнейших задач, ставшую перед страной – преодоление племенного сепаратизма. К середине  VIIв. объединение Аравии было, в основном, завершено. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ИСТОКИ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА 

       В VIIв. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

      Разложение  родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (район  побережья Красного моря). Здесь  вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города, такие как Мекка и Ясриб, через которые пролегал большой караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Особившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота. Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое классовое общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступившего за новый строй, приобрела религиозную форму. Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев Ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. 
 
 
 
 
 
 

2. ЗНАЧЕНИЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ 

       Арабские  завоеватели, в целом, довольно толерантно относились к людям, исповедующим другие религии, и быстро усваивали многие элементы культуры покоренных народов.

       Классический  ислам, в принципе, не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — «ахл ал-китаб» — люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению. Возникла богатейшая единая арабская культура. Язык Корана, арабский, стал средством объединения многих народов. На его основе, с привлечением сюжетов персидской, индийской и античной мифологии сложился замечательный всемирно известный сборник арабских сказок – "Тысяча и одна ночь". Ислам почитал знание одним из признаков всемогущества Аллаха, и искусство – видом знания. Здесь больших высот достигли математика (арабские цифры), астрономия, медицина, навигация (изобретение астролябии). Были переведены на арабский язык, сохранены и размножены утерянные в Европе труды греческих, латинских и византийских авторов. Лишь много позже они были переведены на европейские языки и вновь стали достоянием европейской культуры. Были созданы замечательные памятники архитектуры, многие из которых сохранились до наших дней: Купол Скалы,  Мечеть Омейядов в Дамаске и мечеть Тулуна в Каире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА 

         «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» — «Во имя Бога милостивого, милосердного». Такими словами начинали свои труды по истории Арабского халифата мусульманские ученые, переходя затем к биографии основателя ислама — пророка Мухаммеда. Именно его учение стало тем краеугольным камнем, на котором было затем воздвигнуто здание новой мировой империи – предмета гордости, зависти, страха и восхищения средневековых народов.

Мухаммед, известный в Европе под именем Магомета, родился в 570г. в городе Мекке на территории нынешней Саудовской Аравии в сотне километров от восточного берега Красного моря. Предание возводит его происхождение к одному из наиболее известных и почитаемых у арабов семейств — курайшитам. Род курайшитов делился на две ветви. Родоначальником одной из них был прадед Мухаммеда — Хашим, хранитель Каабы. Так назывался мекканский храм, бывший одним из наиболее почитаемых мест паломничества жителей Аравийского полуострова.

После смерти Хашима его сын Абд-аль-Муталиб  унаследовал почетную должность  и политическое влияние отца. Отец пророка — Абдаллах был младшим сыном Абд-аль-Муталиба. Он женился на Амине – представительнице того же рода. Единственным ребенком от этого брака и стал Мухаммед. Его рождение, если верить позднейшим преданиям, сопровождалось особыми обстоятельствами. Амина не испытывала обычных болей во время родов. В момент появления мальчика на свет небо озарилось необыкновенным блеском, а сам новорожденный, подняв глаза к небу, воскликнул: «Велик Бог! Нет Бога, кроме Бога, и я Его пророк»! Детство пророка прошло в племени Бану-Саад, где с особым трепетом относились к сохранению древних арабских традиций. Сам он впоследствии с гордостью говорил оппонентам: «Я более араб, чем кто-либо из вас: я — курайшит, и меня вскормило племя Бану-Саад». При этом ни отрочество, ни юность Мухаммеда не были легкими и радостными, так что для всего этого периода у него нашлось затем всего три слова: «Я был сиротой». С пятнадцати лет пророк, в качестве оруженосца, участвовал в многочисленных межплеменных столкновениях. Известно также, что ему приходилось заниматься торговлей. Впрочем, ни первое, ни второе не могло привлечь внимания соплеменников, так как было делом для араба обычным. Известность пришла после того, как основатель ислама удалился в пустыню, где и принял божественное откровение.

       Вернувшись  в Мекку, он начал жизнь проповедника. Единобожие (монотеизм), о котором  говорил Мухаммед, снискало ему симпатии небогатых горожан, некоторых кочевых  племен и рабов. Последних привлекало то, что новая религия объявила богоугодными выкуп невольников и их освобождение. Большинство арабов были, в описываемый период, язычниками и поклонялись многочисленным Богам, каждый из которых имел свое изображение — идола. Наиболее известные идолы носили имена Хубель, Лат, Менат, Узза, Сува, Йегус, Неср и т.д. Каждое племя имело своего особо почитаемого бога. В Каабе и вокруг нее насчитывали около трехсот шестидесяти изображений богов. Каждый идол посещался поклонниками в строго определенный день. Таким образом, в течение года поток паломников в Мекку не иссякал. Это, в свою очередь, способствовало превращению города в религиозный и торговый центр арабского мира, наиболее развитой частью которого была область Хиджаз, тянувшаяся по побережью Красного моря от залива Акаба до Йемена.

       С Меккой соперничали другие города Хиджаза, расположенные несколько южнее, — Ясриб и Таиф. Именно в Ясриб пришлось отправиться Мухаммеду и его сторонникам, когда власти Мекки сочли его проповеди слишком опасными для существовавшего там порядка, а монотеизм — подрывающим традиционные языческие устои. Это переселение (хиджра) произошло в 622г., который до сих пор считается начальной точкой летосчисления в исламском мире. Изменило хиджра и название города Ясриба, впоследствии он стал называться Мединой (Мадиной), что означало («Мадинат ан-набиий») «город пророка».

       До  принятия ислама арабский мир представлял  собой конгломерат отдельных  племен, вожди которых именовались  шейхами. Бульшая их часть вела кочевую  жизнь, хотя в Хиджазе и Йемене у арабов были и города. Отношения между этими племенами можно охарактеризовать, как череду кровавых и запутанных междоусобиц. Споры возникали в первую очередь из-за границ районов, где происходило кочевье. Из-за кровной мести, вражда не прекращалась на протяжении многих десятилетий. Столкновения несколько затихали только в месяцы Зулькада (Джулькада), Зульхиджа (Джульхиджа) и Мухаррам, то есть с мая по август, а также в месяц Раджеб (Раджаб) – январь-февраль, которые назывались запретными, ибо в это время возбранялось проливать кровь. В «запретные месяцы» активизировались часто совмещавшиеся торговая деятельность и паломничество.

       Как вероучение и мировоззрение ислам  развивался и вследствие контактов  его адептов с представителями  других религий. На Аравийском полуострове, помимо язычников-политеистов, жили в то время иудаисты и христиане. Единобожия придерживалось также племя Ханифов, отвергавшее поклонение идолам. Мухаммед, зарекомендовавший себя в Мекке как противник язычества и его жрецов, концентрировавшихся вокруг храма, выступил в Ясрибе (Медине) уже в качестве борца за объединение арабов. Эта консолидация должна была проходить под знаменем ислама и вокруг нового места обитания пророка, где он был признан арбитром в межплеменных спорах. В результате, мединцы начали вооруженную борьбу с Меккой, которая продолжалась вплоть до 630г., когда был достигнут компромисс. Мекканцы признали власть Мухаммеда и его учение, однако их город сохранил значение главного арабского религиозного центра, а основной святыней новой веры стал храм Кааба, куда должны были по-прежнему стекаться паломники – уже не язычники, но мусульмане. Слово это происходило от арабского «муслим» — приверженец ислама (во множественном числе — «муслимуна»). Объединенные вокруг Мухаммеда, ислама и Мекки с Мединой арабы нашли в себе силы создать качественно новое государственное образование с тенденцией к территориальному расширению. Мощным стимулом экспансии стала новая религия. Мухаммед сделал главное, в чем нуждались арабы в начале VIIв.: он сплотил их, дал им учение и веру, указал тот путь, по которому следовало направить свои силы и энергию. Путь этот был теперь ясен: правоверные должны обратить неверных, поставить всех под знамя великого учения святого пророка. Этот путь полностью соответствовал как заповедям ислама (джихад), так и извечному стремлению кочевников к наживе за счет военной добычи: четыре пятых ее распределялось между воинами, а одна пятая шла пророку и предназначалась для нужд бедных и одиноких. Сам Мухаммед не успел полностью осознать масштабы начатого им, так как скончался уже в 632г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ХАЛИФАТ ОМЕЙЯДОВ 

       Омейяды (династия халифов, основанная Муавией в 661г.) энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей. Откупившись от претензий на власть старшего сына Али и Фатимы внука пророка – Хасана, и расправившись затем с поднявшим было мятеж и погибшим близ Кербелы младшим его братом Хусейном, омейядские халифы сумели потом покончить и с остальными недовольными и восставшими против них арабами. По преданию, Хасан получил от Муавии пергамент, на котором ему было предложено самому  поставить любую цифру откупа. Брат же его был буквально растерзан на части, ибо ни кто не хотел брать лично на себя ответственность за смерть внука пророка. После этого Хусейн стал Святым мучеником всех шиитов, ежегодно отмечающих день его гибели не только торжественными процессиями и самобичеванием, а даже самоубийством религиозных фанатиков – шахсей-вахсей.  

       Опираясь, прежде всего на военную силу, халифы вместе с тем сумели выдвинуть на передний план два важных фактора, которые позволили им добиться успеха.

       Первым  из них была исламизация завоеванного населения. Распространение ислама среди покоренных народов шло  на редкость быстро и успешно. Частично это можно объяснить тем, что христиане на отвоеванных у Византии территорий и зароастрийцы Ирана видели в новой религиозной доктрине нечто не слишком им чуждое: сложившаяся на доктринальной базе иудаизма и христианства, частично также и зароастризма, очень много взявшая из Библии (Коран насыщен такого рода заимствованиями) мусульманская религия была достаточно близкой и понятной тем, кто уже привык верить в единого великого Бога, символизирующего собой все светлое, доброе, мудрое, справедливое. Кроме того, этому способствовала экономическая политика первых халифов: принявшие ислам платили в казну халифата только десятину – ушр, в то время как не мусульмане были обязаны выплачивать поземельный налог – харадж (от одной до двух третей урожая) и подушную подать – джазию.

       Вторым  важным фактором усиления власти халифов  была арабизация. В ходе завоеваний и быстрого расширения захваченных  арабами территорий большое количество воинов-арабов, вчерашних бедуинов, расселялось иногда чуть ли не целыми племенами на новых местах, где они, естественно, занимали ключевые места и брали в жены представительниц местного населения, к тому же и в не малых количествах, благо то было санкционировано освещающим многоженство Кораном. Исламизированные жены из числа местного населения арабизировались, как, естественно, и их многочисленные дети, в первую очередь. Кроме того, близость арабского языка и культуры семитского, в основном арамейскому населению Сирии и Ирака способствовала быстрой арабизации этих районов.

Информация о работе Культура Арабского Халифата