Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 01:23, контрольная работа
После того, как был написан Коран, распространение ислама по Аравийскому полуострову происходило чрезвычайно быстро и уже к 30-м годам VII века привело к созданию единого феодально-теократического арабского государства – Арабского Халифата.
Социальные отношения в Аравии в VI-VII веках н.э., то есть накануне магометанской (исламской) реформации, были очень сложными. На большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, ярко проявляющиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общем владении землей и т.д. В тоже время выделялась и окрепла родовая знать. Широкое распространение получают торговля и ростовщичество, возникают довольно крупные города.
Крестьянское население, жившее сельскими общинами, равно как и основная масса скотоводческих племен, противилась переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. Особую н
Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только ша-фииты не считали такое согласие обязательным). Но, поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.
Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества.
Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием в Коране (4,38): "Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них". Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно. Маликиты, например, считали, что жена без согласия мужа может распоряжаться не более чем третьей частью имущества. Коран разрешал (4,38) мужу применять к женам различные наказания, включая телесные: "А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте их на ложах, и ударяйте их".
В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: "ты отлучена" или "соединись с родом". В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю". Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средств на ее содержание.
Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же имело существенные различия в разных правовых школах. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего, прежде всего, покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя.
8. БИБЛИОТЕКИ
ДРЕВНЕГО
ХАЛИФАТА
Халифат
просуществовал пять веков, на протяжении
которых сложилась единая культура
под главенствующей ролью арабского
языка.
Книги тщательно собирались в библиотеки.
Интересен подход Халифата к проектированию
зданий под библиотеки. Существовала особая
форма их конструкции. В центре здания
располагался большой зал, в котором хранились
книги и обслуживались читатели. Пол был
покрыт коврами, а стены иногда облицовывались
цветным мрамором. Книги хранились
в деревянных шкафах, в которых
на наиболее ценные экземпляры размещались
на почетном месте. Фонды библиотеки тщательно
охранялись. Кроме книг и документов, здесь
хранили и выставляли научные инструменты,
в основном астрономические. Руководитель
библиотеки следил не только за сохранностью
фондов, но и за наличием бумаги, очиненных
перьев и чернил, так как посетители библиотек
приходили не читать, а переписывать. Хочется
особо отметить, что перья, бумагу и чернила
выдавали бесплатно. В крупных библиотеках
существовал каталог, который имел форму
свитка. А на книги приклеивались ярлычки
с указанием сигнатуры. Применялась систематическая
расстановка, которая делилась на три
группы: религиозные тематика, гуманитарные
книги и философская наука.
9.
АСТРОНОМИЯ В АРАБСКОМ
ХАЛИФАТЕ
Хотя уже в VIIв. в руки арабов попали сокровища античной науки и культуры, знакомство с ними началось лишь век спустя и, главным образом, через Индию. Один из первых багдадских халифов, аль-Мансур (в Европе его называли Альманзором), собрал вокруг себя учёных с Запада и из Индии. По его приказу в последней четверти VIIIв. были переведены на арабский язык индийские сиддханты Ариабхаты и Брахмагупты. Первые попытки полного перевода знаменитого "Мегале синтаксиса" Птолемея были сделаны двумя еврейскими учёными в том же VIIIв. по приказу нового халифа Гаруна аль-Рашида (с ним легенды связывают знаменитый цикл сказок "Тысяча и одна ночь"), но оказались неудачными. При его сыне аль-Мамуне в Багдаде была создана своего рода академия наук – Дом мудрости и построена обсерватория. В Доме мудрости группа учёных сирийских христиан занялась переводом научных сочинений непосредственно с древнегреческого. Впервые полный перевод великого труда Птолемея был сделан в IХв. арабским учёным Сабитом-ибн-Куррой (836г.-901г.).
Знакомство
с индийским переложением теории Птолемея
и тем более с переводом его труда, переименованного
арабами в "Альмагест", стимулировало
развитие наблюдательной арабской астрономии,
а также развитие соответствующего математического
аппарата. Так, аль-Баттани (в Европе он
был известен как Альба-тений), живший
в сирийском городе Ракка в 878г.-918г., уточнил
наклон эклиптики к экватору. Абу-ль-Вефа
(940г.-997г./998г.) обнаружил новое неравенство
(изменение скорости) в движении Луны,
получившее позднее название вариации.
С конца Хв. новыми научными центрами арабской
культуры были в разное время: Каир, где
были опять же при дворе правителя учреждены
Дом знания и обсерватория, в которой трудился
известный астроном Ибн Юнус (950г.-1009г.);
Исфахан, где в крупнейшей тогда обсерватории
работал знаменитый поэт и учёный-математик
и астроном Омар Хайям (1047г. - 1131г.).
Научившись по греческим книгам делать
астрономические угломерные инструменты
– секстанты и квадранты, арабы значительно
повысили точность измерений на них, увеличив
их размеры и перейдя к длительным систематическим
наблюдениям. Самим арабским астрономам
принадлежит изобретение нового универсального
переносного астрономо-геодезического
инструмента – астролябии. Уже скоро они
заметили неточность Птолемеевых астрономических
таблиц, поэтому их основные усилия были
направлены на составление новых солнечных,
лунных и планетных таблиц, а также звёздных
каталогов. Эти труды под названием зиджи
в большом количестве составлялись на
протяжении всего периода существования
арабской астрономии. Такое наблюдательное
направление средневековой астрономии
на Ближнем Востоке сохранилось и в новых
научных центрах, возникших на Среднем
Востоке.
10.
ЧТО ЖЕ ПОГУБИЛО
СТОЛЬ МОЩНОЕ ГОСУДАРСТВО?
Свойственные арабам неприхотливость, обусловленная самой природой их страны, и патриархальная простота нравов сохранились еще при первых халифах. Абу Бекр, Омар, Осман и Али протестовали против излишней роскоши, с беспощадной строгостью преследовали всякое ее проявление в неразумных размерах. Халифы никаких сокровищ для себя лично не откладывали. Омар, отправляясь на простом верблюде в дальний путь из Медины в Иерусалим для подписания договора, вез с собой только один мех с водой и по мешку муки и фиников. Строго придерживался древней простоты нравов и Осман, который постоянно носил простую одежду и чинил свой суд по старинному обычаю под открытым небом, в то время как в его власти уже находились сокровища Азии, а его войска завоевывали Египет. Однако войска, разбросанные по разным азиатским провинциям, постепенно стали склоняться к изнеженному быту побежденных ими народов. Прежде всего, это происходило в Сирии, где Омар однажды счел нужным наказать за распущенность войска, стоявшие в этой стране (как гласит предание, он приказал отнять у них дорогую шелковую одежду и влачить ее перед ними в пыли).
Но когда Муавия (Омейяд) перенес свою резиденцию в Дамаск, предание стало утрачивать свою силу, и Халифат очутился в центре восточной роскоши. Стекавшиеся в государственную казну сокровища Муавия не стал по примеру прежних халифов употреблять на распространение ислама и новые завоевания. При следующих Омейядах Дамаск стал средоточием всей роскоши Востока.
Еще большее стремление к роскоши обнаружилось при Аббасидах, прежде всего в Багдаде. Огромные богатства, собранные здесь благодаря бережливости Аль-Мансура и оставленные им в наследство своим преемникам, были растрачены за короткий срок. Однако двое из наследников, знаменитый Гарун-аль-Рашид и Мамун, придали особый отпечаток той расточительности, которая до сих пор господствовала при дворе халифов. Заботясь о распространении наук и искусств, они сумели облагородить азиатскую пышность. Благодаря им Багдад не только соединил в себе все проявления роскоши с обаянием восточного радушия и общительности, но сделался центром свободной и серьезной научной деятельности.
Огромные
средства тратились не на вооружение
и содержание армии, а на строительство
прекрасных дворцов и мечетей, украшение
их коврами и тканями, на создание украшений
и роскошного именного оружия, на переписывание
книг и их иллюстрирование. Благодаря
этому Арабский Халифат утратил свое политическое
значение, распался на части и, в конце
концов, погиб. Но благодаря этому он оставил
нам в наследство великолепнейшие, неподражаемые
произведения искусства и культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце VIIIв. наметились новые тенденции в развитии арабского халифата. Местная знать, укрепившись в завоеванных странах, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создать свое, в ряде районов, весьма многочисленное войско. Они удерживали в свою пользу налоги. Раскол халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени. Во второй половине VIIIв. отпал Кордовский эмират в Испании, затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IXв. отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.
После
падения Арабского халифата мусульманское
право не только не потеряло свое былое
значение, но приобрело как бы "вторую
жизнь" (подобно римскому праву в средневековой
Европе) и стало действующим правом в целом
ряде средневековых стран Азии и Африки,
принявших в той или иной степени ислам
(Египет, Индия, и т.д.).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ