Культура Беларуси 17 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:46, реферат

Описание работы

Огромное значение на культуру 17-18 вв. оказали идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Исходя из изученности темы в литературе, я определила цель данного реферата:
– раскрыть историю развития белорусской культуры в 17-18веках.
Для достижения намеченной цели мной поставлены следующие задачи:
- изучить, рассмотреть,
- Разглядзець, прааналізаваць

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В 17-18 ВЕКАХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат выполнила:

студентка 1 курса 

заочного отделения

гр.ДО5 -15 П и ПД

Зорина Н.Я.

Проверила:

старший преподаватель

Мельникова А.С.

 

 

 

 

Могилёв,2013

 

 

 

14 шрифт, интервал 1,5

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий.

      В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.

Огромное значение на культуру 17-18 вв. оказали идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.

Исходя из изученности  темы в литературе, я определила цель данного реферата:

  – раскрыть историю развития  белорусской культуры в 17-18веках. 

      Для  достижения намеченной цели мной  поставлены следующие задачи:

   - изучить,  рассмотреть,

   - Разглядзець,  прааналізаваць 

          

Белорусы, как и другие народы, могут гордиться как своим прошлым, так и достигнутым уровнем развития  культуры, просвещения, искусства и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА І. “СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ НА БЕЛАРУСИ”

 

  1.  ПРОСВЕЩЕНИЕ

    В ХVIІ-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.

В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы – учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.

Ответом православной церкви на католическую экспансию было открытие братских школ в Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавались грамматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский, польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий, Леонтий Карпович.

После заключения Брестской церковной  унии 1596г. Начали открываться униатские  школы. Первые такие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства.

Преподавание в школах носило религиозный характер и проводилось исключительно на польском и латинском языках. Правительство Речи Посполитой, применяя все имеющиеся у него средства воздействия, уже с начала XVII в. стало всячески притеснять братства и братские школы, ограничивая их деятельность.

Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII в. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVII в. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

       XVIII столетие –  это эпоха Просвещения. Во второй  половине XVIII в. на территорию  Беларуси начали проникать научно-философские  идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.

        Интеллектуальная  элита европейских стран считала,  что приближается «царство разума», эпоха свободы, равенства, гражданской справедливости.

 Наиболее значительным результатом  влияние Просвещения на Речь  Посполитую была школьная реформа,  осуществлённая Образовательной  комиссией – организацией по  руководству народным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Это была первая подобная организация в Европе. Первым её руководителем был И.Масальский.

      Образовательная  комиссия осуществила реформу  школ и университетов в духе  идей Просвещения. Проведению  реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским ордена иезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст. фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.

 В 1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.

       Среднюю ступень  образования составляли окружные  и подокружные школы. На территории центральной и западной Беларуси (восточная уже была в составе России) такие школы комиссия открыла в Бресте, Гродно, Новогрудке, Жировичах, Пинске, Барунах, Волковыске, Поставах, Бобруйске, Мозыре, Минске, Несвиже, Слуцке, Лиде, Щучине.

      Нижней  ступенью образования должны  были стать местечковые и городские  училища. 

 Результатом реформы  было увеличение численности  начальных и средних школ на  Беларуси, приобретением образованием  всё более светского характера. 

 

 

 

  1. ЛИТЕРАТУРА

     Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.). По происхождению белорус из Полоцка, Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петрювский-Ситнианович) был видным ученым-богословом XVIIв. Его деятельность вышла далеко за пределы Белоруссии, сыграв заметную роль в культурной жизни Русского государства. Образование он получил в Киево-Могилянской коллегии, в 1656 г. постригся в монахи и стал преподавателем полоцкой братской школы. Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию. Уже в этот период своей деятельности Симеон Полоцкий создал много стихов, которые до 1657—1658 гг. писал на родном белорусском языке.

Особенно интересны  стихотворения Полоцкого, написанные им в связи с освобождением Полоцка. Стихи эти выражали радость белорусского народа по поводу избавления от иноземного ига и воссоединения с братским русским народом.

Симеон Полоцкий вскоре покинул родной город и в 1664 г. переселился в Москву, где и протекала вся последующая его деятельность. Еще до своего переезда в Москву он изучил русскую грамматику и в совершенстве овладел русским литературным языком того времени.

В Москве Симеон Полоцкий стал преподавателем вновь открытых школ, наставником царских детей, издателем книг и придворным поэтом. Его сборник «Вертоград многоцветный» содержит 1246 стихотворений, насчитывающих свыше 30 тыс. строк. По тематике и жанрам стихи Полоцкого разнообразны. Основную массу их составляли стихи, восхвалявшие царскую власть. Кроме того, Симеон Полоцкий писал произведения сатирические, полемические и драматургические. Его творчество оказало влияние на развитие классической русской оды XVIII в. Симеон Полоцкий был разносторонним деятелем XVII в., способствовавшим культурному общению между Белоруссией и Россией.

      Вторая половина XVII—XVIII в. была самым неблагоприятным периодом в истории белорусской литературы и белорусской культуры в целом. Власти Речи Посполитой, проводившие активную ассимиляторскую политику в отношении белорусского народа, делали все, чтобы совершенно вытеснить из литературного обихода белорусский язык. С конца XVII в. вся письменность в Речи Посполитой полностью переходит на польский язык. Издание книг на белорусском языке оказалось под строгим запретом.

Просвещение почти целиком  стало монополией иезуитов и различных  католических монашеских орденов. На становление  белорусской литературы в немалой  степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.

  Примечательным литературным явлением второй половины XVII—XVIII в. в Белоруссии было дальнейшее развитие так называемой виршевой поэзии, возникшей в XVI в. и восхвалявшей знатных особ. Поэтическое достоинство многих виршей было невысоким. Виршевая поэзия заметно отошла от народного стихотворного и песенного склада, его напевности и образности, хотя в языке и сохранила много слов, взятых из живой народной речи. Манера восхваления представителей аристократической знати и их именитых предков, чуждая народной поэтической традиции, выработала свой особый, книжный стихотворный стиль, отличавшийся напыщенностью. В ряде виршей XVII в. заметна связь с политическими событиями и классовой борьбой. Поэтами-виршеписцами были преимущественно представители шляхетства, монахи, образованные горожане, нередко школяры. Среди белорусских виршеписцев XVI — первой половины XVII в. известны, например, Андрей Рымша и Афанасий Филиппович. Более поздние стихотворения написаны главным образом анонимными авторами.

     Среди стихотворений второй половины XVII—XVIII в. известны как религиозные 'произведения типа духовных стихов и песен, так и стихи светского, исторического и даже шуточного содержания. Значительным памятником белорусской письменной литературы XVIII в., дошедшим до нас, является стихотворная пародия на евангельские легенды «Воскресение Христово».

Несмотря на непрерывные  атаки иезуитско-католической агрессии и усилившийся социальный и национальный гнет, белорусский народ проявил исключительную стойкость и силу сопротивления, сохранив свой родной язык и обычаи, свою культуру и сознание родства с русским народом.

 

 

ГЛАВА ІІ        “НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО”

 

    1. Фольклор

В белорусском фольклоре ХVІІ-ХVІІІ в. наряду с сохранением многих элементов традиционной устной поэзии, особенно обрядовых песен, старинных сказок и преданий, возникло много новых произведений, отразивших важнейшие исторические события эпохи. Упорная антифеодальная и национально-освободительная борьба белорусского народа в XVII в. определила дальнейшее развитие устного поэтического творчества и его идейное содержание. Для белорусского фольклора XVII—XVIII вв. характерно возникновение новых произведений народного эпоса —исторических песен, отразивших освободительную борьбу народа против иноземных захватчиков — польских панов, песни о казацких войнах и об отдельных сражениях.

Часть белорусских казацких песен  имеет ближайшие параллели в украинском фольклоре и служит свидетельством совместной борьбы украинского казачества и белорусского крестьянства с общим врагом — польскими феодалами.

Информация о работе Культура Беларуси 17 век