Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:46, реферат
Огромное значение на культуру 17-18 вв. оказали идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Исходя из изученности темы в литературе, я определила цель данного реферата:
– раскрыть историю развития белорусской культуры в 17-18веках.
Для достижения намеченной цели мной поставлены следующие задачи:
- изучить, рассмотреть,
- Разглядзець, прааналізаваць
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»
КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В 17-18 ВЕКАХ
Реферат выполнила:
студентка 1 курса
заочного отделения
гр.ДО5 -15 П и ПД
Зорина Н.Я.
Проверила:
старший преподаватель
Мельникова А.С.
Могилёв,2013
14 шрифт, интервал 1,5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий.
В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.
Огромное значение на культуру 17-18 вв. оказали идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Исходя из изученности темы в литературе, я определила цель данного реферата:
– раскрыть историю развития белорусской культуры в 17-18веках.
Для
достижения намеченной цели
- изучить, рассмотреть,
- Разглядзець, прааналізаваць
Белорусы, как и другие народы, могут гордиться как своим прошлым, так и достигнутым уровнем развития культуры, просвещения, искусства и науки.
ГЛАВА І. “СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ НА БЕЛАРУСИ”
В ХVIІ-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.
В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы – учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.
Ответом православной церкви на католическую экспансию было открытие братских школ в Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавались грамматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский, польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий, Леонтий Карпович.
После заключения Брестской церковной унии 1596г. Начали открываться униатские школы. Первые такие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства.
Преподавание в школах носило религиозный характер и проводилось исключительно на польском и латинском языках. Правительство Речи Посполитой, применяя все имеющиеся у него средства воздействия, уже с начала XVII в. стало всячески притеснять братства и братские школы, ограничивая их деятельность.
Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII в. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVII в. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.
XVIII столетие –
это эпоха Просвещения. Во
Интеллектуальная
элита европейских стран
Наиболее значительным
Образовательная комиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Проведению реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским ордена иезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст. фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.
В 1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.
Среднюю ступень
образования составляли
Нижней
ступенью образования должны
были стать местечковые и
Результатом реформы
было увеличение численности
начальных и средних школ на
Беларуси, приобретением образованием
всё более светского характера.
Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.). По происхождению белорус из Полоцка, Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петрювский-Ситнианович) был видным ученым-богословом XVIIв. Его деятельность вышла далеко за пределы Белоруссии, сыграв заметную роль в культурной жизни Русского государства. Образование он получил в Киево-Могилянской коллегии, в 1656 г. постригся в монахи и стал преподавателем полоцкой братской школы. Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию. Уже в этот период своей деятельности Симеон Полоцкий создал много стихов, которые до 1657—1658 гг. писал на родном белорусском языке.
Особенно интересны стихотворения Полоцкого, написанные им в связи с освобождением Полоцка. Стихи эти выражали радость белорусского народа по поводу избавления от иноземного ига и воссоединения с братским русским народом.
Симеон Полоцкий вскоре покинул родной город и в 1664 г. переселился в Москву, где и протекала вся последующая его деятельность. Еще до своего переезда в Москву он изучил русскую грамматику и в совершенстве овладел русским литературным языком того времени.
В Москве Симеон Полоцкий стал преподавателем вновь открытых школ, наставником царских детей, издателем книг и придворным поэтом. Его сборник «Вертоград многоцветный» содержит 1246 стихотворений, насчитывающих свыше 30 тыс. строк. По тематике и жанрам стихи Полоцкого разнообразны. Основную массу их составляли стихи, восхвалявшие царскую власть. Кроме того, Симеон Полоцкий писал произведения сатирические, полемические и драматургические. Его творчество оказало влияние на развитие классической русской оды XVIII в. Симеон Полоцкий был разносторонним деятелем XVII в., способствовавшим культурному общению между Белоруссией и Россией.
Вторая половина XVII—XVIII в. была самым неблагоприятным периодом в истории белорусской литературы и белорусской культуры в целом. Власти Речи Посполитой, проводившие активную ассимиляторскую политику в отношении белорусского народа, делали все, чтобы совершенно вытеснить из литературного обихода белорусский язык. С конца XVII в. вся письменность в Речи Посполитой полностью переходит на польский язык. Издание книг на белорусском языке оказалось под строгим запретом.
Просвещение почти целиком стало монополией иезуитов и различных католических монашеских орденов. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.
Примечательным литературным явлением второй половины XVII—XVIII в. в Белоруссии было дальнейшее развитие так называемой виршевой поэзии, возникшей в XVI в. и восхвалявшей знатных особ. Поэтическое достоинство многих виршей было невысоким. Виршевая поэзия заметно отошла от народного стихотворного и песенного склада, его напевности и образности, хотя в языке и сохранила много слов, взятых из живой народной речи. Манера восхваления представителей аристократической знати и их именитых предков, чуждая народной поэтической традиции, выработала свой особый, книжный стихотворный стиль, отличавшийся напыщенностью. В ряде виршей XVII в. заметна связь с политическими событиями и классовой борьбой. Поэтами-виршеписцами были преимущественно представители шляхетства, монахи, образованные горожане, нередко школяры. Среди белорусских виршеписцев XVI — первой половины XVII в. известны, например, Андрей Рымша и Афанасий Филиппович. Более поздние стихотворения написаны главным образом анонимными авторами.
Среди стихотворений второй половины XVII—XVIII в. известны как религиозные 'произведения типа духовных стихов и песен, так и стихи светского, исторического и даже шуточного содержания. Значительным памятником белорусской письменной литературы XVIII в., дошедшим до нас, является стихотворная пародия на евангельские легенды «Воскресение Христово».
Несмотря на непрерывные атаки иезуитско-католической агрессии и усилившийся социальный и национальный гнет, белорусский народ проявил исключительную стойкость и силу сопротивления, сохранив свой родной язык и обычаи, свою культуру и сознание родства с русским народом.
ГЛАВА ІІ “НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО”
В белорусском фольклоре ХVІІ-
Часть белорусских казацких песен имеет ближайшие параллели в украинском фольклоре и служит свидетельством совместной борьбы украинского казачества и белорусского крестьянства с общим врагом — польскими феодалами.