Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:46, реферат
Огромное значение на культуру 17-18 вв. оказали идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Исходя из изученности темы в литературе, я определила цель данного реферата:
– раскрыть историю развития белорусской культуры в 17-18веках.
Для достижения намеченной цели мной поставлены следующие задачи:
- изучить, рассмотреть,
- Разглядзець, прааналізаваць
Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций. Выдающимся произведением белорусского зодчества является замок в Мире (Гродненская обл.) Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколько этапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м, толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирский замок представлял собой роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранился в полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные работы.
Шедевром архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох. Каменный замок на месте деревянного в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом Сироткой в 1583 г. Его строительство на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок располагался в стороне от города, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборному деревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался.
Несвижский замок, резиденция местных Радзивиллов, в свое время являлся и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещалась библиотека на 20 тысяч томов, где хранились также редкие рукописи и старопечатные издания, портретная и картинная галереи, насчитывавшие более тысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, а также знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, большая коллекция монет и медалей, роскошная мебель и др.
В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.
В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка - широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.
иконописные школы XVIІ –XVIII ст.
В станковой и монументальной живописи XVIІ – XVIII ст. столетий наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко.
Для живописи начиная с XVIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).
Иконопись в это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму. С середины XVII века в Беларуси формируется несколько иконописных школ: брестская, могилёвская, витебская, гродненская, истоки которых лежат в общественно-политическом, экономическом и конфессиональном развитии этих территорий.
В станковой живописи XVII века важное место занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Дальнейшее развитие получил сарматский (парадный) портрет. Крупные магнаты, шляхта хотели видеть всю галерею родственников. Чем древнее был род, тем почётнее. Иногда художникам заказывали портреты несуществующих знатных предков.
В портрете XVII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.
Высокого художественного уровня достигает живопись XVIII в. Преобладающим остаётся стиль барокко, влияние рококо и классицизма было незначительным.
Монументальная роспись преобладала при оформлении костёлов, униатских и православных храмов. Роспись храмовв XVIII веке не подчинялась строгим канонам, как ранее, библейский сюжет трактовался вольно, включались и исторические сцены (росписи Кармелитского костёла в Мстиславле, росписи Кармелитского костёла св. Станислава в Могилёве. По барочному символичны с многочисленным количеством символических фигур росписи иезуисткого костёла Божьего Тела в Несвиже). Эти росписи занимают почётное место в истории белорусской культуры.
Иконопись являлась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных. Поэтому иконы писались на старинный манер: плоскостное письмо, упрощённые фигуры , но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону в произведение народно-примитивного смысла.
Приглашённые магнатами западноевропейские живописцы писали заказные портреты парадного типа. К ним относятся знаменитый портрет Михаила Казимира Огинского – высокообразованного человека, мецената, музыканта, знатока искусства, основателя оперного театра в Слониме. Огинский показан в полный рост, в довольно театральной позе, в ярком кафтане, выделяющемся на тёмном фоне, при ордене Белого орла. Это парадное изображение представляет нам волевого и уверенного человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, период XVІІ — XVIIІ вв. Беларуси является эпохой Возрождения. Развиваются книгопечатание, образование, возрастает интерес к культурно-философским ценностям античности среди феодалов и зажиточных граждан, усиливаются меценатские тенденции, распространяются идеи ренессансного гуманизма и Реформации, идет становление белорусского языка, национальной письменности, литературы, искусства. В целом в анализируемый период культурное развитие и общественное сознание восточноевропейского региона, в частности Беларуси, достигло уровня, при котором оказались возможными не только ассимиляция достижений европейского Ренессанса, но и выработка самобытных, оригинальных отечественных духовных ценностей, гуманистических идей и концепций.
Со второй половины XVII в. условия развития культуры Белоруссии резко ухудшились. Это было вызвано прежде всего поражением народных восстаний и усилившимся наступлением католической реакции. Еще более неблагоприятные условия для развития белорусской культуры сложились в XVIII в., особенно после того, как в конце XVII в., в августе 1696 г., всеобщей конфедерацией сословий Речи Посполитой было вынесено постановление о запрещении употребления белорусского языка в качестве официального письменного языка в Великом княжестве Литовском и о введении вместо него польского языка.
В результате усиления польско-католической реакции и нападок иезуитов разрушались памятники белорусской культуры, уничтожались книги на белорусском языке, закрывались братские типографии. Этим следует объяснить то обстоятельство, что в XVIII в. дошло до нас ничтожное количество письменных памятников на белорусском языке.
Однако, несмотря на все препятствия, запреты и преследования со стороны польской шляхты и иезуитов, развитие культуры белорусского народа не прерывалось даже в самые мрачные периоды его истории. Но белорусский народ жил, боролся, трудился, создавал свою литературу, искусство, о чем прежде всего свидетельствует его богатейшее народное творчество, неугасимое, пережившее века.
Белорусский народ создал богатейший фольклор, развитую музыкальную культуру, яркое изобразительное и прикладное искусство, проявлявшееся в художественной резьбе, в деревянной скульптуре, росписи, в изделиях из глины, соломы, в тканом орнаменте и вышивке, украшавших одежду и предметы домашнего обихода. С древнейших времен и в любых условиях люди, как отмечал М. Горький, «не могли жить без радости, они умели смеяться, сочиняли веселые песни, любили плясать... Люди любят мелодически организованные звуки, яркие краски, любят делать окружающее их лучше, праздничнее, чем оно есть» (М. Горький. О литературе. М., 1953, стр. 788, 789).
Список использованных источников
1. Культурология: учебное пособие/ Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001.
2. История Беларуси: учебное пособие, 8 кл./ В.А.Белозорович, И.П.Крень. – Мн.,2010
3. Культурология: теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
4. История белорусского театра/ Том 1, Мн. 1983г.
5. История Беларуси: С древнейших времен до нашего времени/ И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. 2-е изд., доп.-Мн.: «Аверсев», 2002г.
6. Очерки истории Беларуси: учебное пособие/ П.Г. Чигринов.- 3-е изд., испр.- Мн. Высш. шк., 2007г.
7. История БССР в двух томах
/ Под общей редакцией Л.С.
8. История мировой художественной культуры/ С.В.Филимонова, 2012.