Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:46, реферат
Огромное значение на культуру 17-18 вв. оказали идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Исходя из изученности темы в литературе, я определила цель данного реферата:
– раскрыть историю развития белорусской культуры в 17-18веках.
Для достижения намеченной цели мной поставлены следующие задачи:
- изучить, рассмотреть,
- Разглядзець, прааналізаваць
В белорусском народном эпосе XVII—XVIII вв. древнерусские былины, повествующие о далеких временах Киевской Руси, уступают свое место развивающимся новым эпическим жанрам — историческим песням и сказаниям о более близких и волнующих народ событиях. Основное содержание исторического эпоса белорусского народа XVII—XVIII вв. составляет борьба с польскими феодалами, изображение мрачной эпохи иноземного господства, тяжелой крепостной неволи, а также жестокого национально-религиозного угнетения.
В белорусском фольклоре
Историческому эпосу принадлежала ведущая роль в белорусском устнопоэтическом творчестве XVII—XVIII вв., но им не исчерпывались богатства белорусского фольклора. Значительное место в нем сохранило наследие древней календарной и семейно-обрядовой поэзии, среди которой особенно выделялись такие подлинные жемчужины белорусского устного творчества, как свадебные песни. Белорусские свадебные песни подкупают своей искренностью чувства, задушевностью и поэтичностью. В них раскрывается весь внутренний мир и тяжкая доля закрепощенной крестьянки. Песни богаты средствами художественной выразительности, народной символикой.
Древняя обрядовая поэзия, однако, не застыла в своих первоначальных формах, отражавших преимущественно мировоззрение человека родового общества и связанных с опоэтизированием природы. Многие разделы обрядовой поэзии и в первую очередь песни жнивные, весенние, толочные, свадебные значительно обогатили свое социально-идейное содержание, широко отразив жизнь, подневольный труд и борьбу народа в эпоху феодализма.
Значительного развития достигла социально-бытовая лирика, не связанная с обрядностью и календарными циклами. К наиболее характерным категориям лирических песен этого периода принадлежат песни о крепостной неволе, песни панской челяди — двораков, песни о женской доле. В XVII—XVIII вв. развиваются также песни чумацкие и бурлацкие, возникшие в среде наиболее обездоленной части крепостного крестьянства.
Большим художественным и идейным богатством отличается сказочный эпос белорусского народа. К наиболее характерным белорусским сказкам следует отнести многочисленные сказки о борьбе героя со злыми фантастическими чудовищами, олицетворяющими враждебные народу силы, сказки о богатырях и великанах («асилках» и «волатах») — борцах за социальную правду и справедливость. В XVII—XVIII вв. возникает основная часть белорусских антипанских сказок реалистического характера, а также утверждается общая антикрепостническая направленность белорусского фольклора феодальной эпохи.
Упорная и длительная борьба народных масс Белоруссии против крепостнической неволи и шляхетско-католическои агрессии определила также и сатирическую струю, которая характеризует белорусское устнопоэтическое творчество того времени. Острой сатирой отмечены почти все жанры белорусского фольклора, особенно многие сказки, песни, пословицы и народная драма. В них наиболее остро высмеивались польские магнаты-крепостники и шляхта. Так, в известных белорусских песнях «Ехал ляшек из Варшавы», «Ехал ляшек морковный» народ направил свою едкую сатиру на гонор, заносчивость и напыщенную воинственность польской шляхты. В XVII—XVIII вв. возникает также много сатирических народных произведений антиклерикального и антицерковного характера, свидетельствующих о развитии свободомыслия в народных массах.
Наряду с устнопоэтическим словесным творчеством белорусского народа продолжала развиваться его музыкальная культура. Основным видом белорусской музыки XVII— XVIII вв. было народное песенно-музыкальное и инструментальное творчество, отличающееся большим мелодическим богатством. Ритмические, мелодические и гармонические свойства белорусской народной музыки формировались в течение столетий, сохраняя многие элементы общей древнерусской музыкальной культуры и развивая свои самобытные черты. Произведения белорусской музыки представляют высокие образцы искусства, созданные народом в труде и борьбе. Среди этих произведений старинные, отшлифованные веками трудовые и обрядовые напевы чередовались с более поздней лирической песней, суровые эпические мелодии — с бравурными плясовыми ритмами. Белорусские напевы того времени характеризовались преобладанием хорового, но одноголосного исполнения. В более поздних песнях, наблюдались уже отклонения от унисона и введение подголоска, являющегося ступенью в развитии многоголосия.
Народная инструментальная музыка была известна преимущественно как музыка танцевальная. Она сопровождала народные пляски и хороводы, общинные и семейные праздники, игрища молодежи. Среди белорусских народных инструментов сохранились древнерусские гусли, распространены были также цимбалы, дуда, различного типа деревянные дудки, жалейки, лира. Широко бытовала скрипка.
Помимо народной музыки, бытовавшей устно, в XVII— XVIII вв. в Белоруссии создавались произведения и письменной музыки. Это были произведения главным образом церковно-религиозного содержания — молитвы, посвященные тому или иному празднику, различные песнопения православной церкви, униатские и католические канты, псалмы и рацеи, музыка к школьной драме. Хотя ни письменные, ни печатные памятники белорусской духовной музыки того времени почти не дошли до нас. Об этом свидетельствует напев религиозного стиха, сохранившийся в «Диариуше» («Дневнике») Афанасия Филипповича 1646 г.
Отдельные произведения белорусской религиозной музыки XVII—XVIII вв. попали в рукописные и в печатные сборники церковных песнопений, так называемые богогласники, издававшиеся в конце XVIII и в XIX в. (Почаевский, Гродненский, Холмский, Синодальный).
Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII - XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках
Наиболее популярным был народный кукольный театр — батлейка (от названия древнего города Вифлеем). Театр кукол, издавна известный на Руси как часть скоморошьих представлений, на всем протяжении XVII—XVIII вв. оставался любимым развлечением городского, местечкового и деревенского люда. Ходить с батлейкой, особенно на «каляды», стало обычаем. Передавалось это искусство от поколения к поколению и стало дополнительным занятием определенной группы лиц — «батлейщиков» — из среды местечковых и окраинных городских ремесленников.
Сама батлейка по своему устройству представляла собой переносную двухъярусную сцену-ящик, часто в виде домика или церкви, также разделенной на два яруса. По прорезям в сцене, скрытым от зрителя, двигались куклы, управляемые батлейщиком.
Среди персонажей белорусской батлейки особой популярностью пользовался крестьянский шутник Матей. Зрителям более всего нравились сценки, в которых участвовали Матей с женой и доктор, Антон и Антониха с козой, скоморох с медведем, цыган и цыганка, Вольский — купец польский, шляхтич и шляхтянка, еврей-корчмарь и его жена, черт и другие персонажи. Каждая сценка, проникнутая подлинным народным юмором, неизменно завершалась пением и танцами. Батлеечные сценки все более приобретали характер едкой сатиры, направленной против господствующего класса, против ненавистных народу пана-крепостника, шляхтича, купца.
Развитие школьного театра в Белоруссии было связано со все усиливавшейся религиозной борьбой, с наступлением католицизма, стремившегося ополячить белорусский и украинский народы. Зарождению школьной драмы способствовало также развитие в Белоруссии виршевой поэзии, так как пьесы писались преимущественно в стихотворной форме. Авторами их были главным образом учителя риторики и словесности. Эти пьесы частично преследовали педагогические, практические цели: помочь школярам в усвоении литературного языка, привить им навыки публичных выступлений, выработать чистую дикцию, научить эффектным жестам, без которых не мыслилось в то время искусство оратора и проповедника. Однако в большей степени школьная драма должна была служить средством пропаганды христианской морали и библейской истории, поэтому большинство пьес было религиозного содержания. Форму школьной драмы в XVII и XVIII вв. широко использовали в Белоруссии иезуиты для пропаганды унии и католицизма.
ГЛАВА ІІІ “БАРОККО. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ
В XVII—XVIII вв. продолжалось развитие белорусской архитектуры и живописи.
Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре.
В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.
Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.
В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо.
Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.
Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.
Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).
Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.
Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.
Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим внутри, становится типичным в замковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.