Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение с помощью различных источников развитие культуры, в том числе ее основных составляющих, в Древнем Египте.

Содержание работы

I. Введение. 2-4
II. Основная часть.
Зодчество. 4-7
Изобразительное искусство. 8-11
Письменность и наука. 11-17
Литература. 17-23
III. Заключение. 23-25
Список используемых источников. 26

Файлы: 1 файл

Культура Древнего египта.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ


Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Филиал в г. Гусь-Хрустальный

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету Культурология

на тему: «Культура Древнего Египта»

 

 

 

 

 

Группа

 

 

Руководитель

 

 

Разработал  студент

   


 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Введение.                                                                       2-4
  2. Основная часть.

Зодчество.       4-7

Изобразительное искусство.    8-11

Письменность и наука.                                      11-17

Литература.                                                         17-23

   III.   Заключение. 23-25

 Список используемых источников.                              26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моей работы :«Культура Древнего Египта».

Цель работы: изучение с помощью различных источников развитие культуры, в том числе  ее основных составляющих,  в Древнем Египте.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной  Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древнее Царство (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.).

Древний Египет — первое государство на Земле, первая и великая  могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.


Древние египтяне создали высокую  по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий  и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий  уровень? Прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян, бесспорно, стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.


В древнеегипетской культуре есть целый  ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).


Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зодчество


Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на Земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.

В III—II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы — постройки для  богов — строились из камня. Строительство  пирамид было разорительным для  экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа. Каменное строительство древнего царства ведет начало от погребального сооружения царя Джесера-Имхетепе жила в стране тысячелетия. В начале III династии каменное строительство было еще новым делом поэтому заметна неуверенность строителя. В расположении зданий вокруг пирамиды нет строгого порядка. Строитель боялся положиться не непрочные известняковые столбы. Он придвигал их к стенам, смыкал столбы со стенами или друг с другом переборками. Сама пирамида с шестью продолговатыми уступами была наружно не чем иным, как шестикратным повторением в камне прямоугольных надстроек кирпичных гробниц. Зодчие Снефру в начале IV династии после предпринятого ими опыта сооружения «изломанной» пирамиды, стали возводить геометрически правильные (пирамиды Снефру около арабской деревни Дахшур, южнее Саккары.


При строителях «великих» пирамид  каменное зодчество окончательно освободилось от всех пережитков времени деревянного  и кирпичного строительства, окончательно исчезла и неуверенность. Громадные граненые глыбы применялись повсеместно, и могучие гранитные столбы в    преддверии пирамиды несли перекрытия чудовищной тяжести. Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались во рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе. Пирамида царя стояла не одинокой: к ней нескончаемыми вереницами примыкали гробницы его родни и приближенных. Эти гробницы составляли одно художественное целое с пирамидой и особенно с ее пристройками.

Гробницы вельмож до начала IV династии оставались кирпичными, однако, помещения внутри отделывались камнем или деревом, редкими были роспись и резьба. Со строительством «великих» пирамид все изменилось. Величаво просты были не только сами пирамиды, но и их предверья и поминальные храмы. Гладкие граненые поверхности поражают своей каменной мощью.

При фараоне Хеопсе надгробия вельмож превратились в сплошные каменные гряды из великолепных глыб, почти без украшений внутри и снаружи.

Поминальные храмы царей V династии стали украшаться изнутри богатой отделкой, и простые столбы сменились роскошными колоннами, внутри гробниц вельмож стали строиться помещения, пестревшими изображениями и надписями.

Мало что известно о храмах Древнего царства. Единственный хорошо известный и принадлежащий  достоверно к этому периоду храм, не связанный с пирамидой, - это  храм царя V династии Ниусерра возле селения Абу – Гураб. Это был не обыкновенный городской храм, а особый, царский, в честь бога солнца Ра. Каменные преддверья и ход вели на обширный двор, залитый солнцем, с высеченными на стенах изображениями, в том числе рисующими жизнь природы. В глубине двора на подножии в виде усеченной пирамиды стоял огромный сложенный из камня символ Солнца – приземистый обелиск.


В период среднего царства пирамиды ХII династии были построены из кирпича –сырца и только облицованы известняком. Усыпальницы вельмож возле пирамид также имели вид «завалинок» (мастаба), но строились из кирпича и лишь облицовывались плитами из известняка.

То, что осталось от тогдашних  городских храмов, говорит об их простоте и изяществе, а не о значительности их размеров.

Наиболее известно зодчество Нового царства. Только на нем можно проследить связь, существующую между разными родами зодчества. Главным источником сведений является столица Аменхетепа IV Эль-Амарна, покинутая его приемниками и сохранившаяся в развалинах до наших дней.


 Дома простых горожан были  небольшими, они состояли из нескольких  помещений, расположенных вокруг  относительно большой прямоугольной  комнаты. Городские усадьбы сановников  состояли из сада, дворов, служб  и господского дома.  Необходимой  принадлежностью богатого дома, как и в Среднем царстве, были продолговатая поперечная зала и вторая - прямоугольная. Теперь обе эти залы были украшены колоннами. Глубокая зала, находившаяся посередине жилья, возвышалась над другими частями дома, свет через нее проникал через окна под потолком. Позади нее располагались личные покои хозяина, а вокруг – разные другие помещения.

Загородный дворец Аменхетепа III в Фивах, хотя и больших размеров, был тем не менее построен из необожженного кирпича. В отличие от частных домов, средние помещения дворца были вытянуты по общей оси. Так располагались громадный двор, обставленный царскими изваяниями, возвышающееся крыльцо с колоннами, поперечное помещение с колоннами и затем глубокая зала. Жилой дворей царской семьи, находившийся возле большого, был соединен с ним мостом, перекинутым через улицу.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство  Древнего царства служило в основном религиозным целям. Это не могло  не сказаться на характере искусства. При III и IV династиях в изваяниях стремились к точному воспроизведению подлинника: костлявые лица первых властителей Древнего царства, горбоносый, тучный  царевич IV династии, лица других современников запечатлены с поразительной правдивостью. Но уже тогда изготавливали условные подобия. Раскраска и принятые цвета – красноватый для обожженных солнцем мужчин и желтоватый для женщин. Глаза, вырезанные из цветных камней или фаянса, вставлялись в изваяния так искусно, что выглядели совсем живыми.

Изображения царей должны были выражать их божественность. Перед пирамидой Хефрена лежал большой сфинкс – естественная скала высотой 20 м, обработанная в виде льва с головой этого царя, в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м 2; в преддверии к пирамиде блестели в полумраке изображения восседающего в торжественном величии Хефрена.

Другие замечательные  и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства  — это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849—1801 гг. до н.э.), стела  вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III.

Информация о работе Культура Древнего Египта