Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение с помощью различных источников развитие культуры, в том числе ее основных составляющих, в Древнем Египте.

Содержание работы

I. Введение. 2-4
II. Основная часть.
Зодчество. 4-7
Изобразительное искусство. 8-11
Письменность и наука. 11-17
Литература. 17-23
III. Заключение. 23-25
Список используемых источников. 26

Файлы: 1 файл

Культура Древнего египта.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Шедевром древнеегипетского  изобразительного искусства периода II тыс. до н.э. искусствоведы считают  выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона  с его юной женой в саду.


Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Такая же условность и  постоянство характерны и для  других пластических культур. Статуи и  статуэтки имели культовое назначение и облик — раскраска и положение  определялись жесткими нормами, обязательными для ваятеля.

Плоских изображений  дошло до нас  очень много –  преимущественно гробничных, меньше – храмовых. К началу IV династии изображения были различны по технике исполнения. В пору «великих» пирамид и увлечения величавой простотой отпадала надобность в украшении гробничных стен. При V династии художники окончательно остановились на изображениях, выполненных низким рельефом и затем расписанных.


Настенные изображения в гробницах  не были простыми украшениями –  они служили религиозным целям. Глядя на изображенные заупокойные обряды, богатые трапезы, производство и доставку приношений и развлечений, умерший, как считали древние египтяне, действительно должен переживать изображенное. С воцарением  V династии пестрыми резными изображениями покрылись и стены царских  поминальных храмов. Некоторые изображения в них были такими же, как в гробницах вельмож, но другие, сообразно сану заказчика, прославляли его как государя и как родича и любимца богов.

Плоские изображения  Древнего царства выполнены мастерски: четко, складно и просто. Поразительно, с какой силой передавалось людское горе. В проходе к пирамиде царя Униса изображены голодающие кочевники: изможденные женщины из последних сил поддерживают обессиливших мужчин. Даже в Верхнем Египте, где мастерство иногда опускалось ниже посредственного, в гробнице областного правителя начало VI династии на изображения взятия палестинской крепости переданы и тревога, и отчаяние осажденных, и материнская нежность полонянки. Если на большинстве изображений Древнего царства телодвижения несколько угловаты, то на некоторых рельефах они гибки.

 

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие  существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и  то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Новым духом повеяло в период Среднего царства. Большим достижением было развитие росписи. Выдвинувшиеся верхнеегипетские владетели высекали себе гробницы в скалах. Иногда стены гробниц покрывались рельефом, однако ограниченность средств, а также то, что стены пещер были мало приспособлены для высекания на них изображений, предрасполагали к росписи гробничных стен. Если роспись прежде сводилась больше к раскраске высеченных на стене изображений, то теперь она могла полностью использовать свои возможности, давая более живую и выразительную передачу действительности.

Замечательны своей  живостью также группы деревянных фигурок  начала Среднего царства, изображавших работников или воинов умершего.


Созданные в период Нового царства  портретные изваяния времени Аменхетепа IV, например скульптурные портреты царицы Нефертити, найденные в мастерской художника Тутмос, принадлежат к наиболее замечательным произведениям египетского искусства. По содержанию своему египетское изобразительное искусство никогда не было таким разносторонним, как в Новом царстве. В фиванских пещерных гробницах стены чаще всего покрывались росписью разнообразного содержания,  в мемфисских гробницах – рельефной резьбой.

От Нового царства  сохранилось значительное количество росписей из дворцов и домов, преимущественно из Эль-Амарны: изображения растений, животных, пленников, изображения быта, в частности царской семьи и т.д.

 

Письменность и наука

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла  передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как  развитая система сложилась ко времени  Среднего царства. Ее исходной основой  было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками), при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.


Особенности государственного устройства Египта  Древнего царства требовали  обширной переписки и сложной  отчетности; не меньше нуждались в  ней большие хозяйства вельмож. У писцов выработался особый беглый почерк посредством иероглифов. К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху — несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа. Несмотря на сложность письменности, грамотными были не одни писцы. Вельможи и даже знатные женщины изображались принимающими ведомости от управляющих; сыновья вельмож состояли писцами в отцовских хозяйствах; знатнейшие сановники числились писцами и считались знатоками и переписчиками священной письменности. Об относительном распространении грамотности вне правящих кругов говорят письменные указания строителям, наспех нанесённые на камни тогдашних построек.

Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и т. п.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной (так называемый Большой папирус Хар-рис). Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).

Если текст наносили на твердый  материал, писец тщательно выводил  каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.


С VIII В. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического   (т. е.  народного)   письма.

Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную символическо-понятийную иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть.

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного  набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства,   военное   дело,   управление   страной.


Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего  в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума  и окончания подъема воды в  Ниле, сроков посевов, вызревания зерна  и жатвы, необходимость в измерении  земельных участков, границы которых  приходилось восстанавливать после  каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила — с другой. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды — Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные — короткими,   зимой   наоборот).

Египтяне хорошо изучили  видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. К периоду Нового царства относится изложение догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем; они невидимы только потому, что тогда на небе находится солнце. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов.

В период среднего царства  практические задачи измерения земельных  участков после разливов Нила, учета  и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве  храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали систему исчисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни, орудовали понятием неизвестного, числом « О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.


По всей Передней Азии славились  своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни». Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». В списках нового царства сохранилось полностью или частично несколько лечебников. Один из них, смесь причудливых колдовских средств с вполне рациональными, заполняет свиток длинною 20 метров.  Некоторые описания поврежденной части тела поражают своей точностью. Составитель лечебника, повидимому, знал о связи между повреждениями головного мозга и расстройством функций других областей тела, даже таких отдаленных от мозга, как нижние конечности. Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии.

Информация о работе Культура Древнего Египта