Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение с помощью различных источников развитие культуры, в том числе ее основных составляющих, в Древнем Египте.

Содержание работы

I. Введение. 2-4
II. Основная часть.
Зодчество. 4-7
Изобразительное искусство. 8-11
Письменность и наука. 11-17
Литература. 17-23
III. Заключение. 23-25
Список используемых источников. 26

Файлы: 1 файл

Культура Древнего египта.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)


Различались врачи «утробные», глазные, зубные и т.д. Один и тот же врач  мог, однако, представлять несколько  отраслей врачебной науки. О зубоврачебном  искусстве Древнего царства есть вещественные свидетельства: зуб, прикрепленный  к другому золотой проволокой, челюсть, просверленная при операции.

В Египте, начиная с  Древнего царства, существовало своеобразное высшее ученое учреждение – «дом жизни». Оно пользовалось таким значением, что доставлять все потребное  ему должны были номы даже Верхнего Египта.


Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что  приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработанной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагается история его многочисленных походов.

Своего рода сводом научных  достижений являются древнейшие энциклопедии — словники. Собрания терминов, объясненных  в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки.

Литература

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. ( Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений.


Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных  знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло  создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов (например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда  были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились  зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения.

Последующие поколения  сохранили память о литературе Древнего Царства. Они приписывали верховным  сановникам прославленные сочинения  о житейской мудрости. Однако списков этих сочинений от самого Древнего царства не дошло, принадлежность же этим лицам наставлений, ходивших впоследствии под их именами, нуждается в доказательстве. Ввиду гибели литературных  рукописей Древнего царства судить о его художественных произведениях приходится больше по надписям. Сохранились «жизнеописания»  сановников начала IV династии, высеченные на их гробницах, но это по существу перечни занимавшихся ими должностей, и только лучшее из них , жизнеописание Метена, дополнено сообщениями об имущественных делах сановника. Гробничные  изображения людей из народа часто сопровождаются надписями, содержащими слова, которые они якобы произносят. Из ряда заклинаний «надписей пирамид» удалось восстановить древнее поэтическое славословие в  честь  египетской богини неба Нут. В очень позднем списке до нас дошел распорядок мемфисского храмового представления, по языку и способу написания восходящий к Древнему царству.


 В период Среднего царства  появились художественно построенные  речи, бичевавшие неправедного сановника,  ставшие новым видом словесности.  Это вплотную подводит нас  к той отрасли среднеегипетской  письменности, которую можно считать  всецело вызванной к жизни глубокими общественными потрясениями. Самое известное из таких произведений – «Беседа разочарованного со своей душой». Разуверившись в злом и бездушном обществе, страдалец ищет смерти. Душа отговаривает его, указывая на тщету надежд на посмертное существование ,и советует наслаждаться жизнью.  Однако человек не сдается. Душа выступает в этом произведении носительницей настроений, выраженных в застольной египетской песне того времени, приглашавшей предаваться житейским утехам, пока не пришла смерть. Не осталось даже гробниц славнейших мудрецов, говорится в этой песне, каково на том свете – рассказать об этом некому, так как никто оттуда не возвращался. Это произведение – древнейший известный нам памятник свободомыслия, подвергающий сомнению господствующее религиозное учение. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.


Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклео-польского царя Ахтоя своему сыну Мерика-ра» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуау-фа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, для господствующего  класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных  богами. Как правило, такие пророчества  описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового царства. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение Ипу-сера» и «Речение Неферти».

С началом ХIХ династии (период Нового царства) перед нами предстает богатая художественная письменность, пользовавшаяся разговорным  новоегипетским языком, прочно вошедшим в литературу в ХV – ХIVвв. До н. э., и во многом отражавшая взгляды и вкусы простых людей. В «Сказке о двух братьях» рассказывается о двух поселянах, которые, преодолев, козни жен – изменниц, воцаряются под конец друг за другом в Египте.

В романтической «Сказке  об обреченном царевиче» иноземцы показаны без тени того глумления, которое было обычно в царских надписях.

В «Сказке о Правде и Кривде» звучит возмущение бездушию общественных верхов по отношению к  обездоленным.


Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской  обработке. Некоторые сказки стали настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон  Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе и др. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Подлинными шедеврами  египетской литературы стали повесть  «Рассказ Синухета» и поэтическая  «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета»  повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы. В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

 Следуй желаниям  сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя  чудеснейшими  благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство...

Свершай дела свои на земле


По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем  не слышит их криков и

воплей.

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь,   никто   не  взял   с   собой  своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших  не вернулся обратно.

Перевод А. Ахматовой

 

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная  литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные  гимны и песнопения, исполняемые  на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

В первом цикле рассказывается о том, что добрый бог и царь Египта Осирис был коварно свергнут с престола своим братом Сетом, изрублен на 14 частей, которые были разбросаны по всему Египту (по другой версии, тело Осириса было брошено в лодку, а лодка спущена в море). Сестра и жена Осириса богиня Исида собрала и погребла его останки. Мстителем за своего отца выступает их сын бог Хор, который совершает ряд подвигов на благо людей. Злой Сет свергнут с престола Осириса, который был унаследован Хором. А Осирис становится царем подземного мира и судьей умерших.


На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые  были своего рода зачатком древнеегипетского театра.

Гимны и песнопения, исполняемые  в честь богов на празднествах, были, видимо, массовой поэзией, но некоторые  из дошедших до нас гимнов, в частности  гимн Нилу и особенно гимн Атону, в  которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими  шедеврами  мирового  класса.

От второй половины Нового царства осталось множество славословий  – в честь тогдашних царей, богов, новой столицы, царской колесницы  и т.д. Сохранилось также много поучений, преимущественно узко школьного назначения, славящих ремесло писца, как единственно свободное от тягот и бед. Среди всех этих сочинений одно произведение, одновременно хвалебное и наставительное, занимает особое место: пусть пропали надгробия мудрецов древности – их имена живут  благодаря их книгам в памяти людей, говорится в этом сочинении. Книга писателя – это его пирамида.

Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных   явлений  мировой  литературы.

Заключение

Ознакомившись с различными источниками, повествующими о достижениях  в Древнем Египте, можно сделать вывод о значимости вклада египтян в мировую культуру.


Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии  Герона, исследовании дробей у греческих  математиков и в задаче на решение  арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

    Египетские  нормы права и государственного  управления в той или иной  мере усвоены римлянами и Византией, народами христиан Востока и Русью.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным  образом, - пишет русский египтолог  М. Э. Матье - Ряд открытий в науке  и технике всё ещё приписывается  то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».

В то время египтяне были пионерами цивилизации.Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим  знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены величайшие практические знания в области  математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака).

 Европа, получившая от Древнего Египта зачатки науки и искусства, обязана ему еще одним благодеянием – алфавитным письмом (фр. ученый Ж.Ф. Шампольон).

    Храмы Египта  – это гигантские каменные книги, где художники использовали все доступные поверхности. Архитравы,  колонны, их основания, пилоны, стены изнутри и снаружи, все покрыто изображениями и иероглифами. Древние памятники сохранили нам рельефы и настенные росписи, статуи и стелы, саркофаги и культовые предметы. Потребности усопшего были скопированы с потребностей живого фараона.

Информация о работе Культура Древнего Египта