Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:15, реферат
Китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы, просуществовала тысячелетия и продолжает свою историю до сих пор, несмотря на все катаклизмы, внутренние и внешние войны, сохранила самобытность и целостность. Пошла по своему собственному пути, не повинуясь никому, не брав ориентиров с Запада, что и послужило созданию подобной неповторимой и древней культуры.
Изобретение книгопечатания, создание пороха, способ изготовления бумаги, компас — все это и многое другое именно китайцы придумали и воплотили в жизнь ещё очень давно, опережая культуру других стран.
Введение
Китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы, просуществовала тысячелетия и продолжает свою историю до сих пор, несмотря на все катаклизмы, внутренние и внешние войны, сохранила самобытность и целостность. Пошла по своему собственному пути, не повинуясь никому, не брав ориентиров с Запада, что и послужило созданию подобной неповторимой и древней культуры.
Изобретение книгопечатания, создание пороха, способ изготовления бумаги, компас — все это и многое другое именно китайцы придумали и воплотили в жизнь ещё очень давно, опережая культуру других стран.
Большое влияние на формирование культуры оказало географическое положение страны и ландшафт. Так как у китайцев был выход к морю, то были проложены водные торговые пути, а также были предприняты попытки завоеваний близлежащих территорий посредством мощного флота. Окружение странами-противниками, постоянные провокационные и захватнические набеги кочевников способствовали выработке военного духа: огромное количество солдат находилось на протяжении долгого времени на границе, охраняя страну от недоброжелателей; также потребовалось создание масштабнейшего защитного комплекса ( малочисленные укрепления не могли уже помочь, требовался полноценный «щит», который бы укрыл страну полностью ) - Великой Китайской стены. Горный ландшафт в отсутствие стены, с одной стороны, усложнял задачу подступа к границам ( не так-то просто идти через горы армии завоевателей ), с другой стороны — упрощал, т.к. невозможно было уследить за каждым километром границы, нельзя было повсеместно поставить по горам охрану. Постройка Великой Китайской стены упростило эту задачу. Теперь Китай был отгорожен от недругов не только физически, но и духовно, как бы говоря кочевникам: пасите свои стада там за стеной, а здесь мы будем выращивать рис. Китайцы в своем понимании отделились от остального мира.
Очень важной особенностью культуры Китая является то, что с древних времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно, сохранив многие древнейшие культурные центры на протяжении веков. Поражает целенаправленное продвижение идей китайских императоров, посредством миллионов жертв, неоправданной, по мнению народа, жестокостью. Но все же эти идеи приносили полезные плоды стране и обществу.
Есть множество версий о происхождении термина «Китай». Предположительно он происходит от слова «кидане» - названия народности, населявшей в момент проникновения России на Дальний Восток в соседние с Китаем территории. Оригинальное название Китая — Центральное или Срединное государство ( Чжунго ) и Поднебесная ( Тянься ). А европейский эквивалент стал известен со времен античности — China ( от лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china ).
История
Исходя из названий династических периодов в II – I вв. до н. э. формируется китайская историографическая традиция. Каждая династия имела свое, отличное от фамилии правящего семейства имя, которое и позволяло дать определение эпохе. Также в периоды «смутного времени» название соответствовало историко-политической ситуации в стране.
Если рассматривать историю Древнего Китая с точки зрения становления человека и построению социальных отношений в обществе, то ее можно разделить на следующие периоды:
первобытно-общинный строй ( неолитический период );
эпоха рабовладения ( по разным источникам, начиная с XVII в. до н. э. по III в. н. э. );
эпоха феодализма ( или средневековья, с III в. до сер. XVIII в. ).
Если же рассматривать по правилам сложившейся историографии:
II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период Шан (Инь);
XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу);
VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего);
V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);
III в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань;
III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия».
Если говорить о культуре в общем смысле, то в III — II тыс. до н. э. ( во время становление цивилизации ) Китай был обширной страной, где было уже в полной мере освоено строительсво, владение пахотными орудиями, торговля. Уже в времена архаического периода был заложен фундамент китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов, нерушимая связь человека с природой, графическое восприятие мира.
Многие народы ( в основном из Восточной Азии ) приняли участие в формировании общей культуры Китая. Разные идеи родственных и в то же время таких непохожих народов, переплетаясь за сотни лет, создали новую самобытную культуру. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.
«Ханьцы», или
«ханьжень» ( как называют себя китайцы
) происходит от названия огромной деспотической
империи эпохи поздней древност
Китайская цивилизация ещё в XI — III вв. прошла этап «европейского средневековья»: установилась система удельных владений, появилась частная собственность, обосновались сословия военно-клановой аристократии, развились товарно-денежные отношения, ремёсла, постоянно проходили междоусобные войны. Уже в ходе этого этапа было создано централизованное государство с имперской формой правления.
Выделим все же несколько периодов в истории культуры Древнего Китая как самых основных отдельно.
Культура архаического Китая
Китай относится к числу регионов планеты, где происходило зарождение и становление человечества, что следует из давних археологических раскопок. Поэтому культуру этой страны поистине можно называть одной из старейших.
Главные архаические находки при исследованиях — обычно керамические изделия с различными предназначениями ( хозяйственными, кухонными. Также столовая и погребальная утварь ). Их собственное количество, но, более того, количество функций поражает. Всевозможные способы обработки, тщательная художественная роспись говорят о том, что в это время китайцы имели уже большой опыт в обращении с глиной, в гончарном ремесле, что для них качество и красота изделий составляло большую ценность, как в бытовом, так и в духовном смысле.
Как большой шаг перехода от первобытности к прогрессу появляются тонкостенные сосуды, по качеству исполнения уже напоминающие фарфоровые изделия ( до 2 мм ).
Можно говорить об определенных космологических представлениях людей в неолитический период, судя по ряду особенностей композиции погребений, поселений и отдельных жилищ. В последствии они становятся основой для культуры китайской цивилизации.
Неолитическая керамика — это древнейшие образцы художественного творчества Китая. Все будущие виды и жанры были собраны в них как зачатки национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Как пример, можно рассмотреть живопись — роспись на керамике с употреблением кисти и красок, пластики и скульптуры — сосуды для вина в виде фигурок животных, выполненных в реалистичной манере.
Появление новых навыков, технических и духовных познаний — все это стало базой для зарождения основной культуры.
Династия Шан (Инь)
История Китая, по письменным источникам, ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в XVI веке до н.э.
В середине 2-го тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ возникло первое китайское государство под властью династии Шан-Инь. Остатки столиц Шанского царства, обнаруженные в провинции Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу, показывают, что города имели правильную, геометрически четкую планировку, были окружены глинобитной стеной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от наводнений. Например, стена столицы вблизи Чжэнь-чжоу была мощным сооружением толщиной 6 метров и длиной в 2 километра. Центральная площадь расположенного близ Аньяна «Великого города Шан» составляла 6 кв. км, дворец его правителя располагался на главной магистрали.
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.
С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т. д.
Образцы древнейших
стихотворных произведений дошли до
нас в надписях на бронзовых сосудах
XI – VI вв. до н. э. Рифмованные тексты
этого времени имеют
При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды.
Необходимость
счёта времени, и составление
календаря явились причиной развития
астрономических знаний. В этот период
вводится должность летописцев-
Династия Чжоу
К концу 2-го тысячелетия до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, которые вели между собой борьбу. Наиболее сильным из них было Чжоу. Правление династии Чжоу, продлившееся с XI по III в. до н. э., принесло много нового в культурную жизнь Китая. В этот период был создан первый сборник стихов — «Шицзин» («Книга песен»), а также появился трактат по архитектуре «Чжоу-ли», где изложены основные правила планировки городов, предусматривающие строительство дворцов и прокладку широких магистралей.
Медицина отделяется
от шаманства и знахарства. Знаменитый
китайский врач Бянь Цяо описал анатомию,
физиологию, патологию и терапию.
Он - один из первых врачей, кто производил
операции под наркозом, используя для этого специальный
напиток. В области военной науки значительный
вклад был внесён китайским теоретиком
и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.).
ему приписывают авторство трактата о
военном искусстве, где показана взаимосвязь
войны и политики, указаны факторы, влияющие
на победу в войне, рассматриваются стратегия
и тактика ведения боевых действий.
Среди многочисленных научных направлений
существовала сельскохозяйственная школа
(нунцзя). В книгах, посвященных теории
и практике ведения сельского хозяйства,
собраны сочинения, где описываются методы
и способы обработки почв и посевов, хранения
продуктов, разведения шелковичного червя,
рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями
и почвами, выращивания скота и т.д.
Период династии Чжоу ознаменован появлением
многих памятников искусства древнего
Китая. Вслед за переходом к железным орудиям,
изменилась техника земледелия, вошли
в обращение монеты, улучшилась техника
ирригационных сооружений и градостроительства.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной
жизни, развитием ремёсел, произошли заметные
перемены в художественном сознании, возникли
новые виды искусства. На протяжении всего
периода Чжоу активно развивались принципы
градостроительства с чёткой планировкой
городов, обнесённых высокой глинобитной
стеной и разделённых прямыми, пересекающимися
с севера на юг и с запада на восток улицами,
разграничивающими торговые, жилые и дворцовые
кварталы.
Значительное место в этот период занимает
прикладное искусство. Широкое распространение
получают бронзовые зеркала, инкрустированные
серебром и золотом. Бронзовые сосуды
отличаются нарядностью и богатством
орнамента. Они стали более тонкостенными,
а украшались инкрустацией драгоценными
камнями и цветными металлами. Появились
художественные изделия бытового назначения:
изысканные подносы и посуда, мебель и
музыкальные инструменты.
Династия Цинь и Хань
В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.
Значительными
были и научные достижения в Китае этой эпохи. Составленный
во II в. до н.э. трактат содержит сжатое
изложение основных положений математических
знаний. В этом трактате зафиксированы
правила действий с дробями, пропорции
и прогрессии, применение подобия прямоугольных
треугольников, решение системы линейных
уравнений и многое другое. Особых успехов
добилась астрономическая наука. Так,
например, текст, датируемый 168 г. до н.э.,
указывает движение пяти планет.
В I в. н.э. был создан глобус, воспроизводивший
движения небесных тел, а так же прототип
сейсмографа. Важным достижением этого
периода является изобретение прибора,
названного «указателем юга», который
применялся как мореходный компас.
Ярким примером соединения теории и практики
является история китайской медицины.
Лекари применяли большое число препаратов
из трав и минералов. Лекарства нередко
включали в себя до десяти и более ингредиентов,
а их применение очень строго дозировалось.
Имперский период истории древнего Китая
характеризуется появлением нового жанра
исторических сочинений, развитием жанра
прозопоэтических произведений «фу»,
которые получили название «ханьские
оды». Литература отдаёт дань чувственной
и сказочной тематике, получают распространение
книги легенд с фантастическими описаниями.