Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:15, реферат

Описание работы

Китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы, просуществовала тысячелетия и продолжает свою историю до сих пор, несмотря на все катаклизмы, внутренние и внешние войны, сохранила самобытность и целостность. Пошла по своему собственному пути, не повинуясь никому, не брав ориентиров с Запада, что и послужило созданию подобной неповторимой и древней культуры.
Изобретение книгопечатания, создание пороха, способ изготовления бумаги, компас — все это и многое другое именно китайцы придумали и воплотили в жизнь ещё очень давно, опережая культуру других стран.

Файлы: 1 файл

Drevniy Kitay.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

Хань Юй

 

Первым выдающимся ученым и мыслителем нового времени  был Хань Юй (768—824). Его имя стоит  первым в списке «восьми великих  людей времен Тан и Сун», т. е. VII—XIII вв. истории Китая.

Хань Юй считал, что «человеческое в человеке»  — это «любовь ко всем». Это  свойство присуще человеку в силу его общественной природы. Хань Юй был  ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию нирваны  как высшей и конечной цели эволюции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конкретную и вполне понятную людям: создание правильно управляемого государства, жители которого неустанно стремятся к совершенствованию своей личности. Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и цивилизации был неприемлем.

 

Художественная  культура

 

Художественная  культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые  развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства  является живопись, в особенности  живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Шихуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской  картине каждый предмет глубоко  символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования  человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.

 

 

 

Скульптура

 

Китайская скульптура была тесно связана с религиозными культами. Найдено множество статуэток, которые клали в могилы умершим. В многочисленных пещерных храмах сохранились памятники ранней буддийской скульптуры. Найдены изображения Будды, высеченные в скалах. В отличие от индийского Будды, отрешенного от всего земного, в китайском Будде при всей его одухотворенности гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое начало.

 

Живопись

 

В пещерах сохранилась  настенная живопись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески поражают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых и розовых оттенков.

Китайские художники  охотно рисовали пейзажи на шелке. В  некоторых картинах поражает одна особенность: например, на фоне величественных гор фигурки людей чрезвычайно малы. Эта несоразмерность вытекала из даосистского мировоззрения художников. Согласно философии даосизма, человек незначителен по сравнению с первопричиной мира — дао, воплощенной в величественных явлениях природы. Определенное своеобразие придавали китайской живописи на шелке текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной китайской мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими кисточками, специально предназначенными для каллиграфических надписей. Рисунок и текст в китайской живописи на шелке всегда были настолько связаны по смыслу, что воспринимались зрителем как единое целое.

 

Гробницы  императоров

 

Самые крупные  памятники этой поры — императорские гробницы минской династии близ Пекина. В них как бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. К гробницам 13 императоров династии Мин ведет дорога, по краям которой стоят каменные изваяния животных и людей. Сановники и воины словно пришли сюда, чтобы отдать последний долг своему повелителю.

О времени правления  династии Мин с ее благоволением  к трудам Конфуция молва уже тогда говорила, что Китаем правят философы. Известные ученые-конфуцианцы, знатоки древних книг, формулировали основные принципы политики минского двора. Но не только философствующими властями и чиновниками славился Китай при династии Мин. Широкое развитие получили художественные ремесла и искусство.

 

Художественный  промысел

 

К художественным промыслам Китая того времени следует отнести резьбу по камню (преимущественно по нефриту), живопись по шелку, изготовление лакированной мебели и других изделий. Ремесленники работали с серебром и золотом, полудрагоценными цветными камнями. Эти материалы также широко использовались ремесленниками в Индии, Персии и многих других странах, но поделки из нефрита, живопись по шелку и лакировка были китайской спецификой. К этому следует добавить тончайший полупрозрачный китайский фарфор. Изделия из фарфора изготавливали во многих странах Востока, но такого мастерства, как китайцы, в этом искусстве не достиг никто.

 

Заключение

 

Китайская цивилизация  является одной из древнейших в мире. Её самобытность обусловлена многонациональностью населения этой страны, различием условий жизни в разных районах. Принципы невмешательства в природу, рассудительность в характере населения способствовали сохранению культуры, единения с окружающей природой, гармонии в отношениях с ней.

Большое влияние  на формирование культуры Китая оказала его изолированность от остального мира, неподверженность воздействию европейской культуры.

Я выбрала эту  тему, потому что китайская культура действительно очень интересна  и разнообразна. Она очень сильно отличается от нашей, но от этого ее лишь больше хочется изучать.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. История Древнего Востока: Учебник для вузов. 3-е издание. Москва: Высшая школа, 1999 год.
  2. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 год.
  3. Хрестоматия по культурологии.
  4. Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 1999 год.
  5. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2003 год.

Информация о работе Культура Древнего Китая