Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:15, реферат

Описание работы

Китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы, просуществовала тысячелетия и продолжает свою историю до сих пор, несмотря на все катаклизмы, внутренние и внешние войны, сохранила самобытность и целостность. Пошла по своему собственному пути, не повинуясь никому, не брав ориентиров с Запада, что и послужило созданию подобной неповторимой и древней культуры.
Изобретение книгопечатания, создание пороха, способ изготовления бумаги, компас — все это и многое другое именно китайцы придумали и воплотили в жизнь ещё очень давно, опережая культуру других стран.

Файлы: 1 файл

Drevniy Kitay.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Во время  правления У-ди при дворе была учреждена Музыкальная палата (Юэ фу), где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни.

Значительное  место в культуре древнекитайской  империи занимает архитектура, скульптура и живопись. В столицах возводились  дворцовые комплексы. Создаются многочисленные комплексы гробниц знати. Получает развитие портретная живопись. Портретными фресками украшались дворцовые помещения.

 

Культ предков как основа жизни

 

Перемены в  общественном сознании и соответствующее  их осмысление в политических, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества — от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек—мир» и тем более «человек—космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек—общество» занимала их.

Как и у других народов, у древних китайцев было множество различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди — верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций.

Захоронение правителей «Великого города Шан» представляет собой камеру, вырытую на глубине 10 метров, в которую вставлен двойной, расписанный красками и инкрустированный перламутром саркофаг, где находятся драгоценные изделия из нефрита, белой керамики, золота, яшмы. Вход охраняют каменные фигуры полулюдей-полузверей с оскаленной пастью. Каждый предмет в погребении имеет свое магическое назначение — отпугивать злых и привлекать добрых духов, посылать хороший урожай, охранять посевы от засухи и наводнений. В захоронении обнаружено множество великолепных ритуальных бронзовых сосудов, служивших для обрядов и жертвенных возлияний духам предков. Геометрический орнамент на сосудах отличается высокой графической тонкостью и сложностью. Его важнейшие составные части — знаки солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира — воды, земли, дерева, огня и металла — отражают древнекитайские представления о миропорядке.

Надписи на сосудах  свидетельствуют, что уже в эти  времена у китайцев была письменность, возникшая совершенно независимо от шумерской клинописи и египетской иероглифики. Знаками служили картинки — изображения предметов, в которых уже тогда проявилось искусство нанесения живых и четких линий, столь свойственное китайской живописи. Схематически изобразить предметы было достаточно просто. Но как обозначать абстрактные понятия? Здесь потребовалась выдумка. Например, понятие «светлый» изображалось в виде картинки солнца и луны, для обозначения понятия «восток» использовали изображение солнца, которое просвечивает сквозь деревья, а для понятия «вести переговоры» — изображение человека, сидящего со скрещенными ногами. Позднее из этих знаков возникли китайские иероглифы, каждый из которых обозначал слово.

Записи делались на костях животных и на стенках  бронзовых сосудов; в начале 1-го тысячелетия до н. э. их сменили бамбуковые пластинки, а затем шелк. На нем  рисовали картины, писали важнейшие тексты. Не случайно римляне называли Китай «страной шелка».

В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать  сыном Неба, а китайскую империю  — Поднебесной.

Для китайских  правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божественным. Небо откликалось на проступки императора стихийными бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок — космический и нравственный.

Подобная религиозная  система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая  традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве — учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

 

Конфуцианство

 

Конфуций - человек, которого в Китае называют "Отец китайской нации", либо "Учитель десяти тысяч поколений". Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. В 30 лет Конфуций открыл свою школу, воспитав огромное количество учеников. Его беседы с учениками, названные позднее "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), и составляют основу учения Конфуция. Сам Конфуций был воспитан на традициях, древних ритуалах и считал, что "золотой век" Китая остался в прошлом (стабильность в обществе и жизнь в соответствии с Небесными законами).

Во времена  Конфуция Китай был раздроблен на 140 княжеств, которые часто враждовали друг с другом. Именно тогда сложилась категория бродячих мудрецов (ши), которые пытались улаживать конфликты. Конфуций неоднократно менял место службы, стремясь наводить порядок там, где он служил. Именно наведение порядка является для Конфуция центральной идеей, его сверхмиссией как медиума между Небом и Землей. Небесный порядок объективен, нерушим, божественен. Порядок на Земле (в государстве, в обществе, в семье, в культуре) является отражением Небесного порядка, и потому тоже незыблем как естественный закон. Каждый человек должен соответствовать своему месту в мире. 
 Конфуций неоднократно заявлял, что именно человек - центральная тема его учения. Как сделать человека нравственным, как создать совершенное общество, каким должно быть государство? Размышляя над этими непростыми вопросами, Конфуций широко использует традиционные для философской мысли Китая термины "ли" и "дао". Ли - это ритуал, традиции, предписания, обряды, неукоснительность следования которым и составляла одну из основ конфуцианского учения. Ритуал наиболее абсолютен с точки зрения соответствия Небесному порядку. Дао - путь, для Конфуция - это комплекс его идей, принципов и методов, суть его учения, с помощью которого он наставляет человека на путь истины. Постичь Дао - значит вступить на Путь познания истины.

 

Учение  при династии Хань

 

Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители элиты при занятии государственных должностей были обязаны сдавать экзамен по конфуцианской философии. Однако после падения династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой мудрости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.

Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский  Китай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, продолжал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изменениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система государственного управления, в основе которой лежала идеология «синтезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.

 

Даосизм

  • Даосская притча

  • Некто спросил у  учителя Ле-цзы:

    — Почему ты ценишь пустоту?

    — В пустоте нет ничего ценного, — ответил Ле-цзы и продолжил. — Дело не в названии. Нет ничего лучше покоя, нет ничего лучше пустоты. В покое, в пустоте обретаешь своё жилище, в стремлении взять теряешь своё жилище. Когда дела пошли плохо, прежнего не вернёшь игрой в «милосердие» и «справедливость».

     

    Вторым по степени  влияния в Китае было философское  учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся примерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма — «Дао де цзин» — приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая личность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

    Согласно концепции  даосизма, нет абсолютного добра  и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

    Даосизм наставлял  человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы — принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

    Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и  художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

    Наиболее политически  влиятельной, кроме конфуцианства, была школа легистов, выработавшая философскую доктрину централизованного государства. Основной постулат доктрины — культ централизованной власти, вернее, административных распоряжений этой власти. Власть опирается не на знать, а на бюрократическую структуру. Авторитет власти поддерживается упорядоченной системой поощрений и наказаний.

     

     

    Буддизм

     

    Обогащенная традициями, древняя культура среднеазиатских народов стала развиваться очень быстрыми темпами. Появились новые синтезированные формы в искусстве, прежде всего в монументальной архитектуре и скульптуре. Создание новых канонов в искусстве совпало по времени со становлением буддизма махаяны. Это в свою очередь сильно повлияло на возникновение ранних изображений Будды и сыграло большую роль в выработке канона, которому затем следовали на протяжении тысячелетий буддийские скульптуры. 
    Отсюда, из Кушанского царства, особенно после IV собора Канишки, буддизм махаяны стал распространяться на Восток, в города-государства Центральной Азии. Отсюда же, по проложенному еще во П в. до н. э. Великому шелковому пути первые буддийские проповедники попали в Китай.

    Позднейшие  китайские буддисты создали множество апокрифов и легенд, повествующих о появлении буддизма в Китае. Здесь и чудесные сны, и небесные явления, и вещие предсказания, и необычайные предзнаменования. 
     Обычно наиболее достоверным из всех известных ранее упоминаний о первых шагах буддизма в Китае считается сообщение о вещем сне императора Мин-ди, который будто бы увидел во сне золотого идола, и узнав от своего советника Фу И, что это и есть Будда, послал в начале 60-х г. г. н. э. послов в Индию за сведениями о нем и за священными текстами буддизма.

    Процесс распространения  и китаизации буддизма был сложным  и многосторонним. Начавшись с  появлением первых идей и проповедников  буддизма в Китае, он протекал на протяжении нескольких веков. Довольно замедленные  темпы распространения и развития буддизма на китайской почве были связаны с объективными трудностями акклиматизации.

    Медленно и постепенно накапливая силы, привлекая все новые  поколения монахов и проповедников  из заграницы. Переводя на китайский  язык многие десятки и сотни сутр, основывая новые монастыри и центры буддийской мысли, это учение завоевало себе место в Китае.

    На протяжении первых веков  нашей эры главным центром  буддизма продолжал оставаться Лоян.

    Первые успехи буддизма на китайской почве убедительно  показали, что вековая кропотливая работа последователей этого учения не пропала даром. Еще больших успехов, достиг буддизм в IV- V в. в. После вторжения кочевников и разгрома Лояна в 311 г. центр культурной жизни стал перемещаться на юг. Здесь возникло множество новых монастырей, получивших официальную поддержку властей. С середины 1V в. в Китае появились и женские монастыри, женщины-монахини и послушницы. Первый такой монастырь был основан в Северном Китае монахиней Ань Лин-шу.

    Китайский народ принял буддизм, принял и переработал его, приспособив для своих нужд, к условиям своего существования.

    Информация о работе Культура Древнего Китая