Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:28, реферат
Становление древнеиндийской культуры связывают с приходом в долину Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость.
Введение 3
1. Древнейшие культуры долины реки Инд 5
2. Культура древнего Китая 12
Заключение 19
Список литературы 20
Важной составной частью древнеиндийской культуры были Веды — сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний при жертвоприношениях — «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа». Согласно ведической религии ведущими богами считались: бог неба Дьяус, бог тепла и света, дождя и бури, повелитель вселенной Индра, бог огня Агни, бог божественного опьяняющего напитка Сома, бог солнца Сурья, бог света и дня Митра и бог ночи, хранитель вечного порядка Варуна. Жрецы, исполнявшие все обряды и предписания ведических богов, назывались брахманами. Однако понятие «брахмана» в контексте древнеиндийской культуры было широким. Брахманами назывались также тексты с ритуальными, мифологическими пояснениями и комментариями к Ведам; брахманом назывался также абстрактным абсолют, высшее духовное единство, к пониманию которого постепенно пришла древнеиндийская культура.
     В 
борьбе за гегемонию брахманы пытались 
по своему истолковывать Веды. Они 
усложнили обряды и порядок жертвоприношений 
и провозгласили нового бога — 
Брахмана, как бога-творца, управляющего 
миром вместе с Вишну (впоследствии 
«Кришна»), богом-хранителем и Шивой, 
богом-разрушителем. Уже в брахманизме 
выкристаллизовывается 
     Но 
брахманизм был официальной формой 
ведической религии, тогда как существовали 
и иные. В лесах жили и учили 
отшельники-аскеты, создававшие лесные 
книги — араньяки. Именно из этого 
русла родились знаменитые Упанишады 
— тексты, которые донесли до 
нас трактовку Вед 
     Именно 
ведическая религия создала и 
обосновала основные категории религиозно-
     Если 
в течение одной жизни переход 
из одной варны в другую был 
невозможен, то после смерти человек 
мог рассчитывать на изменение своего 
социального статуса. Что касается 
высшей варны — брахманов, то для 
них возможно даже освобождение от 
сансары путем достижения состояния 
«мокши» (от санскритского «освобождение»). 
В Упанишадах записано: «Как реки текут 
и исчезают в море, теряя имя 
и образ, так знающий, освободившись 
от имени и формы, восходит к божественному 
Пуруше». Согласно закону сансары, люди 
могут перерождаться в самые 
разные существа, как высшие, так 
и низшие, в зависимости от кармы. 
Улучшению кармы способствуют, к 
примеру занятия йогой, т.е. практическими 
упражнениями, направленными на подавление 
и контроль обыденного сознания, чувств, 
ощущений. 
2. Культура древнего Китая
Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.
      
Специфика религиозной 
      
В Китае тоже есть высшее 
божественное начало - Небо. Но китайское 
Небо - это не Яхве, не Иисус, 
не Аллах, не Брахман и не 
Будда. Это высшая верховная 
всеобщность, абстрактная и 
      
Специфике религиозной 
      
Все эти и многие другие 
важнейшие особенности 
      
Смещение в культе Шанди 
      
У Чжоусцев было такое 
      
Культ Неба стал главным в 
Китае, а полное его 
     Конфуцианство. 
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился 
и жил в эпоху больших 
Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. ) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности.
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.
      
Успехам конфуцианства в 
     Большое 
распространение имела в 
      
Даосизм в Китае занимал 
В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение бунтарско – эгалитаристских традиций в истории Китая не должно преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.
      
Немалое влияние оказали на 
китайский народ и его 
С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.
Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неё нет ни тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивал её от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачем нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям бережно хранились в специальных ящиках и развёртывалась только в редких случаях для рассматривания. С древнейших времён, по всей видимости на рубеже нашей эры, была выработана эта форма живописных свитков. В Китае, где в помещениях не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно. Вместе с тем картина бала своего рода ревниво оберегаемой драгоценностью, которую не принято было выставлять на всеобщее обозрение и которая коллекционерами показывалась только узкому кругу ценителей.
Китайские свитки имеют две формы. Одна из них вертикальная, когда развёрнутый и повышенный на стену свиток висит перпендикулярно к полу, и другая горизонтальная, когда свиток постепенно развёртывается и по мере рассматривания снова свертывается на столе. Вертикальные свитки обычно не превышают 3 метров, тогда как горизонтальные, являясь своеобразной панорамой, иллюстрированной повестью, где показана либо серия объединённых в единую композицию пейзажей, либо сцены городской уличной жизни, достигают подчас свыше десяти метров.