Культура древнего Новгорода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 07:07, реферат

Описание работы

Настоящая работа посвящена исследованию памятников и явлений культуры только одного из областных центров древней Руси - Новгорода, и только в ограниченных хронологических рамках периода XI-XV вв. Новгород давно стал в нашей историографии одним из популярнейших объектов исторического исследования и продолжает оставаться таким до настоящего времени. Это вполне оправдано общим выдающимся значением его в нашей истории и частными обстоятельствами его исторической, судьбы.

Содержание работы

Содержание:
Введение………………………………………………………………………………….….3
Источники наших знаний о древнем Новгороде……………………………………….…4
Искусство……………………………………………………………………………….……9
Архитектура……...…………………………………………………………………….10
Живопись……………………………………………………………………………….13
Скульптура………………………………………………………………………..……20
Заключение………………...………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………………...……24

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Скульптура.

Скульптурных памятников древнерусское  искусство создало (или сохранило) меньше, чем живописных. В частности, меньше их, по сравнению с живописными, и в Новгороде.  
        Ограниченность материала делает рискованными широкие обобщения и выводы в этой области. Тем не менее, и на имеющемся материале позволительно сделать некоторые наблюдения.    

Прежде всего, должен быть оставлен имевший в свое время большое  распространение тезис о несвойственности нашему народу этого вида искусства, который яко бы «не в характере» русских. Уже одно широчайшее распространение деревянной резьбы в бытовом народном употреблении, а также каменные поэмы на стенах владимиро-суздальских церквей, убедительно опровергают это заблуждение. Относительную малочисленность сохранившихся памятников скульптуры в собственном смысле, круглой скульптуры, может быть следует относить в значительной мере за счет позднейших гонений на нее.

Чрезвычайно любопытны сведения о  бытовании из древности скульптурного искусства у западных балтийских славян. По свидетельству автора XII в. Герборда, в латинском «Диалоге о жизни Отгона», в Штетине, городе западных славян-поморян, в начале XII в. существовали храмы «контины», построенные с «удивительным великолепием и искусством», имевшие внутри и снаружи «скульптуры, выступающие из стен изображения людей и птиц и зверей, внешность которых была так верно передана, что они, казалось, дышали и жили». Как видно, эти скульптуры были раскрашены красками.  Между балтийскими славянами и новгородцами тянутся какие-то неисследованные нити совпадений географических названий, личных имен, черт народной жизни.

Что касается нашего прямого объекта - исторического Новгорода, то имеющиеся  памятники свидетельствуют, что  этот род искусства всегда существовал  здесь и создавал в разное время  выдающиеся произведения, притом в  разной технике: и собственно в резьбе, каменной, деревянной и костяной, и в металлическом литье.

Если не учитывать предметов  мелкой бытовой скульптуры, резной и лепной, деревянной, костяной и глиняной, не только плоской, но и круглой, каковы фигуры птичек, головы птиц и зверей и пр., доставляемых раскопками,  то древнейший памятник большой скульптуры, находящийся в Новгороде - Магдебургские врата Софийского собора - не принадлежит в целом местному искусству. Но, касаясь его, как характерные моменты отмечаем, прежде всего, само использование городом иноземного, иноконфессионального, трофейногопамятника в центральном городском соборе - общий обычай средневековой Европы. Так, кн. Владимир украшал Киев «капищами и конями», т. е. тоже скульптурными произведениями, вывезенными из Корсуня; так, Карл Великий украшал свою столицу Аахен статуями, вывезенными из Равенны; так, скульптурные украшения Константинополя попали в разные города Европы после погрома византийской столицы крестоносцами в 1204 г. Не менее важно отметить то, что в Новгороде в XIII в. нашлись мастера, сумевшие дополнить недостающие части этого произведения западного литейного искусства (Магдебургские врата) оригинальными частями, изготовленными на месте. Мало того, здесь же новгородский скульптор XIII в. оставил и такое убедительное доказательство реальности себя и своего искусства, как собственный автопортрет: наряду с фигурами Риквина и Вайсмута на вратах имеется фигура Аврама, драгоценнейшее произведение нашей древней скульптуры.

Новгородское искусство XIV в. создало такие крупные скульптурные памятники, как каменный «Алексеевский крест» Софийского собора (1359-1389), с несколькими композициями праздников, каменный же так называемый «Боровичский крест», неясного происхождения, известный деревянный «Людогощинский крест» (1359), необычайно декоративное произведение плоской резьбы. XV век оставил нам несколько каменных же лицевых крестов, как Молотковский, и ряд деревянных больших скульптур, как Параскева и Никола Новгородского музея. XVI век - знаменитую «халдейскую пещь» - амвон Софийского собора (1533), еще несколько фигур Николы и Параскевы. Обилие скульптурных фигур Николы и Параскевы, этих покровителей средневековой торговли, позволяет догадываться о каком-то их особом бытовом употреблении в Новгороде. Одни только эти дошедшие до нас произведения большого масштаба, не говоря о бесчисленных произведениях мелкой каменной, костяной и деревянной резьбы, свидетельствуют о том, что скульптурное искусство не умирало в Новгороде на протяжении ряда веков, стойко сохраняя и обогащая свои традиции.

Обобщая наблюдения, какие можно  сделать на этом круге памятников, повидимому позволительно утверждать преимущественное распространение плоской скульптуры перед круглой. Тяготение к плоскостности свойственно всей так называемой народной русской резьбе. Западная романская и готическая скульптура была преимущественно круглой.         

С таким же правом, видимо, можно  говорить о склонности древней русской  скульптуры к раскраске. Этой чертой обладает большинство названных памятников, даже каменные, как Алексеевский крест. В данном отношении русская средневековая скульптура не представляла особенности в сравнении с западной: скульптуры Амьенского, Санлисского, Шартрского, Реймского и других соборов также раскрашены или позолочены. Эта традиция сохранилась в нашем искусстве и позднее. Такие значительные произведения русской орнаментальной резьбы, как царская и митрополичья сени в Софийском соборе, работы новгородских резчиков XVI в., эффект богатого резного узора увеличивают не менее богатой полихромией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Культура, созданная Новгородской землей в XI-XV вв., т. е. в период, большая  часть которого политически характеризуется как период феодального раздробления страны, исторически еще не была общерусской культурой, той, которую мы называем «национальной». Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.  Если не все, то часть этих условий отсутствовала в период феодальной раздробленности, когда наша страна представляла собою ряд полугосударств, слабо между собою связанных феодальных миров.

Но и в период этой экономической  и политической обособленности, на основе местных исторических особенностей и местных культурных связей развивались областные очаги русской культуры, послужившие позднее делу создания общерусской национальной культуры. Особо следует отметить, что, как мы видели, и в строительстве культуры раннего периода принимали участие не только князья, бояре и духовенство, но и широкие массы народа, в особенности горожан.

Нет надобности говорить о значении городов, подобных Новгороду, с их древними памятниками. Это - драгоценное наследие нашей истории. Тем сильнее был гнев нашего народа, когда стало известно о разрушении и осквернении города вторгшимся врагом. Иначе, как сознательным надругательством, нельзя назвать того, что сделали в Новгороде немецко-фашистские захватчики в тупой и бессильной злобе к русскому народу и его культуре. Многое из культурно-художественных богатств города уничтожено безвозвратно.  
        Но Новгород невозможно стереть с лица земли, как и со страниц истории. Он был и навсегда останется великим памятником русской истории и русской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы
    1. Н. Г. Порфиридов. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI—XV вв. Издательство Академии Наук СССР, М. — Л., 1947 // Русский город (Архитектурно-краеведческая библиотека)OCR c www.russiancity.ru
    1. Андреев В.Ф.Северный страж Руси. Очерки истории средневекового Новгорода. — Л.: Лениздат, 1989
    2. http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/index.htm



Информация о работе Культура древнего Новгорода