Культура Древнего Рима и ее характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:14, реферат

Описание работы

Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации.
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры, поскольку с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Характерные черты культуры Древней Греции
1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация….4-5
1.2 Доклассический период………………………………………5-7
1.3 Классический период…………………………………………7-9
1.4 Культура эпохи эллинизма…………………………………….9-12
Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима………..13
2.2 Римская духовная культура. ЕЕ характерные особенности и отличия от греческой культуры…………………………………………………13-16
Заключение…………………………………………………………..17-18
Список литературы………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Культурология .docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План:

Введение…………………………………………………………3

Глава 1. Характерные черты  культуры Древней Греции

1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация….4-5

1.2 Доклассический период………………………………………5-7

1.3 Классический период…………………………………………7-9

1.4 Культура эпохи эллинизма…………………………………….9-12

Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:

2.1 Особенности зарождения  культуры Древнего Рима………..13

2.2 Римская духовная культура. ЕЕ характерные особенности и  отличия от греческой культуры…………………………………………………13-16

Заключение…………………………………………………………..17-18

Список литературы………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву  считаются основой европейской  цивилизации.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение  людей и очаровывает до сих  пор. Она была преемницей древневосточных  культур, однако приобрела новые  черты и стала колыбелью европейской  культуры.

В вопросе древнеримской  культуры до сих пор ведутся споры  о том, имеет ли место в истории  феномен римской культуры, поскольку  с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал, растворял  в себе, заимствовал слишком много  различного рода культурных оснований  побежденных народов и государств. И, тем не менее, римская культура подарила миру основы цивилизации через  систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет  дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло  в основу правовой культуры многих государств, в особенности европейских.

Миллионы людей каждый год совершают туристические  поездки в Грецию и Древний  Рим. Тема изучения этих исторических мест весьма актуальна в наши дни.

Цель данной работы - на основе изучения учебной литературы провести сравнительную характеристику стилей греческой и римской культур.

Задачи исследования:

1.Выявить важные черты  древнегреческой и римской культур.

2. Определить значение  древнегреческой и римской культур  в истории развития мировой  культуры.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ  КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.1Возникновение  греческой культуры и ее периодизация

Создатели одной из самых  блестящих культур мира, греки  всегда гордились своей страной. Они искренне считали, что их страна находится под защитой богов.

Древние греки создали  культуру, названную в последующие  века «греческим чудом». Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие.- М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000. С, 259 В ее развитии можно  выделить три этапа: становление, расцвет  и упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.

Архаика ( VIII - VI вв. до н.э.) - время многочисленных перемен в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространили свои владения не только на побережье Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые греческие города-государства- полисы , распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н.э., появляются первые исторические труды и географические описания, рождается лирическая поэзия, театр, начинают сооружаться храмы.

Классика ( V-IV вв. до н.э.)- пора высшего расцвета греческой культуры, период утверждения античной демократии. Длившаяся почти полвека война с персами (500-449 до н.э.) объединила греческие города, утвердила греков в их патриотических чувствах и представлении о том, что эллин не может быть рабом. Истинным порождением этого самосознания становится не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведений искусства, прославивших человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и нравственное совершенство полисного человека.

Эллинизм (конец IV-I вв. до н.э.)- завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах (334- 324 до н.э.) огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которых в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.

В это же время пространство греческого мира расширилось, новые  торговые пути привели к возникновению  новых городов, особенно на Востоке. Эти города, сохраняя традиции восточных  культур, восприняли и греческое  влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных цивилизаций. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественных наук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появление монархий привели к формированию новых представлений о месте человека в мире и возникновению новых философских теорий.

 

1.2 Доклассический  период

В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда  на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На рубеже III- II тыс. до н.э. на островах появляются настоящие  города, с этого времени центром  цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской  по имени Миноса , - легендарного царя острова. Культурология. История мировой  культуры: Учебник для вузов/ Под  ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003. С. 101

Религия играла огромную роль в жизни острова, там сложилась  особая форма царской власти- теократия , при которая светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Среди  дошедших до нас памятников ремесла  и искусства критской цивилизации  следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые  статуэтки, оружие, великолепную красочную  керамику.

Доклассический период в  развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским)- от имени древнегреческого мыслителя  Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие  колонии Элея, Милеет, Эфес и др.

Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале  мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь, Анаксимандр- «апейрон», Пифагор-число  как символ гармонии мира. Моисеева Н.А., Сорокрвникова В.И. Философия: Краткий  курс.- СПб.: Питер, 2004. С. 53-54

Первая философская школа  в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милеет и получила название милетской школы. Ее основными  представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес ( 625- 547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего- субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она -везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.

Ярким представителем древнегреческой  философии является Гераклит Эфесский ( ок .544- 483 г. до н.э.) , который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия.

Мир- это упорядоченный  Космос, он всегда был, есть и будет  вечно живым огнем, закономерно  воспламеняющимся и закономерно  потухающим. Образование этого Космоса  происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, всеобщей текучести вещей. Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. Философия Юнита 1. Что  такое философия? История философии./ Современный Гуманитарный Университет. -Москва, 2003. С. 19-20

Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно- научного подхода в объяснении первоначала  мира.

Расцвет Минойской культуры приходится на XVI- 1-ю пол. XV вв. до н.э.

Расцвет Микенской цивилизации  приходится на XV- XIII вв. до н.э. Как и  на Крите основными центрами культуры были дворцы.

Период XI-IX вв. до н.э. получил  название гомеровского периода по имени  великого Гомера.

До нас дошло мало памятников Гомеровского периода. Основными строительными  материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство  этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

Гомеровский период был бесписьменным. В целом гомеровский период был  временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую  и классическую эпоху.

В период архаики с окончательным  разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Аргос, Фивы.

Для греческой религии  характерен политеизм. Богом света  и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз- покровительниц искусств и наук. Богиней красоты  была Афродита, мудрости - Афина, богом  огня и кузнечного мастерства- Гефест, войны- Арес. Каждая отрасль хозяйственной  деятельности имела своего дога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; Афина - ткачеству, Дионис - виноделию, Гермес- торговле и т.д.

Кроме общегреческих богов  в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.

Помимо мифов о богах  и начале мира, у греков были очень  распространены всевозможные мифы о  героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской  войне, о подвигах Геракла, Персея и  многих других героях.

Важным фактором культурного  развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские  игры- спортивные состязания, посвященные  Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские игры -спортивные и  музыкальные состязания в честь  Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские- в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз  в два года.

1.3 Классический  период

Классический период (480-323 до н.э) разделяется на эпоху расцвета (V в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса ( IV в. до н.э.)

В классический период целью  воспитания гражданина стало его  физическое и духовное совершенство. В систему образования входили  гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального  образования сыграли софисты- странствующие  философы, которые за плату обучали  желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и  пр. Софисты считали, что истин  может быть столько же, сколько  и людей, и особенно славились  своим умением убеждать и доказывать.

В этот период жил один из родоначальников диалектики как  метода отыскания истины великий  мудрец Сократ (470- 399 до н.э.) Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Не интересуясь  традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку- го природе, возможностям, воспитанию.

Основой человеческого существования  и развития он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать  в споре с помощью наводящих  вопросов.

В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Логическое мышление продолжали его  ученики, Платон, а ученик Платона-Аристотель- основал логику. Философия: курс лекций/ Л.З. Немировская. Всерос. с.-х. ин-т заоч. обуч-я. М., 1995. С. 81

Из учения Сократа следовали  такие выводы:

1) добродетели можно обучить  при помощи умственного образования4

2) знание одно, следовательно,  и добродетель одна (а разные  добродетели - это разные части  знания: справедливость-знание о  том, как следует поступать  с другими; благочестие-знание, как  вести себя по отношению к  богам; мужество- знание того, чего  надо избегать и чего не  следует страшиться).

Деятельность Сократа  послужила основанием для этических  школ Древней Греции.

Идея - центральная категория  в философии Платона. Он указывал на то, что в процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она  делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и  отрицая». Платон. Сочинения. В 3т. М., 1968г. Т.1. С. 289 По Платон, гармоничное сочетание  всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости. Согласно Платону, тирания- наихудшая  форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия (также худшее)- это государство  чести и ценза: оно ближе к  идеалу, но хуже, например, аристократической  монархии.

В развитии представлений  о природе большую роль сыграл Демокрит (46- умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов - неделимых  частиц, материи. Атомы различных  тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа  и история не имеют цели, но все  явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в  объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без  веры в богов.

В классическую эпоху наука  еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые  направления начинают оформляться  как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа ( ок 460- ок. 370 до н.э.)

Информация о работе Культура Древнего Рима и ее характерные черты