Культура Древнего Рима и ее характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:14, реферат

Описание работы

Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации.
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры, поскольку с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Характерные черты культуры Древней Греции
1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация….4-5
1.2 Доклассический период………………………………………5-7
1.3 Классический период…………………………………………7-9
1.4 Культура эпохи эллинизма…………………………………….9-12
Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима………..13
2.2 Римская духовная культура. ЕЕ характерные особенности и отличия от греческой культуры…………………………………………………13-16
Заключение…………………………………………………………..17-18
Список литературы………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Культурология .docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

Поиски идеала и интерес  к божественному впервые прозвучали в трудах Плотина (Ш век). Бога, о  котором говорит Плотин, нельзя понять умом или ощущением, с ним можно  слиться только в добродетели, самоуглублении, в уходе от земной суеты. В трудах Плотина, впервые для Рима, прозвучала мысль о воздаянии человеку зав  добро и зло.

Таким образом, римские философы склонились постепенно к тому, что  а) существует высший всемогущий бог, бестелесный  и вечный; б) признается бессмертие души и посмертное воздаяние за земные дела; в) все телесное воспринимается как носитель зла, вырастающего из желаний, пороков и страстей, с телесным тесно связано земное, небесное же и духовное преобладают и являются носителями божественного; г) цель жизни  представляется как избавление от телесного  и его влияния на бессмертную  душу. Главным для философии Рима I-II веков была ориентация на человека, его поиски в сфере духа, самосовершенствование во имя спасения души, а это уже прямо перекликается с христианством. Римская философия вырабатывает и новые ценности: поиск образца, за которым можно было следовать.

Что касается римской культуры, то она ориентировалась в основном на городское и в то же время  военизированное общество, поэтому  римляне строили не только гробницы, жилые дома, водосточные канавы, водопроводы, но и мосты, дороги, крепостные стены. Мастерство строителей было высоким: Апиева дорога ( 312 до н.э.) сохранилась  до сих пор, она покрыта составом, напоминающим современный бетон. В  это же время был сооружен из туфа подземный водопровод.

Римская архитектура отличается строгим силуэтом, римлян интересовал  более контур здания, чем его декор, в этом заключается особенность  римских сооружений по сравнению  с греческими или этрусскими.

Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны  с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни  колыбельные, похоронные, свадебные  или застольные, в которых могли  воспевать «славу предков». На этом празднике «… смех, брань и сквернословие  рассматривались как помощь жизнетворящим  силам природы, а также… как средство от злых демонов, «завидующих человеческому  счастью». Тронский И.М. История античной литературы.- М.: Высш. школа, 1983. С. 269

Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель  Аппий Клавдий Слепой, при котором  были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего  первым римским поэтом называют Ливия  Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил  его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом  бога Сатурна.

В Ш- II вв. до н.э. большую роль в Риме занимает театр, сюжеты пьес которого заимствованы у греков, но действующие лица имеют римское  происхождение.

На времена Августа  приходится расцвет римской поэзии, но она была доступна лишь избранным, являясь формой элитарной деятельности.

Другое имя римской  поэзии- Гораций. Его перу принадлежит  знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был  сделан А.С. Пушкиным.

Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий (поэма «Эненда»), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфозы»). Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие .-2-е изд., перераб. и доп.-Ростов /Д: Феникс, 2001. С. 173

Спорным остается вопрос о  науке этого периода. Главное  для всех римских мыслителей - практическая деятельность человека. Этому посвящены  трактаты и даже поэтические произведения. Наиболее известна поэма Тита Лукреция Кара ( 96-55 до н.э.) « О природе вещей». Это философское произведение, в  котором он близок к материалистическим взглядам на мир, когда пытается объяснить  происхождение природных явлений.

Лукреций говорит, что  все многообразие мира возникает  из первичных тел, атомов, но каждое сочетание атомов не вечно, поэтому  все земные тела, и сама земля, солнце и небо- лишь единица в бесконечном  множестве миров. Ему принадлежит  мысль о том, что смерти не нужно  бояться, ибо пока есть жизнь, смерти еще нет, а когда наступает  смерть, то уже нет жизни, нет нас.

В заключение данной главы  следует сказать, что культурное наследие Древнего Рима не погибло, его  влияние прослеживается во многих европейских  языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской  культуры сохранились до наших дней. Римская архитектура, опиравшаяся  на греческие каноны, стала основой  европейской архитектуры эпохи  Возрождения и Нового времени. К  числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими  правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической  мысли.

Римляне вошли в историю  как выдающиеся строители. Они возводили  монументальные сооружения: амфитеатры, цирки, стадионы, термы, дворцы. Достижения римской материальной культуры стали  основой технического развития Западной Европы в эпоху Средневековья.

И, наконец, именно Древний  Рим явился колыбелью христианства- религии, объединившей все европейские  народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении проделанного исследования учебной литературы, на основании поставленной в работе цели и задач, можно сделать следующие  выводы:

1. Римская культура смогла  дополнить греческую культуру  с ее стремлением к познанию  мира, развитым чувством меры, красоты,  гармонии, ярко выраженным игровым  элементом. Синтез этих двух  культур и создал неповторимую  античную культуру, ставшую основой  европейской культуры.

2. Основные противоречия  римской культуры связаны с  противоположностью высокого римского  идеала человека и его практической  деятельности. Римская культура  обладает способностью приспосабливать  реалии других культур к своей  действительности и наоборот- свои  культурные реалии распространять  на завоеванные народы.

3. Философия древнегреческая  и древнего Рима считается  античной, которая выделила ряд  важнейших проблем, не потерявших  своей актуальности.

Античных философов интересовали пять основных проблем:

1) проблема начала всех  вещей, бытия, небытия, материи  и ее форм (Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен, Зенон, Демокрит и  др.);

2) проблема человека, его  познания, отношений с другими  людьми, сущности человеческой морали, соотношения рационального и  иррационального, наличия или  отсутствия абсолютной истины (Сократ, софисты, Эпикур, Посийдоний и  др.);

3) проблема воли и свободы  человека, достижения счастья (Сенека, Эпикур, Тит Лукреций Кар и  др.);

4) проблема отношения  человека и Бога, божественной  воли, создания Богом Космоса  (Плотин, Филон Александрийский и  др.)

5) проблема синтеза чувственного  и сверхчувственного (Платон, Аристотель  и их последователи).

4. Значение искусства  эллинизма весьма велико потому, что оно лежит в основе искусства  Древнего Рима, Византии и Ближнего  Востока. 

5. Древняя Греция открыла  человека как прекрасное и  совершенное творение природы-  меру всех вещей.

6.Культура Древнеримской  империи была культурой военизированного  государства, господствовал культ  практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями  была политика, война, управление. Афины в период своего расцвета - республика, Рим-империя. В Греции  человек-мера всех вещей, в  Риме -человек -песчинка.

7. В искусстве Древнего  Рима ведущее место принадлежало  архитектуре. В отличие от греческих,  у которых архитектурные ордера  несли конструктивную роль, римские  зодчие использовали ионический  и коринфский ордера только  для украшения здания.

8. В живописи римляне  уже в I веке н.э. умели передавать  перспективу. Портреты писались  красками, растертыми на воске.  Ознакомление с этими портретами  указывает на сильное влияние  египетской культуры на Греко-римскую  культуру.

9. Начало римской литературы  было положено греками, переведшими  на латынь « Одиссею» и другие  произведения греческой классики.

10. Фундаментальным принципом  древнеегипетской культуры является  вера в вечную жизнь, индивидуальное  бессмертие. Благодаря этому принципу  древнеегипетское мировоззрение,  сконцентрированное на власти  фараона, оставляло простым людям  возможность самовыражения, и  они, призвав на помощь всю  магическую силу искусства, письма  и обряда старались увековечить  свои мумии, имена, свою покидавшую  тело душу и свою жизненную  силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Быстрова А.Н. Мир  культуры (Основы культурологи). Уч. пособие.-М.: ИВД « Маркетинг», Новосибирск,  ООО « Издательство ЮКЭА», 2000.

2.Винкельман И.И. Избранные  произведения и письма.М.-Л., 1935

3. Гегель Г.В. Ф. Работы  разных лет.-М.: Мысль, 1970.Т.1

4. Кохановский В.П., Жаров  Л.В. и др. Философия: конспект  лекций. Изд-е 3-е. Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.

5. Культурология. История  мировой культуры: Учебник для  вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е изд. , изм. и пер.-М.: ЮНИТИ, 2003.

6.Моисеева Н.А., Сороковникова  В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2004.

7.Поликарпов В.С. Лекции  по культурологии.- М.: «Гардарика»,  «Экспертное бюро», 1997.

8. Платон. Сочинения. В  3т. М., 1968.

9.Соколов В.А. Культурология.  Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

10.Спиркин А.Г. Философия:  Учебник.- М.: Гардарика, 1998.

11.Философия: Курс лекций/ Л.З. Немировская. Всерос. с.-х.  ин-т заоч. обуч-я. М., 1995.

12.Философия. Юнита 1. Что  такое философия? История философии.// Современный Гуманитарный Университет.-Москва, 2003г.


Информация о работе Культура Древнего Рима и ее характерные черты