Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:14, реферат
Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации.
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры, поскольку с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал,
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Характерные черты культуры Древней Греции
1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация….4-5
1.2 Доклассический период………………………………………5-7
1.3 Классический период…………………………………………7-9
1.4 Культура эпохи эллинизма…………………………………….9-12
Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима………..13
2.2 Римская духовная культура. ЕЕ характерные особенности и отличия от греческой культуры…………………………………………………13-16
Заключение…………………………………………………………..17-18
Список литературы………………………………………………….19
Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего- не вредить пациенту.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа- Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.
Очень высокого уровня в
этот период достигает риторика- наука
об ораторском искусстве. Речь Исократа
(436- 338 до н.э.) и Демосфена ( 384- 322 до н.э.)
долгое время оставались непревзойденными
образцами литературного
Кризис полисной идеологии
оказал большое влияние на развитие
греческой скульптуры. Восхищение доблестями
прекрасного и благородного гражданина,
которого изображали мастера V в. до н.э.,
сменилось интересом к
В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.
1.4 Культура эпохи эллинизма
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда ( ок. 287- 212 до н.э.) Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
Успешно развивалась в это время естествознание, особенно медицина.
В эллинистическую эпоху
развивается новая отрасль
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане- эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах (ок. 300- ок. 240 до н.э.)
В эпоху эллинизма продолжает
развиваться реалистическая бытовая
комедия, прекрасно представленная
творчеством афинянина Менандра
(342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты эго остроумных
комедий строятся на бытовых интригах.
Широкое распространение
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.
Философия в этот период
обладала целым рядом особенностей.
Важнейшими из них являются эклектизм
- стремление сочетать элементы различных
школ, этическая направленность, первое
место занимают вопросы морали. Кризис
полиса, падение его коллективисткой
морали приводят к аполитичности, утрате
гражданских добродетелей. В результате
философы отгораживаются от внешнего
мира, занимаются вопросами личного
самосовершенствования. Наиболее типичными
для эллинистической эпохи
Основателем первой был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавались атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.
Вторая система, стоицизм,
созданная Зеноном ( ок. 335- ок . 262 до
н.э.) идеалом добродетели считала
независимость желаний и
Для позднеэллинистической
философии характерна еще одна черта-
религиозный уклон. Уже мировой
разум стоиков выдает свою теологическую
природу. В дальнейшем религиозные
тенденции в философии
Значение искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С Поликарпов В.С. Лекции по культурологи.- М.: « Гардарика», « Экспертное бюро», 1997. С.215., весьма велико, поскольку оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия- настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций.
Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.
Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство- это второй рай человеческого духа. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет.- М.: Мысль, 1970. Т.1 С. 402
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из виднейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой культуре так: « Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая …. Создается из образов, набросанных разумом. Винкельман И.И. Избранные произведения и письма.- М.-Л., 1935
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство- непременное условие и основа идеального человека.
В заключение этой главы выделим основные моменты становления греческой культуры и ее важнейшие черты:
1. Природные условия, повлиявшие
на формирование культуры
2. Полисный уклад был
во многом продолжением
3. « Культура стыда», сложившаяся
в Греции, включала в себя минимум
два момента: представление о
богоравности эллина и чувство
соревновательности. Эллинисткое
4. Греческий менталитет
предполагает представление о
едином Космосе, в котором
5. Греческая культура
заложила основу философии как
любви к мудрости. Однако познание
и мудрость несли в себе
иные, чем на Востоке формы
отношения с действительностью.
6. Одной из важнейших
черт древнегреческой культуры
является ее интерактивный
Демократия- другая черта
классической древнегреческой культуры.
Государство существовало «вне»
и «над» гражданами, они сами в
своей живой совокупности и были
государством со всеми его культовыми,
гражданскими и эстетическими
Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба, состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины.
Антропоцентризм - также яркая черта классической греческой культуры.
7. Назначение культуры
у древних греков - содействие
гармоническому развитию, духовному
и физическому, умственному и
профессионально-трудовому (
8. Величие греческой культуры
заключается в том, что она
стала основанием многих
Глава 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима
У исследователей культуры
древнего Рима существуют различные
взгляды на ее происхождение. Одни полагают,
что собственно римской культуры
не было, поскольку все, что сохранилось,-
результат слияния и
Другие (Шпенглер, Тойнби) считали, что Рим- это кризис античного мира, при котором культура не в состоянии производить духовные ценности и может реализовать себя только как цивилизация, т.е. совершенствуя государственность и технику.
Третьи же признавали за
римской культурой такие
Само же явление на мировую
арену Рима-государства и
Следует заметить, что во
всех мифах соответствуют
2.2 Римская духовная
культура . Ее характерные особенности
и отличия от греческой
Следует заметить, что религия
никогда не занимала большого места
в жизни римлян. Властители сами
устанавливали предмет
Религия завоеванных народов-
греков, египтян, персов- воспринималась
терпимо: греческие культы считались
созвучными римским представлениям,
а функции богов- аналогичными. Римские
божества не были персонифицированы, а
греческие являли собой совершенство
в человеческом облике. Поэтому, с
одной стороны, римская религия
впитала в себя греческие религиозные
представления, а с другой- придала
греческим богам римские
Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. Но если в период республики свобода была доступна каждому человеку, при условии, что он следовал принятым нормам, то в последние годы республики и империи даже и следование нормам не гарантировало свободы. Поэтому Сенека ( ок 4 до н.э.- 65 г. до н.э.) создает этику, согласно которой человек может добиться совершенства, поняв, что философия, размышления о бренности всего земного, о круговороте жизни и боге, как сущности мира,- лекарство для души. Он превозносит умеренность в потребностях, воздержанность в чувствах, нравственное равенство людей. Вся жизнь человека, по мысли Сенеки, - подготовка к смерти, в процессе которой человек закаляет себя в схватке с судьбой, приносящей ему испытания. Торжество в борьбе с судьбой- и есть подлинная свобода человека. Поэтому испытания, бедствия, неудачи необходимы для обретения истинной свободы. Спиркин А.Г. Философия.: Учебник.- М.: Гардарика, 1998. С. 75 Эти же идеи развивал и бывший раб Эпиктет (ок 50-ок.130), видевший в свободе от страстей совершенство человека.
Информация о работе Культура Древнего Рима и ее характерные черты