Культура Древнего Рима и ее характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:14, реферат

Описание работы

Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации.
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры, поскольку с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Характерные черты культуры Древней Греции
1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация….4-5
1.2 Доклассический период………………………………………5-7
1.3 Классический период…………………………………………7-9
1.4 Культура эпохи эллинизма…………………………………….9-12
Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима………..13
2.2 Римская духовная культура. ЕЕ характерные особенности и отличия от греческой культуры…………………………………………………13-16
Заключение…………………………………………………………..17-18
Список литературы………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Культурология .docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого  человека следует в зависимости  от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью  диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего- не вредить пациенту.

В литературе V в. до н.э. основными  жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой  трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго  актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа- Платон и Аристотель, оказавшие громадное  влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.

Очень высокого уровня в  этот период достигает риторика- наука  об ораторском искусстве. Речь Исократа (436- 338 до н.э.) и Демосфена ( 384- 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма- единства греков, сознавая, что отдельный  полис не может выжить самостоятельно.

Кризис полисной идеологии  оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры IV в. до н.э.- Пракситель ( 2 -я треть , IV в. до н.э.), Скопас ( IV в. до н.э.) и др.

В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых  путей развития культуры, зарождаются  тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.

1.4 Культура эпохи  эллинизма

В эпоху эллинизма в  значительной мере исчезает характерный  для классической эпохи разрыв между  теорией и практикой, наукой и  техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда ( ок. 287- 212 до н.э.) Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед  внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин  и оборонительных орудий.

Успешно развивалась в  это время естествознание, особенно медицина.

В эллинистическую эпоху  развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая  в классическую эпоху, - филология  в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика  и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане- эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний  Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах (ок. 300- ок. 240 до н.э.)

В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая  комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты эго остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни  обычных горожан- мимы.

Эллинистическая историография  все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности  изложения, стройности композиции, совершенству стиля.

Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм - стремление сочетать элементы различных  школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективисткой  морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного  самосовершенствования. Наиболее типичными  для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и  стоицизм.

Основателем первой был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что  целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавались атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.

Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном ( ок. 335- ок . 262 до н.э.) идеалом добродетели считала  независимость желаний и поступков  от чувств. Высшей нормой поведения  являются апатия, бесстрастие.

Для позднеэллинистической  философии характерна еще одна черта- религиозный уклон. Уже мировой  разум стоиков выдает свою теологическую  природу. В дальнейшем религиозные  тенденции в философии проявляются  все яснее.

Значение искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С Поликарпов В.С. Лекции по культурологи.- М.: « Гардарика», « Экспертное бюро», 1997. С.215., весьма велико, поскольку оно лежит в  основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия- настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций.

Характеризуя культуру эллинизма  в целом, следует отметить, что  в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она  осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного  рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том  наследии, на которое опирается в  своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.

Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство- это  второй рай человеческого духа. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет.- М.: Мысль, 1970. Т.1 С. 402

Сталкиваясь с греческим  искусством, многие выдающиеся умы  выражали неподдельное восхищение. Один из виднейших исследователей искусства  древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой культуре так: « Знатоки и подражатели  греческих произведений находят  в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную  ее красоту, которая …. Создается  из образов, набросанных разумом. Винкельман И.И. Избранные произведения и письма.- М.-Л., 1935

Греки всегда полагали, что  только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство- непременное  условие и основа идеального человека.

В заключение этой главы  выделим основные моменты становления  греческой культуры и ее важнейшие  черты:

1. Природные условия, повлиявшие  на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором  развился образ жизни и деятельности  племен, осевших на ее территории. Они же стали причиной особенностей  расселения людей и организации  общества. Отсутствие единого государства  до некоторой степени «возмещалась»  единством языка, верований, характером  уклада каждого из населивших  побережье Малой Азии, острова  и Балканский полуостров народов.

2. Полисный уклад был  во многом продолжением общинного  образа отношений, однако демократия  греческого полиса несла в  себе и некоторые элементы  олигархии. И, тем не менее,  греческий полис выработал определенный  идеал человека, который стал  образцом для подражания в  повседневной жизни и в искусстве.

3. « Культура стыда», сложившаяся  в Греции, включала в себя минимум  два момента: представление о  богоравности эллина и чувство  соревновательности. Эллинисткое противопоставление  себя другим племенам было  основано не на оприорной убежденности  в правильности своего образа  жизни, а на постоянном утверждении  своей богоравности и своего  совершенства в повседневных  делах, спортивных состязаниях  и героических деяниях.

4. Греческий менталитет  предполагает представление о  едином Космосе, в котором каждый  элемент связан с другими его  элементами, а каждый человек-это  микрокосм, организованный на  тех же гармонических началах  и основаниях. Из этого мировоззрения  вытекает общая гармония мира, в которую входят все стороны  человеческого существования.

5. Греческая культура  заложила основу философии как  любви к мудрости. Однако познание  и мудрость несли в себе  иные, чем на Востоке формы  отношения с действительностью.  Познание перенесло свой акцент  с состояния вчувствования в  мир на рациональное его постижение , выделив категорию бытия, греческие  философы понимали его как  parents- тайну, которой противостоит  созерцательный ум мыслителя.

6. Одной из важнейших  черт древнегреческой культуры  является ее интерактивный характер.

Демократия- другая черта  классической древнегреческой культуры. Государство существовало «вне»  и «над» гражданами, они сами в  своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями.

Еще одной характерной  чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад  жизни полиса борьба, состязание, восходившее  к культовым игрищам былой  общины.

Антропоцентризм - также  яркая черта классической греческой  культуры.

7. Назначение культуры  у древних греков - содействие  гармоническому развитию, духовному  и физическому, умственному и  профессионально-трудовому (искусство,  мастерство) - человека, политическому  и нравственно-духовному - гражданина.

8. Величие греческой культуры  заключается в том, что она  стала основанием многих культур  мира. Ее влияние прослеживается  не только на Западе, но и  на Востоке, не только на  евроазийском континенте, но и  в тех культурах на иных  континентах, которые складывались  в более поздние времена. До  наших дней греческая культура  осталась образцом полноты взгляда  на мир и гуманизма.

Глава 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

2.1 Особенности  зарождения культуры Древнего  Рима

У исследователей культуры древнего Рима существуют различные  взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось,- результат слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, прежде населявших римскую территорию: латинян, сабинян, умбров, самнитов и  других.

Другие (Шпенглер, Тойнби) считали, что Рим- это кризис античного  мира, при котором культура не в  состоянии производить духовные ценности и может реализовать  себя только как цивилизация, т.е. совершенствуя  государственность и технику.

Третьи же признавали за римской культурой такие специфические  черты, давшие миру особую систему ценностей, превратившие город в столицу  огромной империи.

Само же явление на мировую  арену Рима-государства и города- связано с множеством легенд и  мифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего изложен  в произведении «Энеида» римского поэта  Публия Марона Вергилия ( 70-12 до н.э.)

Следует заметить, что во всех мифах соответствуют реальности, пожалуй, лишь факты связи римской  культуры с греческой. Однако, римляне, в отличие от греков, считали, что  их успехи в земледелии, ратном деле и во многом другом зависят только от их собственной деятельности, от богов требовались лишь благосклонность  и защита. Это обусловило представления  о роли личной инициативы, с одной  стороны, и потребительское отношение  к богам- с другой. « Если греки  создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его мифологии  был сам Рим, его героический  победоносный народ, те, кто боролся  и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем свое особое расположение к римскому народу». Культура Древнего Рима. В 2т.- М.: Наука, 1985. Т.1 С. 9

2.2 Римская духовная  культура . Ее характерные особенности  и отличия от греческой культуры.

Следует заметить, что религия  никогда не занимала большого места  в жизни римлян. Властители сами устанавливали предмет поклонения, божество. В культах и обрядах  римской религии ни в эпоху  царей и республики, ни в эпоху  императоров не было оправдания существующего  порядка, власти одних над другими, рабства и прочего. «Рабы повиновались господам не потому, что так предписали боги, а потому, что господа обладали правом принуждения, действовавшим до тех пор, пока раб не избавлялся от власти господина, получив вольную или сбежав.» Там же. С. 141

Религия завоеванных народов- греков, египтян, персов- воспринималась терпимо: греческие культы считались  созвучными римским представлениям, а функции богов- аналогичными. Римские  божества не были персонифицированы, а  греческие являли собой совершенство в человеческом облике. Поэтому, с  одной стороны, римская религия  впитала в себя греческие религиозные  представления, а с другой- придала  греческим богам римские достоинства. В результате появилось новое  качество: религия, одухотворенная греческой  эмоциональностью и в то же время  соблюдающая римскую строгость.

Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. Но если в  период республики свобода была доступна каждому человеку, при условии, что  он следовал принятым нормам, то в последние  годы республики и империи даже и  следование нормам не гарантировало  свободы. Поэтому Сенека ( ок 4 до н.э.- 65 г. до н.э.) создает этику, согласно которой человек может добиться совершенства, поняв, что философия, размышления о бренности всего  земного, о круговороте жизни  и боге, как сущности мира,- лекарство  для души. Он превозносит умеренность  в потребностях, воздержанность в  чувствах, нравственное равенство людей. Вся жизнь человека, по мысли Сенеки, - подготовка к смерти, в процессе которой человек закаляет себя в  схватке с судьбой, приносящей ему  испытания. Торжество в борьбе с  судьбой- и есть подлинная свобода  человека. Поэтому испытания, бедствия, неудачи необходимы для обретения  истинной свободы. Спиркин А.Г. Философия.: Учебник.- М.: Гардарика, 1998. С. 75 Эти же идеи развивал и бывший раб Эпиктет (ок 50-ок.130), видевший в свободе от страстей совершенство человека.

Информация о работе Культура Древнего Рима и ее характерные черты