Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 21:48, контрольная работа
Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.
Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга (нимфы, сатиры, дриады и пр.) Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди, не были свободны от бедствий — над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человека, и богов.
Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла.
Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников.
В VIII—VI в. до н.э. зарождается греческая историография представленная трудами логографов, впервые попытавшихся выявить реальную основу мифологических сюжетов.
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 до н.э. раз в четыре года; Пифийские — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами — твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, верили в родство душ, основой всего сущего они считали математические законы, создающие космическую гармонию, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.
Наиболее ярким представителем элеатской школы был Парменид Элейский (р. ок. 540 или ок. 520 до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей и их движение он объяснял обманом органов чувств.
Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса (конец VI — начало V в. до н.э.). По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.
Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр., что подготовило появление гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» - первых греческих литературных произведений, причем настолько совершенных, что до сих пор эти поэмы считаются величайшими достижениями мировой литературы, хотя созданы они в VIII в. до н.э.
К этому же времени относится и творчество Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни», впервые отразившую личность самого автора, его жизнь.
В архаическую эпоху появляется лирика, рождение которой свидетельствовало о том, что человеческая личность как предмет искусства, поэзии становится все более зрелой и многогранной. Поэтическое мироощущение рождается не в результате общения с богами, а личностью певца и его окружением. Именно такой человечной была лирика Архилоха с острова Парос, Алкея из Спарты, поэтессы Сафо с острова Лесбос. Они создали новый тип поэтического творчества — песенную поэзию, в которой отразилось новое мироощущение. Его носителем стала эстетически развитая личность, зрелая творческая индивидуальность. Лирические произведения, выражавшие радость, горе, ненависть, любовь, страдания личности, исполнялись обычно под звуки лиры или кифары. Поэзия и музыка сливались в единое произведение.
К VI в. до н.э. относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица — актера. Греческий театр — это сцена под открытым небом, окруженная с трех сторон зрительскими местами, поднимавшимися ступенями кверху. У их подножия располагались круглая орхестра (площадка для хора) и скена (помещение для актеров и реквизита). Актеры (только мужчины) носили маски и котурны (обувь на высокой подошве). Посещение театра было важным культурным и религиозным обрядом, объединявшим всех зрителей через сопереживание персонажам (катарсис).
Высокого мастерства достигли греки архаического периода в скульптуре. Вначале в ней ощущалось влияние египетского искусства. Но уже в архаический период греческая скульптура оформляется в самостоятельный тип, который резко отличается от египетского искусной передачей красоты человеческого тела и динамики движения. Реализм и гуманизм — отличительные черты греческого искусства — уже доминируют в искусстве архаики.
Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой, выражающей нежность и дружелюбие. Куросов и кор ставили в память об известных людях (см. приложение рис. 7). Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.
Главными элементами градостроительной структуры периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр) (см. приложение рис. 1), вокруг которых располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке городов занимали храмы, которые сначала сооружались из сырцового кирпича и дерева, затем — из известняка, а с конца VI в. до н.э. — из мрамора.
К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, дня нее характерны капитель с завитками — волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были — храм Геры в Олимпии, а ионического ордера — храм Артемиды в Эфесе.
В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Изваяния изображают не только богов, но и мифических героев (Геракла, Персея и др.).
Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентализующем, т.е. в восточном стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора. В вазописи появляются изображения зверей, сфинксов, фантастических существ. С конца VII в. меняется техника вазописи — преобладающим стилем становится так называемый чернофигурный стиль, а с конца VI в. — краснофигурный. На вазах изображались сцены гомеровской Илиады, подвиги Геракла и других героев греческой мифологии, битвы греков с легендарными женщинами-воительницами, амазонками, эпизоды из жизни греческих богов. На краснофигурных вазах мы уже видим сцены мирной обыденной жизни.
Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.
4. Культура в классический период.
4.1. Период рассвета.
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины.
Политической базой развития культуры служила прежде всего полисная демократия, достигшая в Афинах самой совершенной формы. Основы ее были заложены реформами Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (508—507 гг. до н. э.). Согласно нормам этой демократии, каждый свободнорожденный становился гражданином полиса. Высшая власть в Афинах в V в. до н. э. принадлежала народному собранию, на котором могли присутствовать все афинские граждане из городов и деревень Аттики. Собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, распоряжалось казной Афин и морского союза, избирало стратегов и других высших должностных лиц. И хотя доступ в число афинских граждан был строго ограничен, нигде в древнем мире в управлении государством и в общественной жизни не участвовало так много людей, как в Афинах. Это была первая в мире демократия, где власть принадлежала собранию свободных граждан.
Человека, который думал только о своей, частной, пользе, пренебрегал интересами города и не считался с мнением городского собрания, афиняне называли «идиот», что означало человек единичный, обособленный. В дальнейшем это слово приобрело ярко выраженный негативный смысл.
V век — период правления в Афинах Перикла (ок. 490—429 гг. до н. э.). Это был выдающийся государственный деятель, целиком посвятивший себя служению государству и народу. Вознесенный на вершину славы, он оставался верен своим основным принципам — умеренности и сдержанности. При нем Афины достигли наивысшего могущества, а Аттика превратилась в самую свободную и процветающую страну Эллады. С именем Перикла связан также небывалый расцвет греческого искусства, утверждавшего достоинство и величие человека и гражданина.
Греческая философия классического периода обратилась к вопросам вечным и имеющим всемирное значение — о предназначении человека, сущности бытия, отношениях человека с миром бытия и с богами и т. д.
В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении — объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.
Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления— софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480—415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469—399 до н.э.), (см. приложение рис. 2) однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум. Он не оставил трудов, но его философско-этические взгляды известны по сочинениям его ученика Платона и описаниям историка Ксенофона. Сын каменщика, невзрачный, малого роста, он был властителем дум не только в своей школе «сократиков», но и во всем греческом мире. Главными темами его размышлений были добро, красота, истина, самопознание. Он учил людей руководствоваться в своем поведении этими ценностями и не позволять животным инстинктам преобладать над голосом совести, достоинством, верностью, человеколюбием, разумом. Он подчеркивал, что человек ответствен не только за себя, но и за других. Человек, по Сократу, может противопоставить богам дружбу, справедливость, любовь, порядочность, долг и соответственно вести себя, не считаясь с предначертаниями судьбы. Сократ разработал метод проведения беседы, где истина или решение моральной проблемы отыскивается путем столкновения противоположных мнений. Этот метод он назвал искусством майевтики, или родовспоможения (помогать родиться истине).
В возрасте 70 лет Сократ был обвинен в неуважении к богам, нравственном развращении юношества, в пренебрежении к демократии. Суд приговорил его к смерти. Друзья подготовили побег, но Сократ отказался его осуществить. Он считал, что законы следует исполнять и что его смерть будет для судей высшим наказанием за столь несправедливый приговор.
Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению — вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения — считается, что он — автор текста кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Театр под открытым небом, вмещавший почти все мужское население города, был важной сферой общественной жизни Афин. Греческая драма составила эпоху в истории мирового театра. В ней всегда присутствует тема судьбы, именно судьба разрешает все коллизии и дает на них ответ в последней инстанции. Эсхил, Софокл и Еврипид написали более трехсот произведений и заложили основы греческой литературы и драматургии. Из этого наследия до нашего времени дошли лишь 33 произведения.
Первым великим греческим драматургом был Эсхил (ок. 525— 456 гг. до н. э.). Участник сражения греков с персами при Марафоне, он показал трагическое поражение греков в этой войне в драме «Персы». В своих драмах Эсхил развивает тему ответственности человека перед богами. Нарушает ли человек предначертания и волю богов, или гордость мешает ему смириться перед ними, — в любом случае его ожидает неизбежное возмездие. Бессмертные боги не прощают человеку свободолюбивых порывов. Перед судьбой нужно только смириться. И человек принимал неизбежный приговор судьбы. Это не был призыв к покорности и пассивности. Это был призыв к мужественному осуществлению своей неотвратимой судьбы. Героизмом, а вовсе не смирением проникнуты драмы и трагедии Эсхила. В «Прометее» драматург показал дерзкий бунт против бога: Прометей украл у богов огонь, чтобы принести его смертным людям; Зевс приковал Прометея к скале, где орел ежедневно клевал его печень. Но ни Зевс, ни орел не могут победить сопротивления Прометея: ведь люди овладели огнем в своей земной жизни. Особое место в творчестве Эсхила занимает «Орестея». Это трилогия о мести и искуплении: гомеровский герой Агамемнон убит своей женой и ее любовником; сын и дочь мстят убийцам. Преступление должно караться, от неизбежной судьбы убийцы уйти не могут. Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок.(см. приложение рис. 10)
Информация о работе Культура древней Греции, её периодизация и основные черты