Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 21:48, контрольная работа
Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.
Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого греческого трагика — Софокла (497—406 до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе (см. приложение рис. 9). Софокл ставит в своих трагедиях вечные проблемы: отношение к религии («Электра»), свободная воля человека и воля богов («Царь Эдип»), интересы личности и государства («Филоктет»). Если у Эсхила пружиной действия было столкновение божественных сил, определяющих человеческую судьбу, то Софокл ищет ее внутри человека — в мотивах его поступков, в движении человеческого духа. Он уделяет особое внимание психологической разработке характеров своих персонажей. Софокл не подвергает сомнению божественное установление и его значимость для человека. Он, как и Эсхил, подчеркивает, что все совершается по воле Зевса, или рока. Но человеческое участие в осуществлении этой воли выражено здесь активнее. Человек сам ищет пути к ее исполнению.
Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480—406 до н.э.). Основной конфликт в его произведениях — борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели («Медея» и «Федра»). В трагедиях Еврипида появляется критический взгляд на мифологию как основу греческой религии. Они полны филиппик против богов, а богам отводится по большей части неблаговидная роль: они бессердечны, мстительны, завистливы, лживы, они воруют, совершают клятвопреступления, они допускают страдания и смерть невинных. Еврипида занимает не устройство мироздания, а судьба человека, его нравственный путь. Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной интересом драматурга к личности человека со всеми ее противоречиями и страстями.
Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность («Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.). Аристофан использовал комедию как политическое оружие: подвергал критике все стороны общественной жизни, политику, искусство, повседневные конфликты. Комедии Аристофана (ок. 445—385 гг. до н. э.), над которыми в конце V в. до н. э. смеялась вся Греция, — смелая сатира на современное ему общество. Аристофан высмеивает воинственный дух («Ахарняне», «Всадники»), завоевательские походы афинян («Вавилоняне»), а также городскую жизнь с ее торгашеским духом и фетишем денег, стремлением к безделью и мнимым политическим правам.
В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота (484—430 до н.э.) «отцом истории». В отличие от логографов, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны. Он подробно описал войну греков и персов и историю народов всего восточного Средиземноморья этого времени. В своих блестящих повествованиях с глубоким историческим анализом событий он вышел далеко за рамки греческого мира и стал родоначальником мировой исторической науки.
Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460— 400 до н.э.). В своей «Истории Пелопоннесской войны» он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.
Высшим достижением эллинского духа считается классическая пластика. В скульптурах гениальных мастеров того времени воплощен идеал гармоничного человека, который изображается во всем совершенстве своей физической и нравственной красоты. В его спокойном величии нет подавляющей силы, но ощущается гордое сознание своего достоинства (статуи скульпторов Мирона и Поликлета). Образный смысл греческой статуи удачно выражен Софоклом: «В мире много сил великих, но сильнее человека нету в мире ничего».
Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.
В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора (который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали) и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э. Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости), «Дорифор» («Копьеносец», Раненая амазонка»). В лицах статуй начинают отражаться чувства и внутренний мир, хотя остается еще идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты.
Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился и в жизни — греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически и т.д. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Но женщины изображались в одеждах вплоть до IV в. до н.э.
Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полиглота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла.
Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода - прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.
V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаются города и памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, — коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками (см. приложение рис. 13).
В этот период достигли расцвета древнегреческие города, сложилась система регулярной планировки (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов домами одинаковой величины), которую связывают с именем архитектора Гипподама из Милета.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. Греческая архитектура классического периода развивала и совершенствовала тип храма, сложившийся в зодчестве архаики. Формы храмов V в. до н. э. отличались удивительной четкостью конструкции и исключительной гармонией пропорций. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные памятники дорийского стиля, величественные храмы в городе Посейдония (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии.
Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе (см. приложение рис. 11). Разрушенный персами в 480 до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Парадным входом в Акрополь служили Пропилеи, сооружение, отличавшееся строгостью и ясностью форм. Слева к портику Пропилеи примыкала пинакотека — картинная галерея, а справа на естественном выступе скалы стоял небольшой удивительно стройный и изящный храм Ники. Сразу за Пропилеями возвышалась огромная статуя Афины-воительницы. Золотое копье в ее руке служило маяком для подплывавших к Пирею судов. Центральное место в ансамбле Акрополя занимал Парфенон — храм Афины-Девы. В его главном помещении — целле — стояла знаменитая статуя Афины-Девы, выполненная Фидием из слоновой кости и золота (см. приложение рис. 12) . Скульптурный ансамбль Парфенона — одно из величайших творений мирового искусства. На восточном фронтоне запечатлена сцена рождения богини из головы Зевса, на западном — спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. На метопах изображены эпизоды греческой мифологии. Гениальным творением Фидия признан рельефный фриз, на котором изображено торжественное шествие на Акрополь. Композиция фриза поражает идейной, тематической и ритмической цельностью. Творчество Фидия — вершина греческой классики. Его произведения воплощают величие человека-гражданина, в котором физическая и нравственная красота слиты воедино. Скульптурные украшения Парфенона органически связаны с архитектурой храма. Зодчество и скульптура выступают здесь как равноценные составляющие, дополняя и обогащая друг друга. Таким образом греческие мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших проблем искусства, которая во все эпохи стоит перед архитекторами и скульпторами, — проблему синтеза архитектуры и скульптуры. Именно в этом отличие искусства Греции от искусства Древнего Востока, где монументальное зодчество подчинило себе скульптуру.
В то время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роли появляется тенденция к выработке единого панэллинского (общегреческого) стиля архитектуры. Два ордера или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как в Парфеноне. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектурного и скульптурного убранства — все это делает Парфенон одним из шедевров не только греческой, но и мировой архитектуры.
Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя — Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.
Греческая культура достигла в классический период совершенства. Ее творения стали предметом восхищения всего мира. Сила Геракла, очарование прекрасной Елены, гнев Зевса, хитроумие Одиссея, мужество Ахилла, проворство Гермеса, красота Афродиты вошли в мировую культуру, живут неувядаемыми образами в наши дни и, видимо, будут жить вечно.
4.2 Эпоха кризиса греческого полиса.
История Греции в IV в. до н.э. — это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности — экономическую базу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит. Отдельные полисы в IV в. до н.э. пытаются установить свое господство в Греции, но измученные постоянными междоусобными войнами, не обладают достаточной для этого силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония. И, в конце концов в 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю ФилиппуII.
Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н.э. способствовали тому, что люди все сильнее сосредотачивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.
Очень популярной в это время была киническая школа философии, главными представителями которой были Антисфен (ок. 435— 370 до н.э.) и Диоген Синопский (414—323 до н.э.). По мнению киников, конечная цель человеческих устремлений — добродетель, она совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и довольствоваться малым, что обеспечивает независимость. Однако независимость у киников означала и отрицание культуры, семьи, имущества, государства, общественных установлений.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа — Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429—348 до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу — Академию, из которой вышли многие замечательные философы, и прежде всего Аристотель. Она просуществовала 200 лет и была закрыта римским императором Юстинианом.
Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи — лишь копии или отражения мира идей — невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве.
Уделяя большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности, Платон предлагал реформировать клонившийся к упадку полис. Он считал, что люди родятся неравными телесно, душевно и духовно. Поэтому каждый из людей вносит свою лепту участия в дела государственные и общественные. Основной идеей учения о государстве является идея справедливости, создание идеального политического строя. Государство Платона состоит из сословий правителей (философов), воинов и так называемого третьего сословия — крестьян, ремесленников, торговцев и пр. Каждое сословие должно заниматься своим делом и в совершенстве владеть им. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй. Эта социально-политическая утопия, по сути дела, первая утопия в истории человечества, во многих отношениях копировала государственный строй Древнего Египта (Платон специально посетил Египет).
Однако, как показала последующая двухтысячелетняя история философии в Европе, величие философии Платона состояло не в его государственно-правовой утопии, а в глубокой разработке всех основных проблем диалектики мышления. В этой области Платона следует считать первым предшественником Гегеля.
Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был уроженцем Македонии. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым различным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике и т.д. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и натурфилософы, особенно Демокрит. Достижения прежней философии Аристотель критически переработал, углубил и систематизировал в своей философской системе. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы и материи. Процесс развития выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. И именно форма является тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, логике. Как и Платон, он сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Конечной целью всех человеческих поступков он признавал счастье, которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. Сформулированные Аристотелем законы и принципы элементарной, так называемой формальной, логики были раскрыты и проанализированы столь глубоко, что в своей основе формальная логика более двух тысяч лет существует в той форме, которую придал ей гений Аристотеля. Его труд «Аналитика» имеет непреходящее значение как фундаментальная основа элементарной логики.
Информация о работе Культура древней Греции, её периодизация и основные черты