Культура древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Индия - страна с ярко выраженными чертами многообразия культуры. Новейшие достижения науки и техники уживаются здесь с древними философскими и мистическими представлениями. Крупные города и атомные электростанции соседствуют с маленькими деревушками и племенными сообществами с тысячелетним укладом.

Содержание работы

Введение 3
I. Философские направления в Древней Индии 5
II. Литературные памятники 7
III. Религиозный культ в Древней Индии 11
IV. Точные науки 14
V. Архитектура и живопись 16
Заключение 18

Файлы: 1 файл

культура древней индии.docx

— 40.08 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

I. Философские направления  в Древней Индии 5

II. Литературные памятники 7

III. Религиозный культ  в Древней Индии 11

IV. Точные науки 14

V. Архитектура и  живопись 16

Заключение 18

 

 
Введение

 

       Единство и многообразие индийской культуры привлекает к себе внимание целого ряда исследователей, как индийских, так и западных, ей посвящены многие теоретические дискуссии. Множество региональных, религиозных, социальных, кастовых, этнических различий создают картину разрозненности и фрагментарности, а интуитивно ощущаемый принцип единства с трудом поддается логическому обоснованию и определению. Это усиливается и внутренней гетерогенностью элементов культуры, в частности полиморфизмом индуизма - основной религиозной системы Индии, во многом составляющей основу индийской культуры.                        

     Концепция социокультурного единства индийской  цивилизации развита в ряде трудов, в частности индийского антрополога  М.Сриниваса и английского культуролога М.Сингера. Концепция Сриниваса основана на унифицирующем значении индуизма, в то время как Сингер рассматривает  единую структуру индийской цивилизации, основанную на взаимодействии между  различными группами и уровнями, которое  создает неразрывную сеть отношений. Эта структура обеспечивает единую ткань культуры, создающую культурную сопричастность города и деревни, различных  этнических групп, социальных слоев, территорий. Единство индийской культуры заключено, по мнению Сингера, «в той непрерывной  сети, которая образуется такими средствами, как песня, танец, представление, скульптура и живопись, религиозные повествования и ритуалы - всем тем, что соединяют обряды и верования населения деревни и города, одной области и другой, образованного и необразованного».

     Индия - страна с ярко выраженными чертами многообразия культуры. Новейшие достижения науки и техники уживаются здесь с древними философскими и мистическими представлениями. Крупные города и атомные электростанции соседствуют с маленькими деревушками и племенными сообществами с тысячелетним укладом.

     По  сути своей Индия - это переплетение и взаимопроникновение различных культур и религий. Сам индийский народ отражает все многообразие своей страны, ее природы и климата, языков и жизненных укладов, религий и памятников культуры.

     Этнический  состав населения современной Индии  необычайно разнообразен, что объясняется  историческими факторами - нашествиями и завоеваниями, которым сопутствовали миграционные потоки, ассимилировавшиеся и определившие этническую пестроту. Это также послужило основой лингвистического многообразия Индии.

     На  сегодняшний день насчитывается 14 основных языков и около 250 региональных диалектов. Эти языки принадлежат в основном к двум абсолютно различным языковым семьям - индоевропейской на севере Индии и дравидской на юге.

     Многообразие  индийской культуры проявляется  также и в ее религиозной жизни: помимо основной автохтонной религии - индуизма, со всеми его многочисленными сектами и течениями, в Индии существуют также ислам, христианство, сикхизм, джайнизм, буддизм и зороастризм, а также различные племенные культы. Чтобы понять весь комплекс многообразной культуры сегодняшней Индии, необходимо проследить исторические этапы становления основ индийской цивилизации. 
I. Философские направления в Древней Индии 

     В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская  философия - это истинно "живые  плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила  полную преемственность. И ни одна философия  не оказала такого сильного воздействия  на Запад, как индийская.

     Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две  большие группы: первая группа - это  ортодоксальные философские школы  Древней Индии, признающие авторитет  Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

     Наиболее  известная школа древнеиндийских  материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений  религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они  считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской  философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа Санкхья  отразила многие достижения в науке.

     Одним из крупнейших древнеиндийских философов  был Начартжуна, выступивший с  концепцией всеобщей относительности  или “всеобщей пустоты”, а также  заложивший основы школы логики в  Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая  школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

     Джайнистская  школа возникла в VI веке до нашей  эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с  буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам.

     Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным  признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень  сознательности людей различна. Это  оттого, что душа склонна отождествлять  себя с телом.

     Йога  опирается на Веды и является одной  из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем  считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается  как элемент теоретического мировоззрения  и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для  осознания собственного единства. При  успешном овладении медитацией, человек  приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой  после целого ряда физических и психических  упражнений и сосредоточенности). Кроме  этого, йога включает в себя и правила  приема пищи. Пища делится на три  категории соответственно трем гунам  материальной природы, к которой  она относится. Например, пища в гунах  невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость  выработки терпимости по отношению  к другим учениям.

 

 
II. Литературные памятники

 

     Значительная  часть первоисточников по истории  древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской  литературы были написаны на берёзовой  коре или на пальмовых листьях  и не выдержали неблагоприятных  условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраниться  такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны пожары, которые  не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались  губительными для архивов древней  Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие  от большинства древневосточных  языков никогда не забывался, литературная традиция на протяжении тысячелетий  не прерывалась. Те произведения, которые  считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас  в поздних копиях с дополнениями и искажениями.

     Своеобразным  письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается  выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд  советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

     Для изучения раннего буддизма главным  источником является сборник легенд и изречений Типитака.

     Наиболее  точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.), высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

     Из  античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём “Анабасисе Александра” он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении - “Индия” - дал подробный географический очерк страны.

     Историю древнеиндийской литературы принято  подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни  являются две великие эпические  поэмы Древней Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены  все стороны жизни древних  индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из устной поэтической  традиции, приобретал дидактический  характер, включал в себя религиозно-философские  произведения и идеи. В последующие  эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение  из этих сокровищ мудрости своего народа.

     В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник  рассказов и притч “Панчатантра”, основанный на фольклоре. Он был переведен  на многие языки, достаточно рано с  ним познакомились и в России.

     Из  литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились  даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника  игры актеров. Индийская театральная  традиция предшествовала греческой.

     Высокого  уровня достигла в Древней Индии  теория литературного творчества, в  том числе и поэзия. Подробно разрабатывались  правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

     Говоря  о философии Древней Индии  нельзя не упомянуть и обширную эпическую  поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником философской мысли более позднего - эпического периода является обширная эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя  родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием об этой борьбе в  различных книгах "Махабхараты" имеются тексты и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки  зрения представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и  некоторые другие (VII в. до н.э. - II в. н.э.).

     Наибольший  интерес с философской точки  зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и  положений, здесь появляются уже  развернутые и цельные философские  концепции, дающие трактовку мировоззренческих  проблем. Главное значение среди  этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной  с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение  о пракрите (материи, природе), как  источнике всего бытия (в том  числе и психики, сознания) и не зависимом от нее чистом духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом). Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Информация о работе Культура древней Индии