Культура древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Индия - страна с ярко выраженными чертами многообразия культуры. Новейшие достижения науки и техники уживаются здесь с древними философскими и мистическими представлениями. Крупные города и атомные электростанции соседствуют с маленькими деревушками и племенными сообществами с тысячелетним укладом.

Содержание работы

Введение 3
I. Философские направления в Древней Индии 5
II. Литературные памятники 7
III. Религиозный культ в Древней Индии 11
IV. Точные науки 14
V. Архитектура и живопись 16
Заключение 18

Файлы: 1 файл

культура древней индии.docx

— 40.08 Кб (Скачать файл)

     Основное  содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой  аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог  Кришна говорит о необходимости  для каждого человека выполнять  свои социальные (варновые) функции  и обязанности, быть безразличным к  плодам мирской деятельности, все  свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской  философии: о тайне рождения и  смерти; о соотношении пракрити и  природы человека; о генах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало). Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Религиозный культ  в Древней Индии

 

     Тысячелетняя  культурная традиция Индии сложилась  в тесной связи с развитием  религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был  индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность.

     О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно  судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны  считались и считаются в Индии  священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно  сохраняли. Совокупность этих верований  называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской  религией, а процветал лишь в Восточном  Пенджабе и Уттар Продеш, которые  заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригвед” и других ведийских сборников (самхит). 

     Для ведизма характерным было обожествление  природы как целого (сообществом  богов-небожителей) и отдельных природных  и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и  справедливости; Агни - бог огня и  домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским  божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли  весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества.

     Многие  черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

     В индуизме на первый план выдвигается  бог - творец, устанавливается строгая  иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле  социальных законов (тхарм), деление  на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры.

     Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится, что варна, социальная роль, предопределена навсегда, и менять ее - это грех.

     Особую  силу индуизм набрал в средние  века, став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и  остается “Бхагавадгита” часть этической  поэмы “Махабхарата”, в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

     Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской  семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более  точно рассказать о времени появления  его учения невозможно, но то, что  Будда реальное историческое лицо - это факт.

     Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами  Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено  и объективными социальными процессами, подготовлено идейно.

     Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим  ученикам. Литературное оформление они  начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский  свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка  и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипитака") - "три  корзины закона".

     В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное  жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи  разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко  именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

     Ранний  Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ  Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением  и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Позднее к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

     Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое  возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию  и его радостям. Поэтому следует  отказаться от желаний и следовать  “восьмеричному пути” - праведным  взглядам, праведному поведению, праведным  усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению.

     Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все  в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий  человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь  нирваны. 
 
 
 

IV. Точные науки

 

     Открытия  древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и  ирано-персидской наук. Почетное место  в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение “пи”, предложил  оригинальное решение линейного  уравнения. Кроме того, именно в Древней  Индии впервые система счисления  стала десятичной. Эта система  легла в основу современной нумерации  и арифметики. Более развита была алгебра; а понятия “цифра”, “синус”, “корень” впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских  математиков превзошли то, что  было сделано в этих областях знаний в Древней Греции.

     Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют  об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский  ученый Арьяпхата высказал идею о  вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних  индийцев не было.

     До  сих пор в Индии большим  почетом пользуется Аюрведа - наука  о долголетии. Она зародилась еще  в глубокой древности. Древнеиндийские  врачи изучали свойства трав, влияние  климата на здоровье человека. Большое  внимание уделялось личной гигиене  и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать  древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке  Аюрведа.

     Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная  черта индо-буддийской культуры. Учиться  в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. Архитектура и  живопись

     Первые  по времени памятники архитектуры  и изобразительного искусства Древней  Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы  были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами  отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

     В эпоху древности большинство  сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. Впервые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

     В Древней Индии существовало несколько  школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство  сохранившихся скульптур также  носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальных  руководств и правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

     Древнеиндийское искусство теснейшим образом  было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью  донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

     На  художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

     Художественно-образное восприятие через призму названных  религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения  человека и окружающего мира, совершенством  архитектурных форм.

     Наиболее  известным памятником древнеиндийской  живописи являются стенные росписи  в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки  внутренних помещений. Здесь разнообразные  сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки  отлично сохранились, т.к. индийцы  хорошо знали секреты стойких  красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки  и различных районов Индии.

     Еще одна характерная черта старо-индийской  культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали  брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура древней Индии