Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:21, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы всестороннее изучить и обобщить основные моменты в развитии и становлении культуры Древней Руси.
Задачи, выполняемые в ходе работы:
познакомиться с произведениями культуры Древней Руси;
изучить характерные черты древнерусской культуры;

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………………………(стр.3-4).
2.Цивилизационное значение крещения Руси………………………………..(стр. 4-15).
2.1.Развитие письменности и письменной культуры,литературы.(стр.4-10 ).
2.1.1.Кирилло – Мефодиевская традиция…….…………………………(стр.4-5 ).
2.1.2.Десятинная церковь………………………………………………….…………(стр.5 ).
2.1.3.Митрополит Илларион. Иаков-мних……………………………….(стр.5-6 ).
2.1.4.Федосий Печерский…………………………………………………………(стр.6-7 ).
2.1.5.Кирилл Туровский ………………………………………………………………(стр.7 ).
2.1.6.Культ Бориса и Глеба………………………………………….………………..(стр.8 ).
2.1.7. «Слово о полку Игореве»……………………………………………..(стр.9-10).
2.2.Расцвет русской иконописи………………………..………………………….(стр.10-11 ).
2.3.Древнерусское зодчество…………………………………………………….(стр.11-13 ).
2.4.Прикладное искусство Ремесла …………………………………….…….(стр.14-15 ).
3.Духовная жизнь Руси...…………………………………………………………………(стр.15-20 ).
3.1.Пеподобный Сергий Радонежский………………………………………(стр.15-19 ).
3.2.Андрей Рублёв……………………………………………………………………..(стр.19-20 ).
4.Зключение……………………………………………………………………………………..(стр.21 ).
5.Список использованной литературы ………………………………………………(стр.22).

Файлы: 1 файл

SEMESTROVAYa_kulturologia.docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

-МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

 

Кафедра истории, культуры и социологии

 

 

Реферат по культурологи

на тему:

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

 

 

 

 

                                                                                                                                Выполнил

Студент  группы АТ-116

Писарева Мария Юрьевна

Руководитель работы:

старший преподаватель

Соловьёва Алексадра Викторовна

 

 

Волгоград 2014

 

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………………(стр.3-4).

2.Цивилизационное значение крещения Руси………………………………..(стр. 4-15).

  2.1.Развитие письменности и  письменной культуры,литературы.(стр.4-10 ).

         2.1.1.Кирилло –  Мефодиевская традиция…….…………………………(стр.4-5 ).

         2.1.2.Десятинная церковь………………………………………………….…………(стр.5 ).

         2.1.3.Митрополит Илларион. Иаков-мних……………………………….(стр.5-6 ).

         2.1.4.Федосий Печерский…………………………………………………………(стр.6-7  ).

        2.1.5.Кирилл Туровский ………………………………………………………………(стр.7 ).

         2.1.6.Культ Бориса и Глеба………………………………………….………………..(стр.8 ). 
         2.1.7. «Слово о полку Игореве»……………………………………………..(стр.9-10).

  2.2.Расцвет русской иконописи………………………..………………………….(стр.10-11 ).

  2.3.Древнерусское зодчество…………………………………………………….(стр.11-13  ).

  2.4.Прикладное искусство Ремесла …………………………………….…….(стр.14-15 ). 

3.Духовная жизнь Руси...…………………………………………………………………(стр.15-20 ).

   3.1.Пеподобный Сергий Радонежский………………………………………(стр.15-19  ).

   3.2.Андрей Рублёв……………………………………………………………………..(стр.19-20 ).

4.Зключение……………………………………………………………………………………..(стр.21  ).

5.Список использованной литературы ………………………………………………(стр.22).

 

3

Введение

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Актуальность данной темы, по моему мнению, заключается в том, что именно знакомство с культурой Руси убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси. Ведь русская средневековая культура заслужила высокую оценку как современников, так и потомков.

Цель работы состоит в том, чтобы всестороннее изучить и обобщить основные моменты в развитии и становлении культуры Древней Руси.

Задачи, выполняемые в ходе работы:

  • познакомиться с произведениями культуры Древней Руси;
  • изучить характерные черты древнерусской культуры;
  • сформировать представление об уровне развития культуры Древней Руси, её жанровом многообразии;
  • оценить роль культуры в развитии государства в целом

Древнерусская культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V-VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX-X в. к образованию древнерусской народности. Культура Древней Руси – явление уникальное, это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатлённый в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных

 

4

праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.

 

2.1. Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности  и письменной культуры. Огромную роль в крещении славян сыграли братья из греческого города Фессалоники(Солуни) - Кирилл Философ( ок.827-869),и Мефодий ( ок.815-885).В 863г. Они прибыли Великую Моравию, куда были направлены константинопольским патриархом по приглашению великоморавского князя. Кирилл создал первую славянскую азбуку,с помощью которой братья сделали первые переводы на славянский язык основного корпуса библейских книг Ветхого и Нового Заветов, а также многих богослужебных книг. Но заслуга солунских братьев ещё более велика. Дело в том, что в Великой Моравии Кирилл и Мефодий застали довольно-таки пеструю картину, ибо здесь одновременно существовали разные христианские общины- и католические, и православные, и ирландско-британские, и арианские. Учитывая и эту ситуацию, и особенности славянского мировосприятия, Кирилл и Мефодий разработали христианское учение, позднее названное кирилло-мефодиевской традицией.(6,с.120)

     2.1.1 Кирилло-мефодиевская  традиция- это особое течение  в христианстве, которое учитывает  своеобразие славянского мировоззрения  и совмещает в себе черты  различных христианских учений. Прежде всего, она сориентирована  на раннее, единое христианство  как идеальную форму христианской  церкви и веры вообще. Идея  единства церкви была крайне  важна для Кирилла и Мефодия, поэтому в своем учении они стремились примирить между собой различные христианские общины как организационно, так и на уровне вероисповедания и принципов богослужения.

5

 Кроме того, к кирилло-мефодиевской  традиции были близки отдельные  священники из крымского города  Корсуни ( Херсонеса), которых привез  в Киев великий князь Владимир. Именно они составили основу  Десятинной 

церкви- главного древнерусского храма в годы правления Владимира, и именно на них опирался великий князь во время проведения Крещения.

     2.1.2 Десятинная  церковь(или храм Святой Богородицы) была построена в Киеве в 989-996гг. По распоряжению киевского князя  Владимира Святославовича. Церковь  была посвящена Святой Богородице, возможно, празднику в честь Успения  Божией Матери. Именование «Десятинная»  церковь получила потому,что князь  Владимир Святославович в 996 г. обязал  платить «десятину»( т.е. десятую  часть доходов) на её содержание. Церковь строили мастера из  «Греческой земли», и как архитектурное  сооружение Десятинная церковь  стала неординарным явлением. Она  имела крестово-купольную  планировку, но в оригинальном решении- своды  храма опирались не на четыре, как это было в классическом  византийском варианте, а на шесть  столпов. По внешнему виду была  очень продольной,что значительно  отличало её от византийских  храмов и напоминало болгарские  миссионерские базилики.

     Десятинная  церковь сыграла выдающуюся роль  в христианском просвещении Руси. В церкви была обширная библиотека, в которой хранились редчайшие  древние рукописи. При храме создавались  литературные памятники, в том  числе жития, велось  свое летописание. В 1240г. Десятинная церковь была  разрушена во время монголо-татарского  нашествия, под её руинами погибло  множество уникальных книг и  редчайших рукописей. Более церковь  не восстанавливалась.

      2.1.3Ярким  представителем древнерусской литература  был митрополит Иларион, для которого  радость обретения новой веры  являлось непосредственным свидетельством  обретения нового смысла бытия  Руси на земле,о чем автор  высказывается в известном произведении  того времени 

6

«Слова о Законе и Благодати».Именно в трудах митрополита Илариона мы находим первое обоснование нового смысла земного бытия Руси, а значит — того смысла, который вкладывает в бытие Руси Сам Господь, ибо все на

свете творится по Промыслу Божию. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси и равноправия всех народов.

      К Илариону  близок и Иаков-мних, который считает, что один факт Крещения дарует  вечное спасение и русским  людям,и  самой Руси. Своеобразное  продолжение «линии Иллариона»  можно заметить в рассуждениях  Климента Смолятича ( XIIв.)

2.1.4.Так в истории человеческого общества он выделяет три состояния, которые соответствуют этапам утверждения Божественной истины в людских сердцах- «Завет», «Закон» и «Благодать».Центрами этой трактовки христианского вероучения стали Софийский собор, где располагалась киевская митрополичья кафедра и которую обычно занимали митрополиты- греки, а также Киево-Печерский монастырь. Он был основан преподобным Антонием Печерским ( 983-1073) , но значение общерусского духовного центра приобрел при игумене Феодосии Печерском. Именно в Киево-Печерском монастыре христианская вера проповедовалась как практический образ жизни, соответствующий этическим нормам Евангелия. Так идеалом истинной христианской жизни для печерских иноков служило египетское монашество III- IV вв. Для Феодосия Печерского была близка идея страха Божиего, которую он рассматривал как побуждающую и руководящую в земном пути всякого инока. Будучи сам аскетом-подвижником, Феодосий Печерский стремился к тому, чтобы и в светской жизни идея искреннего служения Господу стала главенствующей. Именно поэтому он выступал за необходимость духовного контроля церкви над светской властью. И если Иларион и Иаков-мних превозносили достоинства русских князей, способствовавших распространению Христовой веры, то игумен Феодосий в

 

7

своих письмах к князю Изяславу Ярославовичу постоянно подчеркивает, что является

духовным наставником и руководителем светского правителя. Более того, князь, если хочет заслужить спасение, обязан служить прежде всего делу христианства. Ведь истинное предназначение светского правителя состоит

только в том, чтобы быть защитником Веры Христовой. Сам Феодосий Печерский в 1108 году был признан святым.

   2.1.5.Крупнейшим представителем византийского понимания  христианского  вероучения был и Кирилл, епископ Туровский ( ум. До 1182г.). За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван «вторым Златоустом, просиявшим на Руси».А его произведения пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями Отцов Церкви. И это было вполне заслужено, ведь сочинения Кирилла Туровского отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. В своих трудах Кирилл Туровский утверждает, что основная причина совершения греха человеком- забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждующие посмертного воскресения руководствуются именно страхом Божиим. Так, говоря о Крещении Руси, Иларион и Иаков-мних пишут прежде всего о роли князя Владимира и , конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже совсем другие акценты. «Рай ведь- место святое, как и в церкви алтарь,- пишет Кирилл Туровский. - Церковь же для всех открыта. Она всем нам мать, порождающая всех крещением  и легко питающая всех в ней живущих, одевающая и радующая всех, вошедших в неё.» Следовательно,в XII веке в жизни русского общества значительно возрастает роль самой Церкви и именно с ней связывается сам факт Крещения, а значит,и возможности посмертного спасения.

      Вывод же, который делает Кирилл Туровский  из своих рассуждений, однозначен- каждый человек должен крепить  свою душу и изгонять телесные 

8

искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.

      Поэтому  монастырь, в понимании Кирилла  Туровского, -это идеал, образец земного  существования, единственное место, где человек может справиться  с дьявольскими искушениями. Более  всего Кирилл Туровский 

прославляет Киево- Печерский монастырь и его игумена Феодосия Печерского, говоря,что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех.  Но, если вспомнить, поучения преподобного Феодосия были направлены прежде всего к монашеской братии и к киевским князям. Кирилл Туровский  идет дальше — он формулирует «Печерский идеал» как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

      Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц — исторические: Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский... При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраамий Смоленский.(3,с.87-95)

  2.1.6.В XI в. начинается активное движение за общецерковную канонизацию князя Владимира Святославовича и княгини Ольги.

    В очень непростой  ситуации происходила канонизация  сыновей Владимира- князей-братьев Бориса и Глеба. Культ Бориса и Глеба имел важное государственно- политическое значение — святыми были признаны князья-братья, принявшие мучительную смерть,но не  поднявшие руку на старшего брата. Тем самым освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии.

  

 

9

   Таким образом, мученическая  смерть Бориса и Глеба становилась  одним из первых примеров христианского  благочестия и смирения в Киевской  Руси,означавшим, что нравственные  идеалы, проповедуемые христианством,нашли  полный отклик в сердцах русских  людей. Более того, поведение Бориса  и Глеба во время братских  междоусобиц становилось образцом  христианского поведения вообще,ибо  именно они,погибшие,но не преступившие  Христовых заветов любви и  смирения, были признаны 

святыми,и ,следовательно, обрели надежду на вечное спасение. И недаром неизвестный автор «Сказания о Борисе и Глебе» восклицает: «Не знаю... какую похвалу воздать вам, и недоумеваю,и не могу решить,что сказать? Нарек бы вас ангелами,ибо без промедления являетесь всем скорбящим...»

Информация о работе Культура Древней Руси