Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:21, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы всестороннее изучить и обобщить основные моменты в развитии и становлении культуры Древней Руси.
Задачи, выполняемые в ходе работы:
познакомиться с произведениями культуры Древней Руси;
изучить характерные черты древнерусской культуры;

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………………………(стр.3-4).
2.Цивилизационное значение крещения Руси………………………………..(стр. 4-15).
2.1.Развитие письменности и письменной культуры,литературы.(стр.4-10 ).
2.1.1.Кирилло – Мефодиевская традиция…….…………………………(стр.4-5 ).
2.1.2.Десятинная церковь………………………………………………….…………(стр.5 ).
2.1.3.Митрополит Илларион. Иаков-мних……………………………….(стр.5-6 ).
2.1.4.Федосий Печерский…………………………………………………………(стр.6-7 ).
2.1.5.Кирилл Туровский ………………………………………………………………(стр.7 ).
2.1.6.Культ Бориса и Глеба………………………………………….………………..(стр.8 ).
2.1.7. «Слово о полку Игореве»……………………………………………..(стр.9-10).
2.2.Расцвет русской иконописи………………………..………………………….(стр.10-11 ).
2.3.Древнерусское зодчество…………………………………………………….(стр.11-13 ).
2.4.Прикладное искусство Ремесла …………………………………….…….(стр.14-15 ).
3.Духовная жизнь Руси...…………………………………………………………………(стр.15-20 ).
3.1.Пеподобный Сергий Радонежский………………………………………(стр.15-19 ).
3.2.Андрей Рублёв……………………………………………………………………..(стр.19-20 ).
4.Зключение……………………………………………………………………………………..(стр.21 ).
5.Список использованной литературы ………………………………………………(стр.22).

Файлы: 1 файл

SEMESTROVAYa_kulturologia.docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

      Немаловажным  условием «высокого жития» были  идеи смирения и любви. И Сергий  Радонежский всей своей жизнью  доказывал окружающим- жизнь можно  устраивать только добром и  любовью,ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

     Необходимой  составляющей « высокого жития»  являлась идея «внутренней» духовной  свободы как высшей степени  свободы вообще. В основе этой  идеи лежат слова Иисуса Христа: « И познаете истину, и истина  сделает вас свободными» Развитая  впосдедствии в трудах отцов  церкви идея «внутренней свободы»  получила свое яркое воплощение  в жизни и деятельности преподобного  Сергия Радонежского.

      Суть этой  идеи в следующем. Человек под  действием благодати Святого  Духа способен познать Божию  истину и вступить на путь  спасения. Познание истины убеждает  человека в бессмысленной суетности  мирских  забот, но, одновременно, многократно  укрепляет его духовные силы. Следовательно, овладевший истиной  человек оказывается свободным  по отношению к 

18

окружающему миру и ко злу, которое наполняет этот мир . Более того, он начинает противостоять злу.

      Ещё одно  из условий «высокого жития» -  и для отдельного человека, и  для монастырской обители, и для  общества в целом — преподобный  Сергий видел в единомыслии.

      Единомыслие  для отдельного человека- это  единство души, полностью посвященной  служению Господу. Для обители  — это единство помыслов и  действий всех иноков, которые  своим подвигом умножают Христову  Любовь на земле и подают  пример остальным людям. Для общества- эта идея единства Руси, благодаря  которому Русь только и может  спастись.

И совсем не случайно то,что обитель , основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троицы единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви.

      Вполне  естественно,что стремление к  «высокому житию» предполагало  и некие определенные способы  познания Божиего Промысла. И  в этом смысле Сергий Радонежский  большое значение придавал мистическому  познанию.  Как свидетельствует  «Житие Сергия Радонежского», богоявления  троицкому игумену совершались  неоднократно.Чаще всего — во  время молитвы. Наиболее яркое  и значимое из них _ явление  Божией Матери, Которая в ответ  на молитву преподобного Сергия  обещала Своё покровительство  устроенной им обители. Сам факт  видения преподобному Сергию  Радонежскому Божией Матери —  это первое свидетельство явления  Богородицы русскому иноку. Позднее  в этом видели явный божественный  знак того, что Господь стал  уделять Руси, и именно Московской  Руси, своё особое покровительство.

      Преподобный  Сергий Радонежский стал подлинным  «светильником» для современников  и потомков- человеком, сумевшим  подчинить всю свою 

19

жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом,сколько образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца» , как его называли, выглядит и парадоксальным — всю жизнь он бежал общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV столетиях. Вскоре после смерти , в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован,а позднее почитался как небесный

покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.(2,с.64,97-99)

   

      3.2 А столь  великое внимание уделяемое преподобным  Сергием Радонежским идее Святой  Троицы, нашло своё выражение  в иконописных трудах Андрея  Рублёва. Андрей Рублёв написал  икону «Святая Троица» около 1411 года по заказу Троицкой обители, возможно ,для первой деревянной  часовни, построенной над могилой  Сергия Радонежского. Из всех  икон созданных Рублевым, «Троица»- наиболее совершенная. Это подлинный  шедевр начала XV века. Сюжет «Троицы»  взят из книги»Бытия». Старцу  Аврааму и его жене Сарре  явились три загадочных странника. Так предстал перед библейским  патриархом единый Бог. Путники  предсказали бездетной паре скорое  рождение сына Исаака.  В иконографической  традиции путников стали изображать  в виде ангелов. Из сюжета своей  иконы Рублев убрал все лишнее  и второстепенное. Единство трех  ангелов в «Троице» выявляется  прежде всего через композицию, Ангелы словно заключены в  круг, который замыкается на нескольких  уровнях. Такой 

 

20

незримый круг можно очертить поверх нимбов и крыльев, в такой круг замыкаются взгляды и руки, подножия сидений и стопы ангелов, сидящих

слева и справа. И , наконец, круговое движение сосредотачивает все взгляды  на чаше, стоящей посреди стола. Мастерство иконописца в «Троице» соединило материальное и духовное,безусловно,отдавая приоритет последнему.

      Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать и о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда — изумительная архитектурность нашей религиозной живописи; подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении:

каждая икона имеет свою особую, внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова. (5,с.46-48)

 

 

21

Заключение

Таким образом, мир духовной культуры Древней Руси был миром  традиций, обрядов, канонов – сначала языческих, потом православных. Я считаю переход к последним не очень прост. Драматический и противоречивый , он определил особый тип древнерусской духовности, наложивший отпечаток на всю русскую культуру последующих эпох. Язычество являлось не просто религией, но формой закрепления опыта народной религии на протяжении тысячелетий. Родоплеменные отношения, соответствующие им нравы и представления о правилах жизни отражались в языческих верованиях и обычаях. По моему мнению для утверждения новой религии с ее представлениями о человеке и нравственности потребовалось преодолеть не просто язычество, но древнюю традиционную культуру.

Широкие мирные связи с Востоком и Западом сделали Русь активной участницей той общей культуры Старого Света, которая складывалась в средние века, пренебрегая феодальными рубежами.  
Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую пору татаро-монгольского ига и сохранить неисчерпаемые силы для преодоления последствий иноземного господства.

В процессе наметившегося феодальног дробления Древнерусского государства создались новые культурные центры.Но при всём своеобразии местных оттенков русской культуры сохранилось её единство.

 

 

 

 

 

22

Список использованной литературы.

[1] Трубецкой Е. Умозрение в красках.Три очерка о русской иконе.М.,1991.

[2] Лихачев Д.С. Великое наследие.М.,1975 .

[3] История русской литературы X-XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980.

[4]  Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001.

[5]  Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI-XVI вв. Л.,1971.

[6]Перевезенцев С.В. Россия Великая Судьба. М.,2006.

(7) https://ru.wikipedia.org/wiki.


Информация о работе Культура Древней Руси