Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 06:29, курсовая работа
С глубокой древности живший в сибирских лесах, степях и на побережье Байкала народ создавал свою неповторимую культуру: фантастические рассказы, легенды, предания, сказания, мифы, песни и героический эпос – улигеры, которые переносят слушателя в мир далеких предков. В этих поэтических творениях устного творчества до нас дошли элементы довольно полно сохранившейся архаичной культуры давно исчезнувших поколений.
Введение 2
1. Самые древние обитатели Прибайкалья 3
2. Культура народов, населявших Прибайкалье в средние века 6
2.1 Курыканы 6
2.2 Тофалары (курагасы) 7
2.3 Эвенки (тунгусы) 10
3. Буряты – самая многочисленная древняя народность Прибайкалья 13
3.1 Формирование бурятской народности и материальная культура бурят 13
3.1.1 Традиционное хозяйство: скотоводство, земледелие, собирательство, охота 14
3.1.2 Быт, ремесла как составляющие культурного наследия бурят 20
3.2 Духовная культура бурят 24
3.2.1 Религиозные верования бурят 24
3.2.2 Традиционные и обрядовые праздники 26
3.2.3 Песни, танцы, игры, пришедшие к нам из глубокой древности 31
Заключение 33
Список литературных источников: 34
По мнению исследователей, древнее происхождение имеет один из наиболее популярных бурятских танцев – «Ехор»; «...танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях, почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут... Когда его танцуют, то приходят в возбужденное состояние, как бы в некоторый экстаз. Без этого танцевать его трудно, утомительно...»33 До сих пор этот древний танец распространен в Прибайкалье повсеместно.
Танцевальное искусство бурятского народа - это не только прошлое, не только наследие, но и живое настоящее, развивавшееся на всех этапах истории, включая и советский период. Об этом ярко свидетельствуют успехи, достигнутые в национальном балете, а также в хореографических постановках Бурятского ансамбля песни и танца «Байкал», многих профессиональных и самодеятельных танцевальных коллективов, число которых возрастает с каждым годом.
История и культура тесно связаны друг с другом и отношением людей к прошлому, настоящему и будущему. Изучение современного развития российского общества требует знания его истории. Оценки прошлого, настоящего и будущего формируют культурно-историческую ориентацию общества и его личностей. Роль истории и культуры в наше переломное время заключается, в конечном счете, в изменении направления ценностных ориентаций российского общества.
В настоящее время идет борьба за возврат к прошлым установкам в оценке культурно-исторического развития нашего общества. И в этой борьбе большое место занимает отношение к прошлой истории и к культурному наследию; оно во многом определяет наше будущее. В этом и смысл, и необходимость глубокого изучения истории общества и его культуры.
Прошлое - это не просто то, что было, это часть настоящего. В форме социальной памяти оно занимает в нашем обществе огромное место, особенно в виде явлений материальной и духовной культуры. Таким образом, роль прошлого в современности четко осязаема, она является частью общественного бытия. Углубление понимания роли прошлого для современности важно потому, что оно лежит в основе социальной памяти, формирующей культурно-историческое самосознание.
Представляется важным выявлять роль традиционно-бытовой культуры в формировании профессиональной культуры, их взаимосвязанность, особенно в сфере мировоззрения, народных знаний и представлений.
Границы между материальной и духовной сферами культуры в жизни народов Прибайкалья весьма расплывчаты, размыты. При изучении явлений материальной культуры следует обращать внимание и на те функции, которые отражают духовные стороны жизни людей. Иначе мы получим неполное или даже неверное представление о степени этничности культуры того или иного народа.
1 Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Прибайкалья. Улан-Удэ, 2002, с.28-37
2 Там же
3 Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Прибайкалья. Улан-Удэ, 2002, с.28-37
4 Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Прибайкалья. Улан-Удэ, 2002, с.42-47
5 Там же
6 Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Прибайкалья. Улан-Удэ, 2002, с.47-50
7 Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Прибайкалья. Улан-Удэ, 2002, с.50-51
8 Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность. Улан-Удэ, 2004. С. 26, 28, 42.
9 Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков: Новосибирск: Наука,1999, с.12-30
10 Историко-культурный атлас Бурятии./ Правительство Республики Бурятия; Администрация АБАО; Администрация У-ОБАО; Науч. ред. Н. Л. Жуковская. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2002, с. 16
11 Батуева И.Б. История развития хозяйства Байкальских бурят /И.Б.Батуева.-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ,1999, с. 78-80
12 Батуева И.Б. История развития хозяйства Байкальских бурят /И.Б.Батуева.-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ,1999, с. 82-83
13 Батуева И.Б. История развития хозяйства Байкальских бурят /И.Б.Батуева.-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ,1999, с. 88-91
14 Жаргалов Дамба. Сказания об охотах облавных.- Улан-Удэ:Бурят. Кн. Изд-во, 1984, с.8
15 Жаргалов Дамба. Сказания об охотах облавных.- Улан-Удэ:Бурят. Кн. Изд-во, 1984, с.11
16 Жаргалов Дамба. Сказания об охотах облавных.- Улан-Удэ:Бурят. Кн. Изд-во, 1984, с. 25-35
17 Жаргалов Дамба. Сказания об охотах облавных.- Улан-Удэ:Бурят. Кн. Изд-во, 1984, с. 68-72
18 Жаргалов Дамба. Сказания об охотах облавных.- Улан-Удэ:Бурят. Кн. Изд-во, 1984, с. 81-89
19 Басаева К. Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 2004, с.23-24
20 Там же
21 Басаева К. Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 2004, с.45-46
22 Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Прибайкалья. Улан-Удэ, 2002, с.82
23 Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Прибайкалья. Улан-Удэ, 2002, с.85
24 Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 2000, с.12-15
25 Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 2000, с. 18-23
26 Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 2000, с. 30-32
27 Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. с.112
28 Галданова Г.С. Сагаалган древний народный праздник монголов и бурят.- В кн.: Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Ч.1. М., 1999, с.14,19,27
29 Галданова Г.С. Сагаалган древний народный праздник монголов и бурят.- В кн.: Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Ч.1. М., 1999, с.14,19,27
30 Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. с.88,93,118-120
31 Дашиева Н. Бурятские Тайлаганы. - Улан-Удэ: изд. полигр. комплекс ВСГАКИ, 2001, с.27-30
32 Герасимова К.М. Традиционная культура бурят: Уч. пособие. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000, с.124-126
33 Манжигеев И.А. Бурятский ёхор. - Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 2005, с. 10