Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:52, контрольная работа
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины.
1.Культура Греции классического периода……………………………………..3
2.Культура Греции эпохи эллинизма…………………………………………...12
Список использованных источников…………………………………………...18
Содержание
1.Культура Греции классического периода……………………………………..3
2.Культура Греции эпохи эллинизма…………………………………………...12
Список использованных
источников…………………………………………...
Культура Греции классического периода.
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины.
Политической базой
развития культуры служила прежде всего
полисная демократия, достигшая в Афинах самой совершенной
формы. Основы ее были заложены реформами
Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (508—507 гг.
до н. э.). Согласно нормам этой демократии,
каждый свободнорожденный становился
гражданином полиса. Высшая власть в Афинах
в V в. до н. э. принадлежала народному собранию,
на котором могли присутствовать все афинские
граждане из городов и деревень Аттики.
Собрание принимало законы, решало вопросы
войны и мира, распоряжалось казной Афин
и морского союза, избирало стратегов
и других высших должностных лиц. И хотя
доступ в число афинских граждан был строго
ограничен, нигде в древнем мире в управлении
государством и в общественной жизни не
участвовало так много людей, как в Афинах.
Это была первая в мире демократия, где
власть принадлежала собранию свободныхграждан.
Человека, который думал только о своей,
частной, пользе, пренебрегал интересами
города и не считался с мнением городского
собрания, афиняне называли «идиот», что
означало человек единичный, обособленный.
В дальнейшем это слово приобрело ярко
выраженный негативный смысл.
V век —
период правления в Афинах Перикла (ок.
490—429 гг. до н. э.). Это был выдающийся государственный
деятель, целиком посвятивший себя служению
государству и народу. Вознесенный на
вершину славы, он оставался верен своим
основным принципам — умеренности и сдержанности.
При нем Афины достигли наивысшего могущества,
а Аттика превратилась в самую свободную
и процветающую страну Эллады. С именем
Перикла связан также небывалый расцвет
греческого искусства, утверждавшего
достоинство и величие человека и гражданина.
Греческая
философия классического периода обратилась
к вопросам вечным и имеющим всемирное
значение — о предназначении человека,
сущности бытия, отношениях человека с
миром бытия и с богами и т. д.
В классический
период науке и искусству придавали серьезное
значение в воспитании полноценного гражданина.
Ученых уже не удовлетворяло представление
о материи как о чем-то едином и неделимом.
Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец),
неделимых частиц материи Демокрит (ок.
470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости).
Он считал, что в мире нет ничего, кроме
атомов и пустоты. Все атомы неизменны,
неделимы, но атомы различных тел отличаются
формой и размером, когда одинаковые атомы
встречаются, образуются тела. По мнению
Демокрита, нет явлений без причины: природа
и история не имеют цели, но все события
обусловлены. Материя вечна и ее возникновение
не нуждается в объяснении — объяснять
надо только изменения, а это возможно
без привлечения веры в богов.
Если Демокрит признавал объективный
характер познания, то другое философское
направление, возникшее в тот же период,
утверждало, что истин может быть столько
же, сколько существует людей. Представители
этого направления— софисты, учили доказывать
любое положение. Для них характерны умение
находить противоречия в устоявшихся
представлениях, включая религиозные,
и интерес к законам человеческого мышления.
Наиболее известным софистом был Протагор
(480—415 до н.э.), утверждавший: «Человек
есть мера всех вещей». Из среды софистов
вышел Сократ (469—399 до н.э.), (см. приложение
рис. 2) однако он утверждал, что существуют
абсолютные истины, абсолютные этические
ценности, но ими владеет только бог. Основой
человеческого существования и развития
знания Сократ считал разум. Он не оставил
трудов, но его философско-этические взгляды
известны по сочинениям его ученика Платона
и описаниям историка Ксенофона. Сын каменщика,
невзрачный, малого роста, он был властителем
дум не только в своей школе «сократиков»,
но и во всем греческом мире. Главными
темами его размышлений были добро, красота,
истина, самопознание. Он учил людей руководствоваться
в своем поведении этими ценностями и
не позволять животным инстинктам преобладать
над голосом совести, достоинством, верностью,
человеколюбием, разумом. Он подчеркивал,
что человек ответствен не только за себя,
но и за других. Человек, по Сократу, может
противопоставить богам дружбу, справедливость,
любовь, порядочность, долг и соответственно
вести себя, не считаясь с предначертаниями
судьбы. Сократ разработал метод проведения
беседы, где истина или решение моральной
проблемы отыскивается путем столкновения
противоположных мнений. Этот метод он
назвал искусством майевтики, или родовспоможения
(помогать родиться истине).
В возрасте
70 лет Сократ был обвинен в неуважении
к богам, нравственном развращении юношества,
в пренебрежении к демократии. Суд приговорил
его к смерти. Друзья подготовили побег,
но Сократ отказался его осуществить.
Он считал, что законы следует исполнять
и что его смерть будет для судей высшим
наказанием за столь несправедливый приговор.
Древнегреческую
медицину прославил врач Гиппократ (ок.
460 — ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой
дальнейшего развития медицины. Целостность
организма, необходимость индивидуального
подхода к больному и его лечению — вот
те принципы, которые отстаивал Гиппократ.
Он создал учение о причинах болезни (этиологии),
прогнозе, темпераментах и др. Был образцом
этического поведения — считается, что
он — автор текста кодекса древнегреческих
врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс
стал основой обязательств, которые принимают
врачи во многих странах при начале врачебной
практики.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами
стали трагедия и комедия. Театр под открытым
небом, вмещавший почти все мужское население
города, был важной сферой общественной
жизни Афин. Греческая драма составила
эпоху в истории мирового театра. В ней
всегда присутствует тема судьбы, именно
судьба разрешает все коллизии и дает
на них ответ в последней инстанции. Эсхил,
Софокл и Еврипид написали более трехсот
произведений и заложили основы греческой
литературы и драматургии. Из этого наследия
до нашего времени дошли лишь 33 произведения.
Первым
великим греческим драматургом был Эсхил (ок. 525— 456 гг. до н. э.).
Участник сражения греков с персами при
Марафоне, он показал трагическое поражение
греков в этой войне в драме «Персы». В
своих драмах Эсхил развивает тему ответственности
человека перед богами. Нарушает ли человек
предначертания и волю богов, или гордость
мешает ему смириться перед ними, — в любом
случае его ожидает неизбежное возмездие.
Бессмертные боги не прощают человеку
свободолюбивых порывов. Перед судьбой
нужно только смириться. И человек принимал
неизбежный приговор судьбы. Это не был
призыв к покорности и пассивности. Это
был призыв к мужественному осуществлению
своей неотвратимой судьбы. Героизмом,
а вовсе не смирением проникнуты драмы
и трагедии Эсхила. В «Прометее» драматург
показал дерзкий бунт против бога: Прометей
украл у богов огонь, чтобы принести его
смертным людям; Зевс приковал Прометея
к скале, где орел ежедневно клевал его
печень. Но ни Зевс, ни орел не могут победить
сопротивления Прометея: ведь люди овладели
огнем в своей земной жизни. Особое место
в творчестве Эсхила занимает «Орестея».
Это трилогия о мести и искуплении: гомеровский
герой Агамемнон убит своей женой и ее
любовником; сын и дочь мстят убийцам.
Преступление должно караться, от неизбежной
судьбы убийцы уйти не могут. Он ввел второе
действующее лицо и тем самым оживил драму,
сделал ее более динамичной, интересной,
с его именем связано также применение
декораций, масок.
Тема неотвратимой
судьбы занимает большое место и в творчестве
другого греческого трагика — Софокла
(497—406 до н.э.). Прекрасно показывая борьбу
свободной человеческой воли против несправедливости
слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие
человека, неизбежность уготованной ему
участи. Наиболее известны трагедии Софокла
о легендарном царе Эдипе (см. приложение
рис. 9). Софокл ставит в своих трагедиях
вечные проблемы: отношение к религии
(«Электра»), свободная воля человека и
воля богов («Царь Эдип»), интересы личности
и государства («Филоктет»). Если у Эсхила
пружиной действия было столкновение
божественных сил, определяющих человеческую
судьбу, то Софокл ищет ее внутри человека
— в мотивах его поступков, в движении
человеческого духа. Он уделяет особое
внимание психологической разработке
характеров своих персонажей. Софокл не
подвергает сомнению божественное установление
и его значимость для человека. Он, как
и Эсхил, подчеркивает, что все совершается
по воле Зевса, или рока. Но человеческое
участие в осуществлении этой воли выражено
здесь активнее. Человек сам ищет пути
к ееисполнению.
Творцом
психологической драмы был Еврипид (ок.
480—406 до н.э.). Основной конфликт в его
произведениях — борьба рассудка и страстей,
которые так же неотвратимо, как и судьба,
приводят человека к гибели («Медея» и
«Федра»). В трагедиях Еврипида появляется критический
взгляд на мифологию как основу греческой
религии. Они полны филиппик против богов,
а богам отводится по большей части неблаговидная
роль: они бессердечны, мстительны, завистливы,
лживы, они воруют, совершают клятвопреступления,
они допускают страдания и смерть невинных.
Еврипида занимает не устройство мироздания,
а судьба человека, его нравственный путь.
Среди произведений Еврипида особенно
выделяются знаменитые трагедии с ярко
выраженной психологической направленностью,
обусловленной интересом драматурга к
личности человека со всеми ее противоречиями
и страстями.
Великолепным комедиографом
был Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н.э.),
придавший комедии политическую
остроту и злободневность («Мир»,
«Всадники», «Лисистрата» и др.). Аристофан
использовал комедию как политическое оружие:
подвергал критике все стороны общественной
жизни, политику, искусство, повседневные
конфликты. Комедии Аристофана (ок. 445—385
гг. до н. э.), над которыми в конце V в. до
н. э. смеялась вся Греция, — смелая сатира
на современное ему общество. Аристофан
высмеивает воинственный дух («Ахарняне»,
«Всадники»), завоевательские походы афинян
(«Вавилоняне»), а также городскую жизнь
с ее торгашеским духом и фетишем денег,
стремлением к безделью и мнимым политическим
правам.
В V в. до н.э. активно развивается греческая
историография. Еще древние называли Геродота
(484—430 до н.э.) «отцом истории». В отличие
от логографов, у которых отсутствовала
четко выраженная основная идея повествования,
он написал законченное, прекрасно изложенное
произведение — «Историю», основным сюжетом
которой были греко-персидские войны.
Он подробно описал войну греков и персов
и историю народов всего восточного Средиземноморья
этого времени. В своих блестящих повествованиях
с глубоким историческим анализом событий
он вышел далеко за рамки греческого мира
и стал родоначальником мировой исторической
науки.
Величайшим историком
Высшим достижением эллинского духа считается классическая пластика. В скульптурах гениальных мастеров того времени воплощен идеал гармоничного человека, который изображается во всем совершенстве своей физической и нравственной красоты. В его спокойном величии нет подавляющей силы, но ощущается гордое сознание своего достоинства (статуи скульпторов Мирона и Поликлета). Образный смысл греческой статуи удачно выражен Софоклом: «В мире много сил великих, но сильнее человека нету в мире ничего».
Главной задачей искусства V в. до н.э.
было правдивое изображение
В это время расцвета достигает реалистическая
скульптура, выполнявшаяся в основном
из мрамора (который, как и в архаическую
эпоху, раскрашивали) и бронзы. Монументальность,
стремление к гармонии, пропорциональности,
созданию идеальных образов и людей отличают
творчество великих скульпторов V в. до
н.э. Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос»
для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма
в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета
(статуя Геры, выполненная из золота и
слоновой кости), «Дорифор» («Копьеносец»,
Раненая амазонка»). В лицах статуй начинают
отражаться чувства и внутренний мир,
хотя остается еще идеал скульптурного
образа спокойствия («олимпийского») и
красоты.
Идеал
красоты обнаженного здорового тела распространился
и в жизни — греки занимались гимнастикой,
следили за личной гигиеной, волосами,
делали прически и т.д. Особенно культивировали
образ атлета, выступавшего на состязаниях
обнаженным. Но женщины изображались в
одеждах вплоть до IV в. до н.э.Среди греческих
живописцев V в. до н.э. следует отметить
Полиглота и Аполлодора, которому приписывается
открытие игры светотени, умение давать
перспективу. Их живопись до нас, к сожалению,недошла.
Основной,
дошедший до нас, памятник живописи этого
периода - прекрасная вазовая роспись,
продолжавшая реалистические традиции
архаической эпохи.
V в. до н.э. ознаменовался
великолепными архитектурными
В этот период достигли расцвета древнегреческие
города, сложилась система регулярной
планировки (разбивка города прямоугольной
сетью улиц, комплексная застройка
жилых кварталов домами одинаковой
величины), которую связывают с именем
архитектора Гипподама из Милета.
Основным
типом общественного здания по-прежнему
оставался храм. Греческая архитектура
классического периода развивала и совершенствовала
тип храма, сложившийся в зодчестве архаики.
Формы храмов V в. до н. э. отличались удивительной
четкостью конструкции и исключительной
гармонией пропорций. В первой половине
V в. до н.э. были созданы наиболее значительные
памятники дорийского стиля, величественные
храмы в городе Посейдония (Южная Италия),
храм Зевса в Олимпии.
Особое
место в истории античной архитектуры
занимает комплекс сооружений на Афинском
Акрополе (см. приложение рис. 11). Разрушенный
персами в 480 до н.э., он заново отстраивается
на протяжении всего V в. под общим художественным
наблюдением скульптура Фидия. В строительстве
принимали участие выдающиеся зодчие
того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл
и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной
древнегреческой архитектуры, символом
эпохи наивысшего расцвета и могущества
Афин. Парадным входом в Акрополь служили
Пропилеи, сооружение, отличавшееся строгостью
и ясностью форм. Слева к портику Пропилеи
примыкала пинакотека — картинная галерея,
а справа на естественном выступе скалы
стоял небольшой удивительно стройный
и изящный храм Ники. Сразу за Пропилеями
возвышалась огромная статуя Афины-воительницы.
Золотое копье в ее руке служило маяком
для подплывавших к Пирею судов. Центральное
место в ансамбле Акрополя занимал Парфенон
— храм Афины-Девы. В его главном помещении
— целле — стояла знаменитая статуя Афины-Девы,
выполненная Фидием из слоновой кости
и золота (см. приложение рис. 12) . Скульптурный
ансамбль Парфенона — одно из величайших
творений мирового искусства. На восточном
фронтоне запечатлена сцена рождения
богини из головы Зевса, на западном —
спор Афины и Посейдона за господство
над Аттикой. На метопах изображены эпизоды
греческой мифологии. Гениальным творением
Фидия признан рельефный фриз, на котором
изображено торжественное шествие на
Акрополь. Композиция фриза поражает идейной,
тематической и ритмической цельностью.
Творчество Фидия — вершина греческой
классики. Его произведения воплощают
величие человека-гражданина, в котором
физическая и нравственная красота слиты
воедино. Скульптурные украшения Парфенона
органически связаны с архитектурой храма.
Зодчество и скульптура выступают здесь
как равноценные составляющие, дополняя
и обогащая друг друга. Таким образом греческие
мастера V в. до н. э. успешно решили одну
из величайших проблем искусства, которая
во все эпохи стоит перед архитекторами
и скульпторами, — проблему синтеза архитектуры
и скульптуры. Именно в этом отличие искусства
Греции от искусства Древнего Востока,
где монументальное зодчество подчинило
себе скульптуру.
В
то время в архитектуре Афин в связи с
повышением их политической роли появляется
тенденция к выработке единого панэллинского
(общегреческого) стиля архитектуры. Два
ордера или совмещались в одном и том же
сооружении, или пропорции дорического
стиля облегчались, придавая им большее
изящество, как в Парфеноне. Прекрасно
найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных
деталей, великолепное сочетание архитектурного
и скульптурного убранства — все это делает
Парфенон одним из шедевров не только
греческой, но и мировой архитектуры.Недалеко
от Парфенона в ионическом стиле был построен
другой великолепный храм афинского Акрополя
— Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.Греческая
культура достигла в классический период
совершенства. Ее творения стали предметом
восхищения всего мира. Сила Геракла, очарование
прекрасной Елены, гнев Зевса, хитроумие
Одиссея, мужество Ахилла, проворство
Гермеса, красота Афродиты вошли в мировую
культуру, живут неувядаемыми образами
в наши дни и, видимо, будут жить вечно.