Культура Греции классического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины.

Содержание работы

1.Культура Греции классического периода……………………………………..3

2.Культура Греции эпохи эллинизма…………………………………………...12

Список использованных источников…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

культорология.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Источником познания философы эпикурейской школы считали  чувственное восприятие. Они признавали справедливым стремление человека к физическим и духовным радостям и считали, что человек, преодолевая страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в жизни. Индивидуалистический характер этой философии проявился, в частности, в отказе от участия в политической жизни. Эпикур был также зачинателем этики гедонизма. Каждый пришедший в сад Эпикура мог рассчитывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепешку и кружку разбавленного вина.

Вторая система —  стоицизм — была создана Зеноном (ок. 336— 264 до н. э.), жившем в Китионе на Кипре. Идеал добродетели (аретэ) стоиков — в независимости желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является апатия, бесстрастие. Мудрец должен повиноваться только разуму, поступая так, он следует природе, т.е. мировому разуму, который стоики отождествляли с огнем. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга. Эпикурейскому принципу удовольствия стоики противопоставили принцип добродетели, презирающей удовольствие. Они считали, что потребности заслуживают только презрения, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий - он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.

В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Антисфеном (450 — ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель цивилизацию и вернуться в лоно природы.

Созданная Пирроном (ок. 360 — ок. 270 гг. до н. э.) школа скептиков  придерживалась мнения, что окружающий мир непостижим и осмыслению не поддается. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абстрагироваться от воздействия внешнего мира.

Несмотря на некоторые  различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и скептиков  очевидна. Они сводятся к отстранению  человека от треволнений жизни, к  проповеди пассивности и конформизма.

Для позднеэллинистической  философии характерна еще одна черта  — религиозный уклон. Уже мировой  разум стоиков выдает свою теологическую  природу. В дальнейшем религиозные  тенденции в философии выступают все яснее.

Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя, характерного для некоторых древневосточных обществ. Греко-македонские монархи сделали этот культ общим. Царствующие монархи и их жены признавались богами, в их честь воздвигались храмы, им оказывались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии — культ судьбы. Старое греческое представление о слепых силах общества и природы, стоящих над человеком, значительно модифицируется — судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм — смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

Формированию эллинистической  культуры во многом способствовало распространение  греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

В эллинистическую эпоху  строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов  осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимназии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки. Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях (как частных, так и общественных). Стены зданий украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.

В эллинистический период появляются и такие специфические  сооружения, как знаменитый Фаросский  маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

В эпоху эллинизма  продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. Наиболее значительные произведения: рельефы Пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос («Венера Милосская»), «Ника Санофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена.

Вспомним статую богини победы — Ники Самофракийской (190 г. до н. э.). Могучая и величавая, в  развевающейся от ветра одежде, она  представлена в неудержимом движении вперед. Выдающимся произведением эллинистического искусства является гигантский фриз Пергамского алтаря (180 г. до н. э.), на котором изображено сражение богов с восставшими против них титанами. Беспредельная мощь ощущается в фигуре сражающегося Зевса. Грозная решимость во властном жесте Афины, повергающей на землю гиганта Алкиноя. В рельефе Пергамского алтаря нашел отражение целый мир человеческих чувств. Это произведение — один из шедевров мирового искусства.

Последний значительный памятник искусства эллинизма —  скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его  сыновей (40 г. до н. э.). Трагическая сцена показана с виртуозным мастерством. Лаокоон борется с чудовищами, тело его напряженно изогнуто, голова запрокинута в смертельной муке, в глазах — нестерпимое страдание (см. приложение рис. 8).

В 290 г. до н.э. жители Родоса в память о победе над македонским царем в 304 г. до н.э. возвели у входа в Родосский порт бронзовую статую (высотой 35 м) бога солнца Гелиоса — Колосс Родосский, которая была признана одним из семи чудес света. Лицо и корона бога были позолочены. Спустя 58 лет статую разрушило землетрясение.

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Классицизм воспринимал эллинизм как самое  совершенное выражение греческого духа. Именно в этот период, когда  в результате завоеваний Александра Македонского рождалось понятие ойкумены, греческий дух прорвал национальные границы, культура Эллады вышла за пределы греческого мира и стала той основой, на которой начала развиваться европейская культура.

Классический мир Греции завершил своё существование почти 1,5 тыс. лет назад. И когда мы говорим о ранней, Классической Греции, имеем в виду людей, живших свыше 2,5 тыс. лет назад. Люди античности отделены от современной жизни колоссальным количеством времени. Тем не менее, так много из изобретённого и созданного ими сохранилось до наших дней, что подчас они кажутся менее далёкими, чем наши современники из неродственных культур. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что античные греки заложили основы западноевропейской цивилизации и культуры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 
          1.Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003

 

2.Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры – М.: Изд. Дом «NOTA BENE», 2000

 

3.История древней Греции: Учеб./Ю.В.Андреев, Г.А.Кошеленко, В.И.Кузищин, Л.П.Маринович; под ред. В.И.Кузищина – М.: Высш. шк.; 2000

4.Боннар Андре Греческая цивилизация/Пер. с фр. О.В.Волкова, ред. и предисл. Ф.А.Петровского. – М.:Искусство, 1992

 

5.Большая книга знаний/П.Барди, А.Дуэ, Б.Кьярелли и др.;Пер. с англ. М.Смирновой и др.; Пер. с нем. Е.Приказчиковой и др. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001

 

6,Большая школьная энциклопедия «Руссика». История древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002




Информация о работе Культура Греции классического периода