Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:52, контрольная работа
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины.
1.Культура Греции классического периода……………………………………..3
2.Культура Греции эпохи эллинизма…………………………………………...12
Список использованных источников…………………………………………...18
Источником познания философы эпикурейской школы считали чувственное восприятие. Они признавали справедливым стремление человека к физическим и духовным радостям и считали, что человек, преодолевая страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в жизни. Индивидуалистический характер этой философии проявился, в частности, в отказе от участия в политической жизни. Эпикур был также зачинателем этики гедонизма. Каждый пришедший в сад Эпикура мог рассчитывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепешку и кружку разбавленного вина.
Вторая система — стоицизм — была создана Зеноном (ок. 336— 264 до н. э.), жившем в Китионе на Кипре. Идеал добродетели (аретэ) стоиков — в независимости желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является апатия, бесстрастие. Мудрец должен повиноваться только разуму, поступая так, он следует природе, т.е. мировому разуму, который стоики отождествляли с огнем. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга. Эпикурейскому принципу удовольствия стоики противопоставили принцип добродетели, презирающей удовольствие. Они считали, что потребности заслуживают только презрения, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий - он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.
В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Антисфеном (450 — ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель цивилизацию и вернуться в лоно природы.
Созданная Пирроном (ок. 360 — ок. 270 гг. до н. э.) школа скептиков придерживалась мнения, что окружающий мир непостижим и осмыслению не поддается. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абстрагироваться от воздействия внешнего мира.
Несмотря на некоторые различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и скептиков очевидна. Они сводятся к отстранению человека от треволнений жизни, к проповеди пассивности и конформизма.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта — религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии выступают все яснее.
Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя, характерного для некоторых древневосточных обществ. Греко-македонские монархи сделали этот культ общим. Царствующие монархи и их жены признавались богами, в их честь воздвигались храмы, им оказывались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии — культ судьбы. Старое греческое представление о слепых силах общества и природы, стоящих над человеком, значительно модифицируется — судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм — смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.
Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.
В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимназии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки. Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях (как частных, так и общественных). Стены зданий украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.
В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.
В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. Наиболее значительные произведения: рельефы Пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос («Венера Милосская»), «Ника Санофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена.
Вспомним статую богини победы — Ники Самофракийской (190 г. до н. э.). Могучая и величавая, в развевающейся от ветра одежде, она представлена в неудержимом движении вперед. Выдающимся произведением эллинистического искусства является гигантский фриз Пергамского алтаря (180 г. до н. э.), на котором изображено сражение богов с восставшими против них титанами. Беспредельная мощь ощущается в фигуре сражающегося Зевса. Грозная решимость во властном жесте Афины, повергающей на землю гиганта Алкиноя. В рельефе Пергамского алтаря нашел отражение целый мир человеческих чувств. Это произведение — один из шедевров мирового искусства.
Последний значительный памятник искусства эллинизма — скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его сыновей (40 г. до н. э.). Трагическая сцена показана с виртуозным мастерством. Лаокоон борется с чудовищами, тело его напряженно изогнуто, голова запрокинута в смертельной муке, в глазах — нестерпимое страдание (см. приложение рис. 8).
В 290 г. до н.э. жители Родоса в память о победе над македонским царем в 304 г. до н.э. возвели у входа в Родосский порт бронзовую статую (высотой 35 м) бога солнца Гелиоса — Колосс Родосский, которая была признана одним из семи чудес света. Лицо и корона бога были позолочены. Спустя 58 лет статую разрушило землетрясение.
Эпоха эллинизма была
последним, завершающим этапом развития
культуры Древней Греции. Классицизм
воспринимал эллинизм как самое
совершенное выражение
Классический мир Греции
завершил своё существование почти 1,5 тыс. лет
назад. И когда мы говорим о ранней, Классической
Греции, имеем в виду людей, живших свыше
2,5 тыс. лет назад. Люди античности отделены
от современной жизни колоссальным количеством
времени. Тем не менее, так много из изобретённого
и созданного ими сохранилось до наших
дней, что подчас они кажутся менее далёкими,
чем наши современники из неродственных
культур. И сегодня мы можем с уверенностью
сказать, что античные греки заложили
основы западноевропейской цивилизации
и культуры.
Список использованных источников
1.Культурология:
Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф.
А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003
2.Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры – М.: Изд. Дом «NOTA BENE», 2000
3.История древней Греции: Учеб./Ю.В.Андреев, Г.А.Кошеленко, В.И.Кузищин, Л.П.Маринович; под ред. В.И.Кузищина – М.: Высш. шк.; 2000
4.Боннар Андре Греческая цивилизация/Пер. с фр. О.В.Волкова, ред. и предисл. Ф.А.Петровского. – М.:Искусство, 1992
5.Большая книга знаний/П.Барди, А.Дуэ, Б.Кьярелли и др.;Пер. с англ. М.Смирновой и др.; Пер. с нем. Е.Приказчиковой и др. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001
6,Большая школьная энциклопедия «Руссика». История древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002