Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:52, контрольная работа
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины.
1.Культура Греции классического периода……………………………………..3
2.Культура Греции эпохи эллинизма…………………………………………...12
Список использованных источников…………………………………………...18
История Греции в IV в. до н.э. — это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности — экономическую базу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит. Отдельные полисы в IV в. до н.э. пытаются установить свое господство в Греции, но измученные постоянными междоусобными войнами, не обладают достаточной для этого силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония. И, в конце концов в 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю ФилиппуII.
Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н.э. способствовали тому, что люди все сильнее сосредотачивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.
Очень популярной в это время
была киническая школа философии, главными
представителями которой были Антисфен
(ок. 435— 370 до н.э.) и Диоген Синопский (414—323
до н.э.). По мнению киников, конечная цель
человеческих устремлений — добродетель,
она совпадает со счастьем и заключается
в умении избегать зла и довольствоваться
малым, что обеспечивает независимость.
Однако независимость у киников означала
и отрицание культуры, семьи, имущества,
государства, общественных установлений.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся
античных философа — Платон и Аристотель,
оказавшие громадное влияние на дальнейшее
развитие философии, а также христианской
теологии. Платон (429—348 до н.э.) был учеником
Сократа. После смерти учителя он основал
в Афинах собственную школу — Академию,
из которой вышли многие замечательные
философы, и прежде всего Аристотель. Она
просуществовала 200 лет и была закрыта
римским императором Юстинианом.
Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи — лишь копии или отражения мира идей — невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве.
Уделяя большое внимание
проблеме взаимоотношений общества
и личности, Платон предлагал реформировать
клонившийся к упадку полис. Он считал,
что люди родятся неравными телесно,
душевно и духовно. Поэтому каждый
из людей вносит свою лепту участия в дела государственные
и общественные. Основной идеей учения
о государстве является идея справедливости,
создание идеального политического строя.
Государство Платона состоит из сословий
правителей (философов), воинов и так называемого
третьего сословия — крестьян, ремесленников,
торговцев и пр. Каждое сословие должно
заниматься своим делом и в совершенстве
владеть им. Гармоничное сочетание деятельности
сословий и их добродетелей создает, по
мнению Платона, справедливый государственный
строй. Эта социально-политическая утопия,
по сути дела, первая утопия в истории
человечества, во многих отношениях копировала
государственный строй Древнего Египта
(Платон специально посетил Египет).
Однако,
как показала последующая двухтысячелетняя
история философии в Европе, величие философии
Платона состояло не в его государственно-правовой
утопии, а в глубокой разработке всех основных
проблем диалектики мышления. В этой области
Платона следует считать первым предшественником
Гегеля.
Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был
уроженцем Македонии. Его произведения,
дошедшие до нас, посвящены самым различным
наукам: политике, логике, биологии, физике,
механике, ботанике, математике и т.д. Большое
влияние на Аристотеля оказали не только
Платон, но и натурфилософы, особенно Демокрит.
Достижения прежней философии Аристотель
критически переработал, углубил и систематизировал
в своей философской системе. Важным в
учении Аристотеля являются взаимоотношения
формы и материи. Процесс развития выражается
в стремлении материи к становлению, оформлению.
И именно форма является тем началом, которое
придает определенность бесформенной
и мертвой материи. Форма заложена в каждом
существе и предопределяет его развитие,
она неотделима от материи. Аристотель
также разрабатывал учение о природе понятия,
соотношении его с предметом, о методах
мышления, логике. Как и Платон, он сознавал,
что человек может реализовать себя только
в обществе. Конечной целью всех человеческих
поступков он признавал счастье, которое
состоит в осуществлении сути человека
в соответствии с принципом формы. Аристотель
оказал огромное влияние на философские
направления Средневековья и Нового времени.
Его учение, в котором он пытался связать
сильные стороны взглядов Демокрита и
Платона, имело последователей и материалистического,
и объективно-идеалистического направлений.
Сформулированные Аристотелем законы
и принципы элементарной, так называемой
формальной, логики были раскрыты и проанализированы
столь глубоко, что в своей основе формальная
логика более двух тысяч лет существует
в той форме, которую придал ей гений Аристотеля.
Его труд «Аналитика» имеет непреходящее
значение как фундаментальная основа
элементарной логики.
В литературе IV в. до н.э. ведущее место
занимает проза, трагедия в это время переживает
упадок, значительно меняется комедия.
Очень высокого уровня достигает ораторское
искусство, речи Исократа (436—338 до н.э.),
Демосфена (ок. 384—322 до н.э.) долгое время
оставались непревзойденными образцами
литературного мастерства.
Наиболее значительным историком IV в.
до н.э. был Ксенофонт (430—354 до н.э.). Его
лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая
история» отличаются простотой языка
и ясностью изложения, правда, до уровня
Фукидида Ксенофонту подняться не удалось
— его в основном интересуют великие личности,
а не причинно-следственные связи событий.
Греческая
архитектура IV в. до н.э., развивая достижения
предыдущего столетия, обладает рядом
особенностей. В ней преобладают декоративные
начала и самый сложный и изысканный из
греческих архитектурных стилей — коринфский.
Применяются новые композиционные приемы,
в частности, сооружения круглой формы.
Впервые уделяется большое внимание строительству
зрелищных сооружений — театров, которые
строились теперь из прочного материала
— камня. Наиболее известные постройки
— театр в Эпидавре, театр Диониса в Афинах,
мавзолей в Галикарнасе.
Кризис полисной идеологии оказал большое
влияние на развитие греческой скульптуры.
Восхищение доблестями прекрасного и
благородного гражданина, которого изображали
мастера V в. до н.э., сменилось интересом
к человеческой личности. Наиболее прославленные
скульпторы IV в. до н.э. — Пракситель, Скопас
и Лисипп. Изображения богов, воплощающих
идеальную красоту, Пракситель (ок. 390—330
до н.э.) насыщает чисто человеческими
настроениями самых различных оттенков
(«Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий
ящерицу» и др.). Именно он впервые изобразил
богиню Афродиту обнаженной. В отличие
от Праксителя, изображающего легкие,
приятные человеку эмоции, Скопас (2-я пол.
IVв. до н.э.) показывает глубокие чувства,
драматические ситуации.
Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. до н.э. Поликлетом, Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.) делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи («Геракл», «Гермес» и др.) и скульптурные портреты (Сократа, Александра Македонского и пр.), предвосхищая основные художественные принципы эпохи эллинизма.
Культура эпохи эллинизма
Новым рубежом в истории Греции становится
поход на Восток Александра Македонского
(356—323 до н.э.) — сына Филиппа II, подчинившего
себе Грецию. В результате похода (334—324
до н.э.) была создана огромная держава,
простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта
— до современной Средней Азии. Но огромная
держава, созданная силой оружия, распалась
после смерти завоевателя.
В результате долголетней борьбы возникли крупные царства, среди которых важнейшую роль играли Египет, Сирия и Македония. Начинается эпоха эллинизма, эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).
В эпоху эллинизма
в значительной мере исчезает характерный
для классической эпохи разрыв между
теорией и практикой, наукой и
техникой. Если в эпоху греческой классики ведущей наукой
была философия, то в период эллинизма
на первое место вышли точные науки. Естествознание,
математика, астрономия, медицина достигли
огромных успехов.
Для этого
времени типичен такой ученый, как знаменитый
Архимед (ок. 287—212 до н.э.). Он создал понятие
бесконечно большого числа, ввел букву
«Пи» для вычисления длины окружности,
открыл гидравлический закон, названный
его именем, стал основоположником теоретической
механики и т.д. Большая заслуга Архимеда
в развитии техники: он создал винтовой
насос, болт, сконструировал множество
боевых метательных машин, оборонительных
орудий.
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали расцвету математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276—194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в. — 1-я пол. III в. до н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180/190—125 до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (ок. I в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.
Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу (р. ок. 300 до н.э.) и Эрасистрату (ок. 300 — ок. 240 до н.э.), открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля — Феофраста (372—287 до н.э.).
Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. Александрийская библиотека содержала около миллиона папирусных свитков. Все рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.
В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300 г. до н. э.) выдающийся математик Евклид. Ему принадлежат также серьезные работы по астрономии и оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными светилами. Астроном Гиппарх составил обширный звездный каталог, географ Эратосфен с удивительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность Земли. Астроном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений предположил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.
В эллинистическую эпоху
развивается новая отрасль
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Индивидуалистическое мироощущение эпохи эллинизма отразилось на развитии литературы. Человек этого времени предпочитал не принимать участия в жизни общества и погрузился в личную жизнь. Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.
Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане стоят эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Так, Аполлоний Родосский (ок. 295—215 до н.э.) пытался, подражая Гомеру, воскресить эпос, создав большое произведение, посвященное походу аргонавтов за золотым руном. Каллимах (ок. 310 — ок. 240 до н.э.) сочинял трагедии, эпические поэмы, гимны, лирические стихотворения и пр., но был скорее ученым-филологом, чем поэтом.
Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии — идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV — 1-я пол. III в. до н.э.). В его идиллиях на фоне природы показана жизнь деревенских людей, в основном пастухов. И если у Феокрита еще не чувствуется сентиментальность, то в дальнейшем идиллия вырождается в идеализацию пастушеского быта — буколическая поэзия.
Вместе с крушением полиса исчезает политическая комедия, на смену ей приходит реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (ок. 343 — ок. 291 до н.э.). В своих произведениях он показывает обыкновенных людей со всеми их достоинствами и недостатками, их повседневную жизнь. Менандр не моралист, его комедии гуманны и полны юмора.
Широкое распространение
в эллинистическую эпоху
Другой жанр эллинистической литературы — роман — был, как правило, посвящен темам любви, брака, семьи, воспитания и т. п.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллитристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200 — ок. 120 до н.э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида, и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.
Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенности. Важнейшей из них является эклектизм — стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия в основном имеет этическую направленность — первое место занимают вопросы морали, натурфилософии, а гносеологические проблемы отходят на второй план. Кризис полиса, падение «его коллективной морали приводят к все большему развитию индивидуализма в эллинистическую эпоху, причем не только в философии, но и в литературе, искусстве. Это, с одной стороны, позволяет понять ценность отдельной личности, способствует ее самовыражению, но в то же время приводит к аполитичности, к утрате гражданских добродетелей, столь ценимых в классическую эпоху. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного усовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи были две новые школы — эпикурейство и стоицизм.
Основателем эпикурейства
был афинянин Эпикур (341—270 до н.э.). Он
утверждал, что целью человека должно
быть личное блаженство, наивысшей
формой которого признавалась атараксия, т.е.
невозмутимость, душевный покой. Но, по
мнению Эпикура, душевный покой требует
освобождения человека от всех ложных
представлений о природе вещей, от всего
мифологического и религиозного. Философ
основал в Афинах философскую школу, рассчитанную
на совместную жизнь и ежедневное обучение
учеников («Сад Эпикура»), где главным
было не приобретение знаний, а проверка
уже полученных знаний в совместной жизни.