Культура ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. В связи с этим необходимо рассмотреть: основные тенденции развития культуры XX в. (преемственность и традиции в становлении культуры нашего столетия, кризис современной культуры, пути выхода из него, осмысление этого процесса в различных культурологических концепциях); общечеловеческое и национальное в культуре XX в. (основные причины возникновения общечеловеческой культуры, ее ценности, диалектика национального и общечеловеческого).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
Основные тенденции развития культуры в XX веке………………………..
4
Заключение……………………………………………………………………..
20
Список использованной литературы…………………………………………
21

Файлы: 1 файл

культура 20 века.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Уральская государственная  академия ветеринарной медицины»

Кафедра профессионального 

обучения, истории и философии

Реферат

по предмету «Культурология»

на тему: «Культура ХХ века»

Выполнил: студент 

108 группы факультета

Биотехнологии

Шевченко  М. В.

Проверила: Королева Е. Д.

Троицк, 2012

План:

 

Введение………………………………………………………………………..                                        

3

Основные тенденции  развития культуры в XX веке………………………..

4

Заключение……………………………………………………………………..      

20

Список использованной литературы…………………………………………                             

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

 

Многообразие  ликов  культуры  XX  столетия,  различие  способов   отношения человека к миру и к себе подобным не  должно  скрывать  сущностных  моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении  единой  общечеловеческой культуры,   существующей   и   развивающейся    через    взаимодействие    и взаимообогащение  ее  национальных  форм.  В   связи   с   этим   необходимо рассмотреть: основные тенденции развития культуры XX в.  (преемственность  и традиции  в  становлении  культуры  нашего  столетия,   кризис   современной культуры, пути  выхода  из  него,  осмысление  этого  процесса  в  различных культурологических концепциях); общечеловеческое и национальное  в  культуре XX  в.  (основные  причины возникновения общечеловеческой   культуры,   ее ценности, диалектика национального и общечеловеческого).

Таким образом,  культура  XX  столетия  едина  в  своем  многообразии.  К общечеловеческим  нормам,  ценностям,  формам  восприятия  и   оценки   мира человечество приходит в результате  развития  и  взаимовлияния  национальных культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Основные тенденции развития культуры XX в.

 

  Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того,  что  было открыто человечеством в прошедшие века и того, что достигло  человечество  к концу XX в.

  Какие формы социальной жизни, образцы деятельности, способы  мироощущения и мировосприятия отсеяло «сито времени», какие базисные культурные  ценности были восприняты XX столетием?

В современной культуре широкое распространение  получили  гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное  понятие.

Ренессансный гуманизм, например, утверждавший  мощь  и  свободу  творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным,  поскольку  его мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.

   Суть  современного  гуманизма  заключается  в  его  универсальности:   он адресуется  каждому  человеку,  провозглашает  право   каждого   на   жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а  демократический гуманизм.

Гуманистическая ориентация культуры XX  в.  проявляет  себя  в  различных «мирах» современного общества  -экономическом,  нравственном,  политическом, художественном  и  т.д.  Эта  тенденция  определила,  например,  становление политической  культуры  в  передовых  странах.  Так,  ценности   современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав  человека  и гражданина» (1789 г.). Сравните два документа XVIII и XX вв. и  вы  увидите, как идеи, выработанные во Франции в  далекую  эпоху  революции,  принимаются сейчас  в  качестве  идеала  всеми  государствами  Организации  Объединенных Наций.

Конечно, идею всеобщего  равенства  выдвигало  еще  христианство.  Христос учил: перед Богом все  равны,  ибо  каждый  человек,  независимо  от  своего социального положения, обладает бессмертной душой. Однако христианская  идея равенства носит скорее мистический характер. Ведь люди равны не  в  реальной жизни, а в загробной. На земле же каждый должен смиренно нести  свой  крест, подобно Христу,  так  как  существующие  неравенства  социальной,  классовой жизни, имущественные различия предопределены Богом.

Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в  нашем  столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и  связанная  с  ней социокультурная система - наука. Еще в XIX  в.  появляются  первые  признаки того, что наука  стала,  мировой,  объединив  усилия  ученых  разных  стран. Возникла,  развилась  в  дальнейшем  интернационализация   научных   связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX  -  начале  XX  в.  привело  к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в  новых  промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.

Мировая  научная  целостность,  сложившаяся  в  XX   в.,   положила   начало экономическому  объединению  мира,  передаче  во все уголки  земного шара передовых  способов  производственной  культуры.  Мы  являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей.   Одним   из выражений этого процесса стали транснациональные  корпорации  с  их  едиными формами  организационной  культуры,  действующими  в  десятках  стран  и  на различных континентах.

На долю транснациональных  компаний  приходится  более трети промышленного производства, более  половины  внешней  торговли,  почти

80% новой техники   и  технологий.  О  нарастании  интернационализации  жизни современного   мира   свидетельствует   всеохватывающий   характер   научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой  информации и коммуникации.

Техногенное  отношение  к  природе  как  к  средству  удовлетворения   не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине  XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

Оптимистическое миросозерцание,  обусловленное  успехами  научной  мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих  лик  планеты, послужило  основой  для  возникновения  характерного  для  человека  XX   в. ощущения космичности своего бытия.

Космизм  -  уникальное,  интереснейшее  явление   современной   культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас,  на  пороге  третьего тысячелетия. В работах известных космистов В.И.Вернадского,  А.Л.Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые  проблемы  космической роли  человечества,  единства   человека   и   космоса,   морально-этической ответственности  в  ходе  космической  экспансии  человечества.   Эти   идеи возникли прежде всего на  отечественной  почве,  ибо  для  русской  культуры характерно представление о  человеке  как  о  личности  активной,  ищущей  и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

Каковы основные идеи новой  космической культуры?

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается  новое  качество взаимоотношений человека  и  природы.  Опираясь  на  естественнонаучные    эволюционные  воззрения,  традиционно  ценимые   в   России,   космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека,  природы  и  космоса; когда сознание,  разум  становятся  ведущей  силой  мирового  развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

Во-вторых, рассматривая Землю  и ее историю как часть эволюционных  процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом  с  нуждами, запросами  и  потребностями  конкретных  людей.  С  их   точки   зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы.

С наибольшей научной доказательностью и философской  обоснованностью  эти идеи    были    развиты    выдающимся    русским     мыслителем,     ученым-естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и  биогеохимии, -В.Л. Вернадским.

Основной труд В.И.Вернадского - «Научная мысль как планетное  явление»  - отличается  энциклопедичностью  в  обобщении,   синтетическим   подходом   к эволюции  Земли  как  к  единому  геологическому  биогенному  социальному  и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры,  мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое  отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием  объединенного  человечества  биосфера закономерно перейдет в качественно новое  состояние  -  ноосферу  (от  слова «ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат  эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу  разума,  которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

В чем же причины возникновения  и сущность ноосферной культуры?

Первое. Появление ноосферы связано  прежде  всего  с  реальным  процессом экспансии  разума,  сознания  в  эволюционный  процесс.  Человек  осуществил полный захват биосферы для жизни.  Лик  Земли,  этого  первого  космического тела, которым владеет человечество, полностью  преобразился.  Все  природные стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком. Важнейшее основание для возникновения ноосферы -  объединение  человечества. Для B.И. Вернадского равноправие, братство,  единение  всех  людей  является прежде  всего   не   нравственно-культурным   требованием,   прекраснодушным пожеланием,  а  природным  фактом.  Возникает   общечеловеческая   культура; современные средства передвижения  и  передачи  информации  сближают  людей; научная и техническая мысль все более  интернационализируются.  Несмотря  на войны, межнациональные конфликты, человечество  с  необходимостью  придет  к единению.

Главной  же  причиной  создания  ноосферы  является  наука,  становящаяся мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан  триумф жизни и прекрасное гармоническое будущее людей.  Эволюция  живого  вещества, его усложнение и усиление сил разума во Вселенной есть процессы  неизбежные. «Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы  его не выпустим».

Однако культура XX в. отразила тот кризис,  в  который  медленно  входила техногенная цивилизация.  Современное  производство,  породившее  новый  тип цивилизации, индустриальное общество, привело к  действительному  господству безличных экономических технологических,  политических  структур  над  живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я»  подлинной  культуры.  Способ организации  социальной  жизни,  который  Л.  Мэмфорд   отразил   в   образе гигантской  мегамашины,  получил  свое  логическое  завершение   во   второй половине XX в. Симптоматично, что  именно  через  армию  стандартная  модель мегамашины передавалась от культуры к  культуре,  начиная  с  эпохи  древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью  и  творческим  потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным  придатком технологического  процесса.  Индивид  пассивно  воспринимает  формы   жизни, навязанные ему социумом,  и  перестает  жить  самобытной  свободной  жизнью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного  бытия,  порождает бессубъектные социокультурные формы.

«Следствия этой  машинизации  проистекают  из  абсолютного  превосходства механической предначертанности, исчисляемости и надежности.  Все,  связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной.  Человек сам  становится  одним  из   видов   сырья,   подлежащего   целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и  его  смыслом  -

человек, - теперь становится средством»3.

Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального познания эпохи индустриализма, исключающая уникальность  человеческого  «Я», культурного  контекста  в  развитии  социума,  инженерное  мышление   с   ее стандартами, технологиями, измерениями становится  образцовым  в  социальном познании.

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой  цивилизации  сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек  стремился  вырваться из зависимости от природы и высшими ее  ценностями  признавалось  господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание  технологических  и научных  знаний.  Развитие  техники  и  технологии  как  орудия   господства человека над  природой  стали  главными  целями  общественного  развития.  В результате возникла ситуация,  когда  постоянное  наращивание  материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое  орудие эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты  и мыслители XX в, с  тревогой  говорили  о  процессе деградации культуры.

«Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность  наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество  является предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько  очевидно  также, что  на   определенном   этапе   внешняя   организация   общества   начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под  власть институтов  общества,  вместо  того,  чтобы  оказывать  влияние  на  них   и поддерживать в них живое начало.

Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации  на первых порах дает блестящие  результаты,  но  через  некоторое  время  первоначальный   эффект уменьшается.  Сначала  демонстрируется   уже   существующее   богатство,   в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и  игнорирования  живого  и первоначального. Чем последовательнее внедряется  организация,  тем  сильнее проявляется  ее  сдерживающее  воздействие   на   производительное   начало. Существуют  культурные  государства,  которые  не  могут  преодолеть  ни   в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко  идущей  централизации управления».

Информация о работе Культура ХХ века