Культура ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. В связи с этим необходимо рассмотреть: основные тенденции развития культуры XX в. (преемственность и традиции в становлении культуры нашего столетия, кризис современной культуры, пути выхода из него, осмысление этого процесса в различных культурологических концепциях); общечеловеческое и национальное в культуре XX в. (основные причины возникновения общечеловеческой культуры, ее ценности, диалектика национального и общечеловеческого).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
Основные тенденции развития культуры в XX веке………………………..
4
Заключение……………………………………………………………………..
20
Список использованной литературы…………………………………………
21

Файлы: 1 файл

культура 20 века.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

В результате в культуре XX  в.  развилось  противоречие,  проявившееся  в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

  В основе сциентизма  лежит представление о научном  знании как о  наивысшей культурной  ценности.  Наука  как  абсолютный  эталон  способна  решить  все проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, -  экономические, политические, моральные и т.д.

  Понятие «сциентизм»  происходит от латинского слова  «scientia» -  знание, наука.  Сциентисты  утверждают:   науке   все   подвластно.   Действительно, современная наука проникла во все  поры  современного  общества,  пронизывая собой  не  только  промышленность,  сельское  хозяйство,  но   и   политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире  -  наука.  Например, существует  сфера  искусства,  вера,  человеческие  чувства   и   отношения.

Антисциентизм появился как  реакция на преувеличение  роли  науки.  Для  него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в  том,  что она вызвала возможные кризисы: экономический,  экологический,  национальный.

Он утверждает: «Наука - чума XX века». Возникла ситуация, которую  обрисовал Ч.П.Сноу: «...На одном полюсе -художественная  интеллигенция,  на  другом  - ученые, и  как  наиболее  яркие  представители  этой  группы  -  физики.  Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи)  антипатии  и вражды, но  главное,  конечно,  непонимание.  У  них  странное,  извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному  относятся  к  одним  и тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств».

  Сложившийся первоначально  в Европе, а потом распространившийся  по  всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку  для  развития его свободы. Но вместе  с  тем  он  имеет  изъяны.  Техногенная  цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и  природой,  при  котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом  эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип  развития,  который  можно выразить одним словом: больше.

  Цель состоит  в том,  чтобы  накапливать   все  больше  материальных  благ, богатств и на этой основе решать все  человеческие  проблемы,  в том числе социальные,   культурные   и   другие.   Техногенной   цивилизации   присуще представление, что природа неисчерпаема именно как  объект  ее  эксплуатации человеком. Понимание глубины  экономического  кризиса  кладет  конец  такому представлению. Отсюда  идейное  и  научно-теоретическое  движение  последних десятилетий, поставившее проблему  создания  новой  экологической  культуры.

Экологический кризис  намечает  границы  существующему  типу  экономического развития. Речь идет о необходимости  новых  отношений  с  природой  и  между людьми. Известный философ Ю.Бохеньский,  рассматривая  современную  духовную ситуацию,   выделил   четыре   наиболее   важных   вопроса   стоящих   перед человечеством.

    • Какое место занимает человек в космосе?
    • Существует ли прогресс?
    • В чем ценность науки?
    • Как велики силы или бессилие человека?

  Современные  ответы на эти вопросы выглядят  весьма  пессимистическими.  К примеру, астрономия  показала,  что  Земля  не  является  центром  Солнечной системы, что она лишь  незначительный  фрагмент  космоса в целом,  ибо за пределами Млечного Пути существуют миллиарды и миллиарды подобных  галактик, расстояние  между  которыми  измеряется  миллионами  парсеков  (один  парсек превышает  30  800  миллиардов  километров).  Для  антропоцентризма  прошлых веков, культур, когда человек ставился в центр Вселенной, эта  точка  зрения катастрофична. Мало того, повергается в прах миф и об  уникальных  качествах человека, уникальности существования жизни  во  Вселенной.  Отсюда  следует, что человека нельзя  рассматривать  как  сосредоточие  вселенских  сил.  Мы, человечество, лишь  пылинка  на  окраине  бытия.  Новая  духовная  ситуация, считает   Ю.   Бохеньский,   запрещает   нам   мыслить   антропоцентрически.

Современная культура строится уже на иных основаниях.

С  другой  стороны,  радикальным  образом  разрывается  представление   о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен  бомбардировки Хиросимы  и  Нагасаки  ценность  науки   и   научно-технического   прогресса поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое  отношение  к возможностям научного  знания,  точные  науки  уже  не  считаются  главными. Отсюда и посетившее  человечество  чувство  бессилия  перед  вызванными  ими неуправляемыми силами научно-технического прогресса,  которое  все  более  в яркой форме отражается в пессимистической  философии  экзистенциализма,  где существование человека носит трагедийный и безысходный характер.

  В XX в.  человек столкнулся  с  проблемами,  от  решения  которых  зависит судьба цивилизации. Эти проблемы  названы  глобальными.  Слово  «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар».

  К первоочередным  из них относятся:

  • преодоление  экологического  кризиса,  связанного   с   катастрофическими последствиями человеческой деятельности  (загрязнение  окружающей  среды, уменьшение озонового  слоя  атмосферы,  парниковый  эффект,  возникший  в  результате повышенного содержания углекислого газа в воздухе и т.д.);
  • предотвращение  войны   с   применением   оружия   массового   поражения (термоядерного,  химического,  биологического),   создание   безъядерного  ненасильственного мира;
  • преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между  богатым  Севером  и бедным Югом (развивающиеся страны);
  • нахождение  новых  источников  сырья,  обеспечение  дальнейшего  развития экономики, предотвращение  отрицательных  последствий  научно-технической  революции.

В чем причина  возникновения глобальных проблем?

Во-первых,  это  целостность  современного  мира,   которая   обеспечивается глубинными политическими и экономическими  связями.  Зримым,  грубым  их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах  Польши  и Германии, пришла в Африку. на Ближний и Дальний Восток, в  Тихоокеанский бассейн,  в  Крым  и  на  Кавказ...  Все  оказались  участниками  единой исторической драмы, В кровавой мясорубке войн  перемалывалось  все,  что индивидуализировало и определенным  образом  разделяло  людей:  границы, политические пристрастия, национальные особенности.  Выдающийся  русский мыслитель  Н.Бердяев  писал,  что  в  поднявшемся  г  мировом  вихре   в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом  вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек,  может быть разодран в клочья».

Bо-вторых, кризис  мировой  цивилизации  связан  с  возросшей  экономической  мощью человека, который никогда  не взимал с природы  столько   дани,  как теперь.  За  последние  сто  лет   промышленное   производство   планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз. при  этом  4/5  этого  прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает  валовой  продукции на сумму около 13 триллионов долларов,  в  ближайшие  полстолетия  может увеличиться еще в 5-10 раз. Воздействия человека по  своим последствиям сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы.  Еще  Э.Циолковский считал, что будущее человечество полностью  перестроит  нашу  планету  и станет в дальнейшем силой,  преображающей  космос.  Сейчас  же  человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика  чародея,  который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Поэтому,  в-третьих,  одной  из  причин  возникновения  глобальных   проблем является  неравномерность  развития  стран  и  культуры.   Экономическая   и политическая взаимозависимость стран дополняется  информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и  открытия  вмире  воспринимаются  и  распространяются   мгновенно.   Между   тем   люди, потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разных  странах  с различным политическим  строем,  с  точки  зрения  достигнутого  ими  уровня развития,   они   обитают   в   разных   исторических   культурных   эпохах. Родоплеменная община из  бассейна  Амазонки  или  тропической  Африки,  едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего  нескольких  часов полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек  стартует  в  космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено  проблемой ядерного терроризма и  выступает  против  распространения  ядерного  оружия. Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются  пласты различных культур.

Приведу  пример.  Существует  понятие  функциональной  неграмотности:  люди, завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять содержание примитивной письменной инструкции, сделать  простые  расчеты, заполнить  необходимые  бланки.  Функциональная  неграмотность   -   бич цивилизации и культуры второй половины XX в. По  официальным  данным,  в США насчитывалось 22 миллиона функциональных неграмотных, во Франции - 3 миллиона, а в целом в  странах  ЕЭС  -  15  миллионов  человек.  Мировая система образования не успевает за изменениями,  происходящими  в  мире.

    Научно-техническая  революция с ее интеллектуализацией   труда,  заметными переменами  в структуре производства, с   информационным  взрывом  и   т.д. изменила  представление   о  тех  личностных   чертах,   которые   должны воспитываться   в  системе образования.  Необходимо  отметить,  что все глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное,  по отдельности,   решение   невозможно.   Нельзя,   например,    обеспечить  экономического  возрождения  слаборазвитых  стран   без   предотвращения нарастающего   загрязнения   окружающей   среды.   Иначе   экономическая катастрофа на планете неизбежна.

 

  Может ли  человек решить стоящие перед  ним глобальные проблемы?  Некоторые специалисты предрекают  гибель  человечеству  уже  в  ближайшие 30-50  лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная  угроза  человечеству  последних  десятилетий  -  угроза термоядерной войны, между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и  не является главенствующей в списке глобальных проблем. Это связано  во  многом с теми изменениями, которые происходят в России.Из  исторического  опыта  развития  общества  и  культуры  известно,  что человечество всегда ставило перед собой  только  те  задачи,  которые  могло разрешить.  Будем  надеяться,  что  и  сейчас,  столкнувшись  с  глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет  препятствия,  возникшие  в  ходе исторического процесса-  Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры привели к тому, что в 60-70-е  гг.  возникло  множество центров,   объединивших   ученых,   работающих   в   этой   области.   Стала распространяться футурология (от латинского «футурум» -  будущее).  В  самом широком смысле -  это  совокупность  человеческих  знаний,  представлений  о будущем  человеческого  рода.  Наибольшую  известность  в   футурологических исследованиях получил Римский клуб, основанный  в  1968  г.  и  объединивший ученых тридцати стран  мира.  Основная  проблематика  исследований  Римского клуба,  как  наиболее  авторитетного   международного   органа,   изучающего будущее, - это глобальное  моделирование.  Причем  глобальное  моделирование берется во взаимосвязи различных аспектов человеческой  жизни:  социального, политического, нравственного, культурного, экономического.

   Исследования  Римского клуба велись в двух  направлениях.  Это  и  изучение пределов и направленности экономического роста,  и  исследования  в  области человеческих отношений и взаимодействий. В 1972 г. был составлен известный доклад Дж.Форрестера и Д. Медоуза  под  названием  «Пределы  роста»,  авторы которого поставили цель  -  принять  немедленные  меры  по  экономической  и экологической стабилизации и достичь «глобального равновесия». В этом докладе предлагается в  связи  с  природными  ограничениями  роста человеческой  цивилизации   пересмотреть   структуру   потребностей   самого человека.

В 1974 г. в  рамках  Римского  клуба  М.Месарович  и  Э.Пестель  разработали доклад «Человечество у поворотного пункта». Если в предыдущих работах была показана  иллюзорность  достигнутого уровня материального благополучия в наиболее развитых  странах,  то  в  этом сообщении  указывалось  на  необходимость  качественного  роста  в  развитии человеческой цивилизации. Мир есть не  просто  взаимообусловливаемое  целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные  регионы,  имеющие  свои специфические черты  развития.  Человечество  и  его  культура  есть  единый организм, все элементы которого  обладают  особой  качественной  спецификой.

Отсюда  возникает  и  идея  переноса   акцента   деятельности   человека   с количественных  параметров  на  качественные.  Если  социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто  определяющими,  но  и подавляющими факторами исторического движения, то в современной  цивилизации и культуре ситуация меняется.

  Постиндустриальная  цивилизация базируется на  других  формах  социального структурирования.  Одним  из  первых  пришел  к   пониманию   человека   как важнейшего  фактора  социального  развития   руководитель   Римского   клуба А.Печчеи. «Человеческая революция» заключается не в  отказе  от  угрожающего жизни на Земле научно-технического прогресса, а  в  коренном  перевороте  во всей системе отношений «человек-социум». Общество трансформируется  коренным образом и превращается «в нечто новое и неожиданное» (А.Тоффлер). Свобода  и независимость   индивида   оказывается   принципом   развития    возникающей цивилизации и культуры. Человек ломает стену отчуждения и  становится  рядом с общественным производством. Уже не в социальных утопиях  и  теориях,  а  в социокультурных  реалиях  конца  XX   в.   очерчиваются   контуры   будущего господства человека и его культуры над бытием.

  Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества  систем,  внешне  детерминирующих  жизнь  личности. Человек  перестает  быть  элементом   технологической,   экономической   или политической систем, где его деятельность жестко  определяется  внешними  по отношению   к   его   личностной   культуре    качествами.    Эта    жесткая детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально  новая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие  зависит  уже  от состояния  духовного  мира  личности,  от  ее  развития  и   социокультурной устремленности.

Информация о работе Культура ХХ века