Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:30, реферат
ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком гуманитарной экспансии как в науке, так и в образовании. Понятие «культура» обширно по своему объему, оно первично по отношению к понятию «цивилизация», является системообразующим по отношению к таким феноменам как наука, религия, искусство, мораль, образование, то есть всем сферам жизнедеятельности человека. Культура — это вторая природа, рукотворная человеком. В своем культурном существовании мы во многом зависим от нашего происхождения, воспитания и т.д., но многое зависит и от нашего выбора и разумения. В культуре, доставшейся нам от предков, многое может нас не устраивать, вызывать отторжение, тогда как в других культурах мы можем находить для себя нечто ценное и важное.
Предмет культурологии 4
Глава 1. Культура и цивилизация 6
Глава 2. Возникновение культуры. Первобытная культура 25
Глава 3. Восточные и западные культуры 37
Глава 4. Культура Древней Индии 46
Глава 5. Древний Китай 57
Глава 6. Мир арабо-мусульманской культуры 63
Глава 7. Культура античного мира 80
Глава 8. Средневековая культура Западной Европы (V–XV вв.) 111
Глава 9. Культура эпохи Возрождения 131
Глава 10. Культура отечества 148
Глава 11. Модернизм и постмодернизм в культуре 167
Глава 12. Массовая культура 184
Методические указания по курсу «Культурология» 196
Стремление к универсализму — это способ трансагрессии любой культуры, это движение к формированию транскультурных ценностей, произведений, институтов. Культура тем богаче, чем более она открыта к опыту иных культур.
Искусство, художественная практика в силу своей универсальности наиболее успешно продвигаются в данном направлении. Художники ранее других угадывают складывающиеся тенденции в культуре, им как бы присущ дар провидения. Со второй половины ХХ века идет процесс обогащения одной культуры за счет других.
Как полагает М. Эпштейн, в современной культуре наблюдаются как процессы дивергенции, так и конвергенции культур. К числу конвергентных факторов он относит: технологии, образование и информационные технологии. Именно шествующая по миру стандартизация позволяет говорить на одном языке и способствует все большему взаимопониманию. Дивергенцию же отличают: культурная инерция, разные уровни развития разных стран и внешние рамки (правовые, экономическое положение стран и прочее). При этом, по его мнению, доминировать будут силы конвергентные, но при этом будут появляться и новые различия. Говоря об универсализме культур и его будущем, автор вместе с тем приветствует критический универсализм: необходимо знать, что заимствовать и надо ли?
Универсализации культурных моделей во многом способствует престижная мотивация «приобщения к цивилизации». Идентичность субъекта глобальной культуры представляет его «мозаичной» личностью, вобравшей в себя множество культурных традиций. При этом ассимилированные культурные традиции нередко могут противоречить друг другу в аксиологическом или нормативно-поведенческом смысле. Современную идентичность характеризуют: ситуативное применение различных стратегий, прерывистость во времени и принципиальная несводимость к единому основанию. Это приводит к экзистенциальной дезориентации в силу отсутствия референтной группы, интересы которой выступали бы как собственные. Отход от традиционного эссенциализма, отсутствие оснований для дискурса «самости», в котором различались бы «собственное», «другое» и «чуждое», является сегодня главным препятствием для полноценного диалога культур.
Стратегия российского обновления кроется в уникальной локальности ее культуры. Явление секуляризации в средние века привело к неразвитости светской культуры. Отсутствие собственной христианизации привело к ограничению европеизации. По своей сути европеизация в России была ослаблением, повторением того, что развивалось в европейской культуре. Секуляризация, авторитарность, сопутствующие культуре эпохи Петровских реформ и Просвещения, стали причиной того, что поиск национальной самобытности, культурной идентичности начался в России лишь в конце 19 — начале 20 веков: скифство (поэзия А. Блока, С. Есенина); обращение к Востоку; в философии — это искания К. Леонтьева, Е. Трубецкого, евразийство.
При интерпретации процесса культуробразования в пограничных (или как еще принято говорить лиминальных, периферийных и т.д.) цивилизационных общностях ключевой проблемой выступает вопрос о наличии или отсутствии культурного синтеза с крупными, стабильными цивилизациями/культурами. Пограничными цивилизациями, по мнению ряда культурологов, являются иберийская, балканская, турецкая, российская, на другом берегу Атлантики — латиноамериканская. В исследованиях ХIХ, да и начала ХХ веков в центре внимания находились «классические цивилизации», понимаемые как устойчивые, завершенные в своем развитии системы. Во второй половине ХХ века появились концепции многополярного развития мира. Это привело к переносу интереса с «правильных» и статически рассматриваемых цивилизаций на «неклассические», то есть пограничные, которые однозначно отрицают возможность статического подхода. Как обнаруживается учеными, пограничные цивилизации проявляют не меньшую активность и агрессивную способность к экспансии культурных ценностей за свои пределы. Такие страны вытесняются на периферию, или же их потенциал активно используется экономически развитым «партнером». При этом, безусловно, существует перспектива для целостного развития ряда культур и народов, так как сам глобализационный процесс по своей логике должен провоцировать и активизировать внутренний потенциал данных стран. В своем предельном варианте глобализация должна представлять собой политическую многополярность при развитии единого экономического, культурного и иных пространств. Но процесс этот еще мало изучен, что не дает возможности им управлять, поэтому на данный момент наиболее наглядными представляются его негативные стороны. Высокая конфликтность, напряженность, свойственные зонам трансагрессии, все больше определяют нестабильность глобальной ситуации.
Основные понятия
Глобализация — это объективный процесс образования все более многообразной и масштабной системы связи между людьми и их сообществами, населяющими нашу планету. В их основе лежит развитие производства и обмена. Явление глобализации напрямую связывают с появлением письменной культуры, городской культуры, развитием производства и обмена.
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) первоначально означало буквально «возделывание земли». В настоящее время термин трактуется как исторически определенный уровень развития общества, степень развития человеческих способностей, о которых судят по создаваемым материальным и духовным ценностям.
Менталитет — характер и особенности мировосприятия, отношения и реакции, сформированные традициями национального и культурно-исторического порядка.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — это определенное состояние человеческого общества, противостоящее «варварству»; целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.
Аксиология — философское учение о системе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Аккультурация — процессы взаимовлияния культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа, обычно более развитого. Термин возник после II Мировой войны, когда процессы А. стали приводить к практически полному поглощению одной культуры другой, более сильной, например, культуры американских индейцев. То же можно применить к уничтожению языковой культуры, так, в XX веке, английский язык продемонстрировал свой агрессивный характер, в результате чего 9 из 10 соприкоснувшихся с ним языковых культур были им поглощены.
Инкультурация — процесс «вхождения», приобщения к культуре, часто связывается с воспитанием детей и приобщением их к системе культурных ценностей.
Этнос — понятие, введенное в науку Л.Н. Гумилевым, означает общность людей, объединенных средой обитания и единой биопсихической энергией, сочетающих в себе единство этнических, географических и климатических условий жизни этой общности.
Литература
Возникновение человечества до сих пор во многом опутано непроницаемой тайной. Тем не менее, успехи археологии, биологии, этнологи, исторической антропологии, лингвистики, первобытной истории и других проливают некоторый свет на генезис и этапы его развития. Уже достаточно точно установлено, что процесс выделения предгоминидов из параллельных ветвей обезьяноподобных и превращение их предков в человека длился около 10 млн. лет. Непосредственные же предки — австралопитеки — сошли с тропы эволюции около 1 млн. лет тому назад. На смену им пришли первые архаичные люди — архантропы, которые по месту их нахождения стали называться питекантропами, синантропами, гейдельберцами и т.д. Примерно 200–250 тыс. лет тому назад на эволюционной ветви появились неандертальцы. Именно с этого периода устанавливается более определенная дифференциация периодов эволюции и развития человечества. В эпоху неолита, то есть около сорока тысяч лет назад, появился тип человека разумного — гомо сапиенс, эволюция которого завершилась при переходе от раннего к позднему пелелиту, а именно в эпоху финального мустье (примерно около 10 тыс. лет тому назад). К этому времени неандертальцы отклонились от сапиентного направления развития и исчезли с исторической арены, оставив после себя довольно развитую культуру.
Первобытная культура носила синкретичный характер, большое значение играли ритуал, обрядовая культура. Важнейшим явлением в культурной жизни того далекого времени было мифотворчество. При этом миф был не только способом художественного освоения мира, но и формой научного моделирования картины мира.
Успешно развивалась агрокультура, возникали крупные поселения, появились первые металлические орудия труда и изделия. По материалу, используемому для изготовления первых орудий труда, древнейшую историю принято делить на три основных периода: каменный, бронзовый и железный. Каменный век — палеолит — длился около 350–400 тыс. лет и завершился примерно 100–150 тыс. лет тому назад.
Постепенно происходит преобразование первобытного стада в общину. Появляются первые захоронения, звуковая речь, возникают первобытные формы верований (анимизм, тотемизм, фетишизм), искусство (наскальная живопись). Возникает письменность (клинопись). В условиях неолита формируются основные направления в развитии культуры: охотничество, собирательство, скотоводство и земледелие.
Данные культурной антропологии позволяют узнать нравы, обычаи, семейные традиции родового общества на примере исследования жизни туземных племен.
Первобытная культура наиболее устойчивая, ее прошли в своем развитии все культуры. Поэтому культурология обращается к современным племенным (туземным) культурам в поисках возможностей познания оснований современной культурной ситуации, ее идеалов и смыслов.
Первобытная культура
Происхождение человека все еще остается тайной. Тем не менее, последние исследования, особенно в Восточной Африке, позволяют считать, что процесс формирования человека занял примерно 3–7 млн. лет.
Древнейшими предками человека считаются древесные насекомоядные, лемуры, долгопяты. Затем следуют обезьяны Нового и Старого Света и человекообразные обезьяны.
Около 2 млн. лет назад появляются первые признаки гоминизации: их носитель — Homo habilis (человек умелый), названный так потому, что он впервые начал изготовлять орудия. Охота становится организованным процессом, строятся первые убежища. Продолжительность беременности приближается к 9-ти месяцам, и дети дольше остаются около матери. Постепенно развивается общественный образ жизни. Возникает разделение труда.
Около 1,5 млн. лет назад появляется homo ereсtus (человек прямоходящий). Возникшее примерно 400 тыс. лет назад Миндальское оледенение заставляет человека мигрировать в сторону Азии и Европы. К этому времени человек овладевает технологией огня (разведения, поддержания, обогрев жилища и приготовление пищи), технологией выделки шкур животных.
Homo ereсtus сменяет Homo sapiens (человек разумный). Первым его представителем был неандерталец, живший более 200 тыс. лет назад. Объем мозга этого человека был примерно равен объему головного мозга современного человека. Homo sapiens переживает сильнейшее Рисское оледенение, которое началось около 250 тыс. лет назад и продолжалось 125 тыс. лет. Среднегодовая температура центральной Африки и Европы не превышала 0° С. Затем на 50 тыс. лет наступает относительное потепление. Человек живет в палатках, которые находятся в пещерах. Причем выход палатки ориентирован в противоположную сторону от выхода пещеры. Как правило, у входа в палатку находят череп волка, что свидетельствует о наличии зачатков магических представлений.
Примерно 65 тыс. лет назад неандерталец окончательно уступает место нашему непосредственному предку — кроманьонцу, человеку разумному в прямом смысле слова. Древнейшие представители кроманьонцев появились около 100 тыс. лет назад. Этот факт подтверждается и исследованиями ДНК у людей, живущих в разных странах. Изучение наследственного материала свидетельствует, что современный человек ведет начало от общей праматери, жившей 50–100 тыс. лет назад (данные Станфордского университета) или 350 тыс. назад (данные Калифорнийского университета в Беркли).