Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком гуманитарной экспансии как в науке, так и в образовании. Понятие «культура» обширно по своему объему, оно первично по отношению к понятию «цивилизация», является системообразующим по отношению к таким феноменам как наука, религия, искусство, мораль, образование, то есть всем сферам жизнедеятельности человека. Культура — это вторая природа, рукотворная человеком. В своем культурном существовании мы во многом зависим от нашего происхождения, воспитания и т.д., но многое зависит и от нашего выбора и разумения. В культуре, доставшейся нам от предков, многое может нас не устраивать, вызывать отторжение, тогда как в других культурах мы можем находить для себя нечто ценное и важное.

Содержание работы

Предмет культурологии 4
Глава 1. Культура и цивилизация 6
Глава 2. Возникновение культуры. Первобытная культура 25
Глава 3. Восточные и западные культуры 37
Глава 4. Культура Древней Индии 46
Глава 5. Древний Китай 57
Глава 6. Мир арабо-мусульманской культуры 63
Глава 7. Культура античного мира 80
Глава 8. Средневековая культура Западной Европы (V–XV вв.) 111
Глава 9. Культура эпохи Возрождения 131
Глава 10. Культура отечества 148
Глава 11. Модернизм и постмодернизм в культуре 167
Глава 12. Массовая культура 184
Методические указания по курсу «Культурология» 196

Файлы: 1 файл

culturology.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Основными орудиями человека того времени были каменные рубила, которые изготавливались путем сколов с кремниевого желвака. Операция достаточно сложная, требовавшая передачи опыта, научения.

У кроманьонца возникают  первые колдовские обряды (культ медведя), связанные с охотой. Нередки захоронения с ногой бизона на груди или орудиями охоты (пещера Ла-Шанель-о-Сен).

Между 50 тыс. и 10 тыс. лет назад кроманьонец расселяется от Атлантики до Сибири, перебравшись через замерзший Берингов пролив, заселяет обе Америки, Океанию и Австралию. Около 9 тыс. лет назад появляются первые поселения на Среднем Востоке.

Нашему предку пришлось жить в период Вюрмского оледенения (70–11 тыс. лет назад), который сопровождался значительными колебаниями климата и который сформировал совершенные адаптационные механизмы современного человека.

Развиваются социальные связи, появляются строгие правила воспитания детей, обряды инициации (посвящения). Совершенствуются орудия труда — скребки, лезвия, острия, режущие проколки. Около 15 тыс. лет назад человек уже изобрел лук и стрелы, духовые стрелометательные трубки, первые капканы.

Кроманьонец успешно  приспосабливается к сложным  условиям. Свидетельство тому — изготовление или использование помещений под жилище. В горных местностях этой цели отвечали пещеры, обитатели которых (хищники) изгонялись или уничтожались, а в степях или тундре строительным материалом служили кости крупных животных, шкуры и ветви деревьев.

Вершиной первобытной  культуры становится пещерная живопись (Альтамира, Ласко, Монтеспан, Ле-Труа-Фрер). «Картины» древних художников реалистичны и точно передают особенности изображаемых людей, животных, сцен охоты. Однако и этим художникам не чужда фантазия. Так, в пещере Ле-Труа-Фрер найдена вырезанная на стене и окрашенная черной краской загадочная фигура, состоящая из ног и тела человека, хвоста лошади, лап медведя, бороды серны, клюва совы, глаз волка, рогов и ушей оленя. Появляются первые орнаменты.

Следует отметить, что  какие бы огромные расстояния ни разделяли памятники древнего искусства, наскальные изображения очень похожи. Это говорит о том, что первобытное искусство было средством бытия человека, удовлетворяло его новые потребности. Появление искусства произошло с необходимостью, закономерно. Без искусства общество не могло бы существовать.1

Не меньшую роль в  жизни первобытного общества играли и другие аспекты его культуры: тотемизм, анимизм, фетишизм и магия.

Что такое тотемизм? Это  вера в то, что определенная группа людей связана родственными отношениями с каким-либо животным или растением (тотемом). Сам термин «тотемизм» происходит от слова североамериканских индейцев «ототем», что означает «его род». Тотемизм отражает сплоченность первобытного общества и отличие его от других таких же сообществ. Тотемная связь — это кровная связь человека и животного, превращающая их в единое целое — тотемный зверь — это и человек, а человек — зверь или растение. Тотем для первобытного человека является средством привлечения на свою сторону сил мира, средством обретения единства с этим миром.

Тотемизм бывает разных видов (разные народы, социальные отношения). Наиболее развитая форма тотемизма — австралийский тотемизм. А. Элькин так определяет его структуру:

а) индивидуальный тотемизм — соответствующие отношения устанавливаются между отдельным лицом и естественным видом. Особая разновидность, когда объектом тотемизма является не целый вид животных, а определенная особь;

б) половой тотемизм, который  делит все племя на две группы по половому признаку, причем каждой из них присваивается свой особый тотем;

в) тотемизм половины. Племя  делится на две группы по принципу родства и отсчета происхождения по материнской или отцовской линии;

г) тотемизм секций и подсекций, когда каждая из четырех или восьми групп, на которое делится племя  по признакам родства, имеет особый тотем или тотемы;

д) родовой тотемизм, при котором тотемический род состоит из группы родственников по отцовской или материнской линии. Члены этой группы обладают одним или несколькими тотемами;

е) локальный тотемизм, когда принадлежность к тотемической группе и обладание ее тотемом или тотемами определяется по местности, а не по родству. Члены территориального рода связаны между собой главным образом духовными, а не родственными узами;

ж) тотемизм зачатия. Человек на протяжении своей жизни может жить в разных местностях и родиться он может где угодно — здесь присутствует элемент случайности; место же, где произошло его зачатие, постоянно. Оно не меняется и потому принимается за точку отсчета при определении тотема;

з) множественный тотемизм, при котором большое число  явлений природы или биологических  видов, а также мужчины и женщины объединяются в одну группу, и ей присваивается имя одного или нескольких главных тотемов. Эта форма есть и при секционном, и при родовом, и при локальном тотемизме.2

Тотем выполняет культовые  и общественные функции, помогает осознать коллективу людей их единство.

Термин «анимизм» ввел в научный обиход Э.Б. Тейлор (anima — душа). Анимизм — это вера в существование духов, существование души. Первобытный человек верит, что у каждого живого существа есть душа, способная существовать самостоятельно; есть и высшие духи, независимые от материальных тел. Человек одушевляет все явления природы (духи леса, гор, реки, грозы, бури, ветра и др.).

Тейлор определял анимизм  как «учение о душе» и «учение о других душах», считал анимизм «теоретическим представлением первобытной философии, призванной объяснить явления, входящие теперь в область биологии, медицины и сновидений, экстаза и видения». Человеческая душа воспринимается как самостоятельная сущность, с которой можно вступать в различные отношения, воздействовать на нее, поступать с ней как с живым человеком или животным. Нередко желание умилостивить духов. Вот, что поют индейцы одного из североамериканских племен после того, как они принесли в свой лагерь головы побежденных врагов: « Не сердитесь на нас за то, что у нас ваши головы. Если бы вы победили нас, то наши головы были бы у вас. Но мы приносим вам наши дары, чтобы умилостивить вас. Примите их и успокойтесь. Мы хотим похоронить нашу вражду, чтобы наши дети не должны были задабривать духов ваших детей».3

Первобытный человек  не сомневается, что душа может существовать помимо тела, перемещаться, вступать в контакты с другими душами или телами. Именно поэтому Тейлор рассматривает такие вопросы, как возвращение души в тело после мнимого отсутствия; оставление тела душою во время экстаза, сна или видений; душа как причина жизни; душа как нечто вещественное; понятие о душе растений и животных.

Со временем анимистические представления усложняются, проникают в другие культурные слои, где переосмысляются и выступают в новых для себя формах.

Фетишизм (фетиш — талисман, амулет, идол) — почитание материальных предметов, которым присваиваются сверхъестественные свойства. Это поклонение духовным силам, воплощенным в вещах. Фетишизм можно считать вещественной формой анимизма. В первобытном обществе фетишизм возникает для выделения особой ценности тех или иных предметов и явлений. Фетишизироваться могут любые предметы: палки, камни, деревья, лодки, реки, озера; предметы, вызывающие удивление или отличающиеся красотой. При этом объективные свойства предметов не так важны. Главное — какую роль сыграл тот или иной предмет в жизни людей, какому событию сопутствовал (удачная охота, война и т.п.).

Выделенный в качестве ориентира предмет требует к  себе внимания и жертв. У него произносят клятвы, совершают обряды; поклонение фетишу входит в обычай. Однако люди не только боготворят фетиш, но и позволяют себе выторговывать блага, запугивать и даже наказывать провинившиеся предметы.

Фетишизм — это не просто поклонение предметам, но выделение особой ценности предмета, формирование особых отношений с ним, постоянное обращение к нему с целью поддержки.

По мнению А.Ф. Еремеева, отношения человека с фетишем  прошли в своем развитии два периода. Первый — создание фетиша, когда какой-то предмет выдвигается в разряд особых. В переходную стадию происходит постепенное попадание человека в зависимость от фетиша.

Второй период — полное подчинение людей фетишу. «Дружба» с фетишем делает человека сильнее, помогает нашему предку преодолеть неблагоприятные обстоятельства и выстоять в жизненной борьбе.

Нередко первобытную  культуру определяют как магическую (лат. magia — колдовство, волшебство, чародейство). Магические действия, обряды призваны воздействовать на природу, людей, духов сверхъестественным путем.

Традиционно выделяют следующие  виды магии:

  • лечебная — связана с преодолением разных недугов; противостоянием наговорам, порчам, околдовываниям и т.п.;
  • вредоносная — разные способы нанесения урона, вплоть до физической гибели, путем обрядов и заклинаний;
  • любовная — привораживание, снятие преград для встречи с любимыми, устранение соперников, противостояние чужим чарам;
  • охотничья — манипуляции по приманиванию и утихомириванию зверя, подчинению воле охотника или лишению сил;
  • аграрная — включает в себя вызывание дождя, смягчение жары, стимулирование погожих дней и другие действия, имеющие ввиду повышение урожая.

В Австралии существует проективная магия — моделирование нужного результата путем «нацеливания» кости.4

У первобытного человека возникали и более частные магии, направленные на конкретные обстоятельства (магия погоды, обмена, торговли, красоты, детская, сбора орехов и др.). Первобытная магия пронизывала все сферы человеческой деятельности, и ей занимались не только колдуны или знахари, но и любые другие люди. К магии прибегают из чисто практических соображений. В жизни первобытного человека магия укоренилась настолько, что магические действия воспринимались как реальные, осязаемые, приводящие к видимым изменениям, действиям.

О сущности магического мышления известный исследователь Фрезер пишет так: «оно основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй — законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа маг делает вывод, что он может производить любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении».5

У первобытного человека магия создавала веру в свою власть над миром, помогала преодолевать страх и неуверенность. Ф. Кликс считает, что специфику первобытной культуры определяют следующие особенности мышления первобытного человека:

  1. Высокая степень слияния индивида с окружающей его природой. Конфронтационные отношения с миром, эмоциональность.
  2. Высокая степень интеграции индивида и социального сообщества, интеграция личности и рода. Система запретов и наказаний (табу).
  3. Высокая эмоциональная чувствительность и аффективная напряженность общения, возникающие из-за неопределенности жизненных условий.
  4. Большая образность и полнота воспроизведения содержания памяти (отсюда реалистичность изображений первобытных художников).
  5. Синкретизм (нерасчлененность). Эта особенность предполагает, что сознание человека воспринимает окружающий мир как продолжение самого человека, его особенностей и образа жизни.

Глубокие изменения  в культуре происходят в эпоху  неолита (VIII–VI тыс. до н.э.), сопровождавшуюся демографическим взрывом, социальным и технологическим прогрессом. Усложняются религиозные представления, появляется мифология, культ предков. В эту эпоху человек владеет определенными астрономическими знаниями, которые позволяют ему выделять отдельные звезды и созвездия, ориентироваться по небу, составлять первые календари и вести счет времени.

Развивается первобытная медицина. Наряду с лечебной магией целитель применяет в своей практике целебные растения, умеет лечить раны и оказывать помощь при переломах и вывихах.

В эпоху неолита изменяется и искусство. Человек изображает не только животных, но и Солнце, небо, огонь. С развитием абстрактного мышления искусство становится более условным, обобщенным, схематичным. Совершенства достигают изделия из камня, глины, кости и рога.

Танцы, музыка, песни постепенно отделяются от ритуала и становятся самостоятельными видами искусства.

Развивается словесное (сказки, пословицы и поговорки) и декоративно-прикладное искусство.

В последние 10 тыс. лет до н.э. появляются зачатки письменности и счета.

Первобытная культура — это длительный период (около 2,7 млн. лет) в истории человечества, в который происходило становление и совершенствование всех сторон жизни общества.

В заключение хотелось бы отметить, что первобытная культура определяла бытие людей на протяжении почти всей их истории. Эта культура остается значительной частью современной культуры. Ничего из созданий первобытной культуры не потеряло своего значения, не исчез ни один из видов культуры, возникших в первобытности.

Культура — это способ осуществления жизнедеятельности людей.6

Основные понятия

 

Культ (от лат. — почитание) — один из элементов религии, обрядовая сторона.

Мифология (в переводе с греч. — предание, рассказ, повествование о боге) — изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой. Эстетическое значение мифологии заключается в том, что в нем представлен так или иначе понимаемый синтез (совпадение, слияние) общей идеи и чувственного образа.

Табу — система нравственных и религиозных запретов, нарушение которых карается сверхъестественными силами. В родовой общине табу были ориентированы, главным образом, на соблюдение брачных норм.

Язычество — феномен духовной культуры древних народов, в основе которой лежит вера во многих богов (идолопоклонство). Ярким образцом язычества является «Слово о полку Игореве», пронизанное народным языческим мировоззрением и предвосхищающее поэзию Ренессанса.

Ритуал — установленный порядок обрядовых церемониальных действий.

Архетип — первоначальный образ, основа общечеловеческой символики, имеет особое значение в искусстве, так как питает творческое воображение.

Палеолит — древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. П. продолжался с момента возникновения человека (свыше 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тыс. до н.э.

Информация о работе Культура и цивилизация