Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком гуманитарной экспансии как в науке, так и в образовании. Понятие «культура» обширно по своему объему, оно первично по отношению к понятию «цивилизация», является системообразующим по отношению к таким феноменам как наука, религия, искусство, мораль, образование, то есть всем сферам жизнедеятельности человека. Культура — это вторая природа, рукотворная человеком. В своем культурном существовании мы во многом зависим от нашего происхождения, воспитания и т.д., но многое зависит и от нашего выбора и разумения. В культуре, доставшейся нам от предков, многое может нас не устраивать, вызывать отторжение, тогда как в других культурах мы можем находить для себя нечто ценное и важное.

Содержание работы

Предмет культурологии 4
Глава 1. Культура и цивилизация 6
Глава 2. Возникновение культуры. Первобытная культура 25
Глава 3. Восточные и западные культуры 37
Глава 4. Культура Древней Индии 46
Глава 5. Древний Китай 57
Глава 6. Мир арабо-мусульманской культуры 63
Глава 7. Культура античного мира 80
Глава 8. Средневековая культура Западной Европы (V–XV вв.) 111
Глава 9. Культура эпохи Возрождения 131
Глава 10. Культура отечества 148
Глава 11. Модернизм и постмодернизм в культуре 167
Глава 12. Массовая культура 184
Методические указания по курсу «Культурология» 196

Файлы: 1 файл

culturology.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

Литература

 

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. — М.: Высшая школа, 1991.
  2. Андреев И.А. «Заказное» самоубийство (ритуальный уход из жизни как социально-психологический феномен) // Вопросы философии. — 2000. — № 12. — С. 14–35.
  3. Африка — Зулусы / Под ред. Е.В. Попова // Азия и Африка, 1998. — № 8. — С. 44–69.
  4. Введение в культурологию. — М.: ВЛАДОС, 1995.
  5. Давыдов Ю.Н. Тоталитаризм и проблемы трудовой этики // Вопросы философии. — 1992. — № 1.
  6. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2-х ч. — Саранск, 1996.
  7. Затерянные миры — пигмеи // Наука и религия. — 2000. — № 3. — С. 46.
  8. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. — М., Прогресс, 1983.
  9. Лурье С. Антропологи ищут национальный характер // Знание-сила. —1994. — № 3.
  10. Мифы народов мира. Энциклопедия. — М., 1994. — Т.I, II, III.
  11. Неретина С. Смерть как условие бессмертия // Человек. — 2002. — № 4. — С. 48–62.
  12. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. — М., 1965.
  13. Пикассо каменного века (о зарождении рисунка) // Знание-сила. — 1997. — № 2. — С. 26–29.
  14. Померанц Г.С. Выход из транса. — М., 1995.
  15. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М., 1986.
  16. Тэйлор Э. Первобытная культура. — М., 1989.
  17. Фрэзер Д. Золотая ветвь. — М., 1993.
  18. Чаликова В. Дети, «примитивы», культура участия. Утопические проекты антрополога // Знание-сила. — 1996. — № 6.
  19. Является ли африканец «европейцем наоборот»? (Африка в цивилизационном процессе) // Вопросы философии. — 1999, № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Восточные и западные культуры

 

Восток и Запад предстают  как два типа мышления, два типа культуры. В науке это зачастую определяется через функциональную асимметрию мозга. При этом восточная культура представляется как правополушарная, иррациональная, направленная на познание себя, а западная — как левополушарная культура, рациональная, направленная на познание и освоение окружающего мира, природы. Парадигмальные принципы западных и восточных культур своеобразно реализуются в религии, письменности, искусстве. У разных людей в управлении и психическими процессами, и двигательными органами могут быть доминирующими разные полушария. Поэтому у каждого человека по этому признаку, который может быть выявлен специальными психологическими исследованиями, можно отнести либо к доминантным правополушарным, либо к доминантно левополушарным, либо — к смешанному типу, для которых не составляет труда активизация того полушария, которое требуется для решения задач определенного типа — аналитического или художественного. Самое же главное заключается в том, что численное преобладание правополушарников или левополушарников в человеческих сообществах является этническим признаком, точнее, одним из таковых. В социумах, развитие культуры которых пошло технологическим путем, автоматически шел отбор на левополушарников, начало этому было положено в античном мире. И этот процесс, распространяясь на протяжении последующих двух тысячелетий по всей Европе, «канализировал» европейскую культуру в технологическом русле. Ряд современных исследователей, опираясь на богатый накопленный эмпирический материал, считает, что в силу необходимости компенсировать эпохальное смещение в сторону доминирования левополушарного типа мышления в развитии западной культуры в целом нарастанием правополушарного типа мышления в искусстве.

Нам предстоит рассмотреть  проблему «Искусство и мировые религии», какие виды искусства в большей мере соответствуют христианству, исламу, буддизму как мировым религиям, исходя из вышеизложенных концептуальных положений.

Одна из загадок культурологии — это независимый, практически одновременный переход человеческого общества в различных регионах к монотеизму (единоверию). В первом веке до нашей эры в Малой Азии возникает христианство; в Китае в начале нашей эры оформились в религию даосизм, конфуцианство; в Индии в VI–V в.в. — буддизм; в Аравии в VII веке нашей эры — ислам.

В сочетании с египетским герметизмом Восточные религии представили большую возможность появления в культуре магии и алхимии, привели к поискам эликсира бессмертия не только на Востоке, но и в Европе.

В основании всякой религии  лежит слово, проповедь, литература как вид искусства. При этом христианство в большей мере использует изобразительные искусства, архитектуру; восточные религии представлены в пластических изобразительных формах, через декоративно-прикладное искусство, своеобразную архитектуру.

Интенсивное духовное движение в культурах Китая, Индии, Эллады и Ближнего Востока. Здесь традиции прошлого обновлялись и развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания.

Теория осевого времени  К. Ясперса (нем.) — осевое время означает собой исчезновение великих культур древности, существующих тысячелетиями. «Ось» мировой истории следует отнести ко времени около 500 лет до н.э., к тем событиям, которые происходили между 800 и 200 гг. до н.э. на всем протяжении от Запада до Востока. Именно тогда появился человек современного физического типа. Приходит конец мифологической эпохи с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы пользуемся в настоящее время, закладываются основы мировых религий. Это время духовного озарения (одухотворения): перед человеком открывается ужас мира и собственная беспомощность.

Особенности культур  Востока: устойчивость, недвижность, традиционализм. И хотя традиции доосевого времени вошли в культуру послеосевого, эти культуры динамично развивались. При этом восточные культуры оказываются непохожими друг на друга в своем отношении к осевому времени, демонстрируя многообразие типов других культур, поливариантность мирового культурного развития.

Западный мир не столько отличается от Восточного в своей полярности с ним, сколько несет его в себе самом, своем самосознании.

Основные художественные принципы культуры Востока:

  • гармоничность как признак неискаженного развития, меры;
  • естественная красота предмета, рожденного временем, жизнью;
  • отсутствие чего-то броского, мерная воздержанность и красота простоты, т.е. прекрасным может быть любой предмет, не только произведение искусства.
  • принцип non-finita (незавершенности), т.е. момент мгновения, в котором отражена вечность.

Принцип non-finita нашел свое отражение в европейской культуре и искусстве, особенно в киноискусстве неореализма.

 

Культура Древнего Египта

 

Цивилизацию Египта называют «речной цивилизацией», поскольку река играла решающую роль в жизнеобеспечении египетского общества. Греки называли Египет «Даром Нила», Геродот — «Айгиптос». Сами египтяне — «Та Каме», что означает «Черная земля», в отличие от пустыни — «Красная земля».

Строительство и эксплуатация обширной ирригационной системы  требовала единой системы управления. Это способствовало становлению в Египте единого централизованного государства во главе с обожествленным монархом. Основой экономики страны было сельское хозяйство.

В истории Древнего Египта выделяют следующие периоды:

  1. Додинастический период — IV тысячелетие до н.э.
  2. Древнее царство — 3200–2400 гг. до н.э.
  3. Среднее царство — XXI век — начало XIX века до н.э.
  4. Новое царство — XVI в. — XII в. до н.э.
  5. Позднее время — XI в. — 332 г. до н.э.

Среди рабовладельческих  государств, возникших в долинах больших рек после распада родового строя, Египет первым достиг подлинного могущества.

Основные принципы, служившие  опорой верховной власти в Египте — незыблемость и непостижимость. Фараон обожествлялся, почитался сыном бога во плоти (сын бога Ра — Солнца и земное воплощение бога Тора — первого мифического властителя Египта. Эта двойная принадлежность выражалась в бело-красной короне). Фараон был одновременно и верховным жрецом, совершавшим наиболее важные ритуалы. Собственное имя фараона считалось священным и запрещенным для повседневного употребления. Служители религии учили: «Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе».

Во славу царей, во славу идей незыблемых и непостижимых создавалось египетское искусство.

Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Согласно вероучению умершего ждет воскресение. Могила — лишь временное жилище. Как Нил возвращается ежегодно на орошаемую им землю, так и душа вернется в тело. Поэтому заупокойный культ требовал сохранить тело (мумии, статуи умерших) и снабдить его всем необходимым. Древнеегипетский текст гласит: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн — деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу». Смерть воспринималась как ненормальное, временное явление, которое не должно нарушать красоту жизни.

Ключевым памятником для понимания всего последующего искусства Египта является знаменитая заупокойная плита фараона Нармера (конец IV тысячелетия до н.э.). Это рельеф, рассказывающий о победе Верхнего Египта над Нижним.

Платон писал: «Египетский художник не имел права вносить в свое творчество что-либо противное религии». А заупокойный культ говорил, что душа вселится в тело, если оно воспроизведено полностью. Но как сделать это на плоскости, в рельефе? В результате появился особый прием: художник показывает не то, что видит, а то, что знает об этой фигуре. Он выделяет самое разительное, например, глаза и бровь целиком при профильном изображении, и ноги показаны в профиль. Чтобы дать цельный образ, верхняя часть туловища развернута в фас с полным выявлением плеч, рук и груди.

Древнеегипетский  художник не знает законов перспективы — величина фигур зависит не от их расположения в пространстве, которое сведено к плоскости, а от значимости каждой из них.

Свой отпечаток на изобразительное  искусство наложила и иероглифическая  письменность: каждый пояс рельефа  или росписи — новая строка, увязывающаяся со следующей, чтобы составить как бы законченный текст, передаваемый образами.

На протяжении последующих трех тысячелетий египетское искусство будет претерпевать некоторые изменения, но канон плиты Нармера останется незыблемым.

Египетское искусство едино  и в живописи, и в рельефе, и  в круглой скульптуре, ибо все  они как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т.е. — зодчества. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первыми подобными сооружениями были песчаные насыпи, укрепленные каменной или кирпичной кладкой, воздвигавшиеся над могилами. Они имели наклонные стены и по форме напоминали скамейку, отсюда их название — «мастаба» (скамейка).

Постепенное усложнение конструкции  и увеличение размеров мастабы превратили ее в пирамиду.

Наиболее ранней по времени своего создания считается пирамида фараона Джосера в Саккаре (III тысячелетие до н.э.). Она имела высоту 60 метров, была ступенчатой, символизируя «лестницу в небо», «дорогу к солнцу» для одной из душ фараона после смерти.

Построил пирамиду архитектор, астроном, врач и мудрец Имкотеп. После смерти Имкотепа в его честь был сооружен храм, а сам он был обожествлен.

Самые значительные по размерам — это пирамиды трех фараонов IV египетской династии (XXIX–XXVIII вв. до н.э.) в Гизе. Они стали символом Древнего Египта, безграничной власти фараона, символом бессмертия и преодоления времени. «Все на земле боится времени, но время боится пирамид» (арабская пословица).

Среди них выше и величественней всех пирамида фараона Хуфу, или Хеопса, как называли его греки. Пирамида Хеопса считается одним из семи чудес света. Во всем мировом искусстве нет памятника зодчества, в котором великий замысел нашел бы более точное, более могущественное и в то же время более лаконичное воплощение.

Поражают размеры пирамиды Хеопса: высота — 147 м; длина каждой наклонной стороны 235 м; площадь — 55 тыс. кв. м. Пирамида сложена из блоков известняка весом 2,5–3 тонны. Таких блоков потребовалось 2 млн. 300 тыс. штук. При этом блоки так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть иголку. Строили пирамиду 20 лет.

Вся поверхность пирамиды была облицована отполированными известняковыми плитами.

На протяжении всей истории Египта пирамиды грабили. Вот фрагмент показаний преступников на суде: «Мы проникли во все помещения… мы нашли божественную мумию царя… на шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была вся украшена золотом. Покровы ее были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи и украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали все украшения, которые нашли на священной мумии…».

Перед заупокойным храмом при пирамиде фараона Хафра или Хефрена (по-гречески) находится самый большой сфинкс, высеченный из цельной скалы. Длина его тела — 57 м, а голова в 30 раз больше человеческой.

Росписи и рельефы заупокойных  храмов и усыпальниц показывают жизнь царей и вельмож, их охоты, увеселенья и битвы, а равно и простых людей, которые им служат.

В стенных росписях и цветовых рельефах, как и в самом пейзаже Египта, нет полутонов: минеральные краски, которые использовали египтяне, доносят до нас во всей чистоте несложную яркую цветовую гамму.

Портретная скульптура, также связанная  с заупокойным культом, приобретает характерные черты. Все статуи находятся в статичных позах и имеют специфическую окраску: мужские — красно-коричневую, женские — желтую; для волос применяется черная краска, для одежды — белая.

На рубеже Древнего и  Среднего царств наступила переоценка ценностей. Ставится под сомнение возможность загробной жизни. Некий мыслитель так говорит об этом в «Беседе разочарованного со своим духом» — Разочарованный: Лица скрыты, человек каждый таит лицо от братьев своих. Нет праведных, и земля предоставлена творящим беззаконие… Я нагружен печалью… Грех поражает землю и нет ему конца… Смерть стоит передо мной сегодня подобно выздоровлению, подобно аромату лотоса, подобно возвращению человека из похода к дому своему». Дух: «Если ты вспомнишь о погребении — это горе… Это исчезновение человека из его дома! Не выйдешь ты больше наружу, чтобы увидеть Солнце! Когда строившие умерли — жертвенники их пусты, как и у бедняков…».

Информация о работе Культура и цивилизация