Культура и ее этнические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:11, статья

Описание работы

Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, "крови и почвы", почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в племя, общины, этническую группу - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Культура как объект этнографического изучения
2. Особенности и функции этнической культуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культура и этнические функции.docx

— 63.56 Кб (Скачать файл)

Культура  и этнические функции

 Содержание

 ВВЕДЕНИЕ

1. Культура  как объект этнографического  изучения

2. Особенности  и функции этнической культуры

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

Этническая  культура - это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.В этнической культуре различают два слоя:

исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией, они составляют каркас этнической культуры и составляет единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая  культура - это культура людей, связанных  между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно  осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, "крови и почвы", почему она и меняется от одной  местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление  в племя, общины, этническую группу - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения  к поколению на семейном или соседском  уровне.

Функционально значимыми для этнического общества являются: элементы бытовой культуры и сумму знаний, которые ориентируют повседневную жизнедеятельность. Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа. Все эти факторы и  обуславливают  актуальность нашего исследования на примере этнической культуры нашего народа.

Целью нашей  работы  является   изучить  понятие культуры, этнокультуры и  рассмотреть особенности этнической культуры русских народов.

Задачи исследования:

1. изучить   культуру   как  объект этнографии, дать понятие культуре и рассмотреть ее типологию;

2.  проанализировать   ценностное   ядро  культуры;

3.  выявить   особенности этнической культуры;

4. определить этническую культуру русских.

Объект исследования: этническая культура.

Предмет: этническая культура: ее сущность, особенности  и функции.

 

1. Культура как объект этнографического  изучения

 

О необходимости  осознания собственной культуры и ее проблем впервые заговорил  А.С. Хомяков. Он в середине 40-х годов  выдвинул и горячо отстаивал гипотезу, что петровские преобразования насадили в России элементы западной культуры, образец которой в качестве эталона  и был принят высшими слоями общества. И это врастание в чужую  культуру, по мнению Хомякова, оторвало образованные слои русского общества от народа. Народ продолжал жить в своей системе представлений, но при всём этом лишился притока  новых идей. Образованные слои пытаются нести народу просвещение по новому образцу, но просвещение есть не только свод и собрание положительных знаний.

Культура - очень  древняя и суровая, требующая  от человека сильного самоограничения, репрессии своих личных индивидуальных целей в пользу социальных групп  и глобальных культурных ценностей. Без них нет культуры и нет  общества вообще. Модернизация в культуре идет постоянно, только интенсивность  ее может возрастать и снижаться.

Типология культур  строится на основании нескольких критериев.

Это: связь  с религией (культуры религиозные  и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому  типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Особого разговора  требует духовная и материальная культура. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными  явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры.

Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура.

Новые концепции  и идеологические структуры проходят оценку, проверку и отбор со стороны  ценностного ядра культуры. Некоторые  из них легко и органично вписываются  в контекст и принимаются общественным сознанием различных групп, другие - "со скрипом", с бесконечными изменениями и трансформациями, а третьи отвергаются вообще. И  если такие неприемлемые представления (и основанные на них нормативные  формы) продолжают настойчиво навязываться людям, наступает ценностная реакция  отторжения Социально-экономическая  и соционормативная культура. Свод этнографических понятий и терминов. - М.: 2005..

Это очень  сильная эмоциональная реакция  типа той, какую выдает любой живой  организм, например на ожог, - судорожный рывок с последующими агрессивно-защитительными действиями, взрыв моральных чувств (гнева, возмущения, боли, обиды).

С ценностями шутить нельзя, это вещь очень серьезная. И когда нарушается ценностное ядро культуры, люди теряют смысл жизни, теряют себя.

Что же это  такое - "ценностное ядро культуры", которое, оказывается, существует не где-то абстрактно, в культуре, а именно в нас самих? Начнем с основания, с того, что называется "человеческой природой".

Под человеческой природой можно подразумевать те чувства и импульсы, которые свойственны  человеку и недоступны животным, в  то же время они принадлежат человечеству в целом, а не отдельным его  расам и эпохам. Это, в частности, симпатия и те бесчисленные чувства, в которые симпатия входит составной  частью, например любовь, самолюбие, обида, тщеславие, героизм, а также ощущение социальной справедливости и несправедливости. Человеческая природа - не что-то существующее отдельно, в индивиде, это - групповая  природа, или первичная фаза общества. Человек с нею не рождается, ему  прививает ее общество, а точнее, первичная группа.

Итак, социальная природа человека состоит, в свою очередь, из "чувств. Здесь нужно  подчеркнуть, что в русском языке  понятия "эмоция" и "чувство" разведены слабо и иногда используются как синонимы. Но в английском языке, а также в романских понятие "эмоция" закреплено за простыми переживаниями: страх, гнев, восторг...

К "чувствам" же (сантиментам) относятся более  сложные психологические процессы: дружба, любовь, чувство чести. Они могут сопровождаться эмоциями, но сами, в своей основе таковыми не являются. Таким образом, то, что мы привыкли в своем языке называть понятием "чувственного", в этой системе будет отнесено скорее к эмоциональному и собственно "чувствам" в определенной степени как бы противостоит.

Привитие  человеческой природы и есть воспитание в человеке способности переживать "чувства", или "сентименты", которые - и это очень важно отметить - не замыкаются на самого человека, а обязательно включают другого. "Симпатия", входящая в "сентимент", - это способность сопереживать другим, сочувствовать (близко психологическому термину "эмпатия", под которым разумеется умение почувствовать другого изнутри, как бы войти в него). И "таким образом безличное не-я делается лицом, другим Я, то есть Ты" (П. Флоренский). Ты - не просто другой человек, Ты - это другой Я. Тут основа всякой морали: относись к ближнему, как к самому себе.

Чувства передаются от человека к человеку на основании  любви.

Чувства эти  не просто переплетены друг с другом, но в центре их всегда что-то находится, какой-то предмет, на который все  они и направлены. принято называть эти предметы "ценностями".

Мы пытаемся осмыслять свои этнические ценности в чужой, заимствованной системе  понятий - в понятиях научной психологии, фрейдизма, западных философских систем (поскольку своих философов, как  правило, не знаем или знаем гораздо  хуже, чем иностранных), западных политических структур и разного рода социальных и культурных концепций, взятых из чужого общественного сознания.

В терминологии наших наук очень много понятий, попросту калькированных из чужих языков, они прочно вошли не только в научный  язык, но и в язык общественного  сознания, причем в последний они  входят уже эмоционально ярко окрашенными.

Но альтернативной, собственной системы понятий  в нашем языке не выработалось. Хомяков отлично осознавал опасность, подстерегающую человека, пытающегося  описать какое-либо своеобразное этническое явление с помощью заимствованных из чуждой среды слов. Он вообще придавал языку очень большое значение, считая, что через наше сознание язык влияет на мир и более всего - на реальность: "Дайте какой бы то ни было власти название иноземное, и все внутренние отношения ее к подвластным изменятся и получат иной характер, который не скоро исправится. Назовите Святую Веру религией, и вы обезобразите самое Православие" Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. - 2003, № 6..

Осталось  нераскрытым и неописанным одно из основных слов, которое славянофилам все-таки удалось сказать: "соборность". Какое-то явление оно описывает, которое отчасти пересекается с "демократией" и имеет с ней  какие-то общие элементы. Но в только что начавшей формироваться концептуальной системе славянофилов равенства между этими понятиями нет, соборность имеет какие-то свои характеристики, о чем мы сейчас можем только догадываться по отдельным, разбросанным в разных работах замечаниям. А. Хомяков: "Желательно, чтобы сход решал дела приговором единогласным. Таков был издревле обычай славянский... Если уже нельзя получить решение единогласное, лучше передать дело посреднику, излюбленному от всего схода. Совесть и разум человека, почтенного общим доверием, надежнее, чем игра в счет голосов" Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 2001..

Нужно отнестись  с уважением к тому, что было сделано до нас, "чтобы благочестие  Сергия Радонежского, дерзновение митрополита  Филиппа, патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя и Толстого, самоотвержение Нахимова, Корнилова и всех миллионов  русских людей, помещиков и крестьян, богачей и бедняков, бестрепетно  и бескорыстно умиравших за Россию, были для тебя святынями. Ибо этими святынями творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность, как духовная сила" (П. Струве).

 

2. Особенности и функции этнической  культуры

 

В современной  науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе Этнография / Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е.Маркова. - М.: 2003..

Именно подобное понимание культуры определяет ее выдвижение на роль одной из главных этнообразующих и этносохраняющих компонентов. Именно оно дает основание считать, что этническая общность - это, прежде всего, общность, связанная определенной общей культурой в самом широком понимании этого слова.

Таким образом, этнос можно понимать (абстрагируясь  от мысли, что под это определение  подпадают и другие социальные группы) как общность, являющуюся носителем  определенной культуры. Но при всём этом культура представляется как функционально  обусловленная структура, имеющая  внутри себя механизмы самосохранения, способствующие как адаптации своих  членов к внешнему - природному и  культурно-политическому окружению, - так и приспосабливанию внешней  реальности к нуждам и потребностям представителей данного этноса.

Информация о работе Культура и ее этнические функции