Культура и ее этнические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:11, статья

Описание работы

Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, "крови и почвы", почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в племя, общины, этническую группу - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Культура как объект этнографического изучения
2. Особенности и функции этнической культуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культура и этнические функции.docx

— 63.56 Кб (Скачать файл)

Предсказывать и предписывать конкретные формы  появляющейся новой русской культуры вообще невозможно. Но все же отличие  верхов от низов должно определяться не тяготением к двум различным этнографическим  зонам, а степенью культурной разработки и детализации элементов единой культуры. Русская культура в смысле завершения культурного здания должна вырастать органически из основания  русской стихии.

  Заключение

Каждая этническая культура имеет свои особенности, и  эти особенности могут выражаться в самых разных вещах. Каждая этническая культура имеет свою собственную  логику и только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение (и либо никогда не изменяется, либо меняется лишь в особых случаях), а  что второстепенно и может  легко модифицироваться.

По мере дальнейшего  развития человеческого общества происходит известное разделение культуры данного  народа на культуру народных масс, трудящихся и на культуру господствующих классов. Вместе с тем происходит и усложнение самой культуры, особенно той ее части, которая присуща господствующим классам.

Традиционная  культура российских этносов, благодаря  своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В условиях России она  закрепила наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступила  хранителем их духовно-нравственного  опыта, их исторической памятью. Особенные  этнические формы существования  общезначимых ценностей, специфические  способы их накопления и сохранения, приемы и методы их передачи последующим  поколениям должны стать объектом пристального изучения со стороны философов, историков, этнографов и т.д. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М.: 2004..

Общее и особенное  специфическим образом сочетаются в этнической культуре. Традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание  жизни в единстве с народным опытом, настроем, чаяниями, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего  процесс накопления и воспроизводства  общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус.

Традиционная  культура предлагает нам важнейшие  нравственно-этические, эстетические и даже политико-правовые нормы и  ценности, могущие служить регуляторами повседневного поведения российского  народа. Бесспорно, что изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена  традиционная экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Задумки и действия наших  современников во многом определяются именно традиционными представлениями  о таких важнейших ценностях  как долг и честь, старшинство  и молодость, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и  порок, красота и безобразие, комическое и трагическое, должное и неприемлемое и т.д.

Новейшие  ценности и нормы размыты, они  еще не сформировались. Об их усвоении и принятии массовым сознанием и  говорить не приходится. Сегодня недопустимо  списывать традиционные регуляторы поведения людей, содержащиеся в  этнической культуре, в архив, отказываться от них. Необходима определенная теоретическая  обработка и практическая поддержка  того традиционного, что не противоречит провозглашаемым программным социальным установкам и служит фактором стабилизации общества.

Некоторые радетели приоритета общечеловеческих ценностей  противопоставляют им традиционные этнические ценности и принципы, что  связано с непониманием взаимосвязи  общего и особенного, которые существуют только в единстве, как моменты  всякого отдельного.

Общечеловеческое  представлено в этническом и традиционном. Традиционная культура имеет в качестве своей составляющей общечеловеческие ценности, только здесь они представлены в особенной, этнической форме. Модернизацию этнической жизни не следует представлять как приобщение ко всему западному  и отказ от традиционных ценностей. Хотя и традиционное не означает неприкосновенное. Традиционные формы жизни сами изменчивы, подвижны. Общие ценности и ориентиры, которых доселе не было в устоявших  формах, должны обрести этнически  приемлемые очертания и стать  традиционными. Модернизация ряда стран  дает нам яркий образец сохранения и плодотворного использования  традиционного в целях социального  прогресса Коган Л.Н. Социология культуры. Учебное пособие. - Екатеринбург, 2003..

Этническая  культура России многообразна как по сущности и содержанию, так и по формам проявления. На протяжении многих веков народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические и другие ценности. Традиционная культура впитала в себя такие важнейшие нормы общечеловеческой морали, как гуманность и достоинство, честь и совесть, долг и справедливость, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие и т.д.

Такие различные  формы этнической культуры, как традиции, обряды, обычаи, ритуалы, кодексы чести, совести и порядочности и пр. выполняют  функцию носителей общезначимых ценностей. Традиции требуют от каждого  быть достойным звания "человек", то есть быть честным и благородным  по отношению к окружающим, верным дружбе и данному слову, сострадательным  к слабым, больным и престарелым, милосердным и великодушным. Для  настоящего человека нет более значимой проблемы, чем усвоение и соблюдение требований неписаных кодексов чести, совести и благородства. Нарушение  народного кодекса, нравственное падение, потеря человеческого облика традиционно  осуждаются в этнической культуре как  зло, порок недостойный человека, позорящий род, этнос в целом.

 Список использованной литературы

1.Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М., 2000.

2. Арутюнян  Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: 2000.

3. Белик А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. - М.: 2001.

4. Волков  Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. - М.: Гардарики, 20041. - 432 с.

5. Ионин Л.Г.  Социология культуры. - М., 2004.

6. История  культурологии: идеи и судьбы. - СПб., 2002.

7. Каган М.С.  Философия культуры. - СПб., 2002.

8. Коган Л.Н.  Социология культуры. Учебное пособие. - Екатеринбург, 2003.

9. Культура: теории и проблемы. Учеб. Пособие  для студентов и аспирантов  гуманитарных специальностей /Т.Ф.  Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.: Наука, 2004.

10. Лебедева  Н. ВВЕДЕНИЕ в этническую и  кросс-культурную психологию. - М.: 2002.

 

 


Информация о работе Культура и ее этнические функции