Санкт-Петербургский Университет
Управления и Экономики
Факультет Сервис и Межкультурная
коммуникация
Кафедра: Туризм
Курсовая работа
На тему: «Культура и искусство
инков»
Выполнила:
Студентка 2 курса 841/2группы
Степанова Александра
Проверила:
Санкт-Петербург
2012г.
Содержание:
Ведение 3
Глава1.ВозникновениеИнков 4
- Определение 4
- История: 4
- Доинкский период
- Первый инка
- Завоевания
- Социальная организация 7
- Айлью
- Государство Тауантинсуйю
- Десятичная административная
система
Глава 2.Культура,
искусство, наука и достижения Инков 9
2.1 Достижения
2.1.1 дороги
2.1.2 водопровод
2.1.3 почта
2.1.4 часки
2.1.5 почтовые линии
2.2 Культура
и наука 11
2.2.1 Религия
2.2.2 Язык
2.2.3 Письменность
2.2.4 Календарь
2.3 Искусство 17
2.3.1 Архитектура
2.3.2 Музыка
2.4 Сельское хозяйство 19
2.5 Пирамида Солнца 20
2.6 Мачу-Пикчу 21
Глава3. Падение инкской
империи 22
Заключение 24
Список Литературы 26
Приложение 27
Введение
Инки - кто они?
Много легенд и сказаний ходит
по земле об этом великом и таинственном
народе. Даже историки считают, что
их знаний недостаточно, чтобы сказать,
откуда пришел или как появился этот чудесный
народ, обладавший около двух тысячелетий
назад развитой строительной и социальной
системой. К сожалению, неистовые конквистадоры
уничтожили большинство священных писаний
инков, но крупицы, дошедшие до нас, в купе
с археологическими данными позволяют
нам строить догадки о происхождении это
великого народа. Что же я постараюсь
воссоздать в своей курсовой работе основные
события связанные с этим великим народом.
Для этого определим основную цель – ознакомление
с культурой и жизнью народов Инка.
Задачи:
- Познакомиться с историей
возникновения народа Инка и государства
Тауантинсуйу
- Рассмотреть социальную организацию
Инкского общества.
- Ознакомиться с религиозными
представлениями Инков
Глава 1. Возникновение
Инков
1.1Определение
ИНКИ - индейское
племя, обитавшее на территории Перу и
создавшее обширную империю с центром
в Куско, в перуанских Андах. Империя инков,
одна из двух империй, существовавших
в Новом Свете во времена Колумба(1475—1480 ) ,(другая – ацтекская), простиралась
с севера на юг от Колумбии до Центрального
Чили и включала в себя территории нынешних
Перу, Боливии, Эквадора, севера Чили и
северо-запада Аргентины. Индейцы называли
Инкой лишь императора, а конкистадоры
применяли это слово для обозначения всего
племени, которое в доколумбову эпоху,
по-видимому, пользовалось самоназванием
«капак-куна» («великие», «прославленные»).
Инкам удалось соединить две
различные зоны Перу, т.н. Сьерру (горную)
и Косту (береговую), в единое социальное,
экономическое и культурное пространство.
Инки называли «юнгас» жаркие
влажные предгорья и их обитателей.
1.2История
1.2.1Доинкский
период
Культура инков сформировалась
относительно поздно. Задолго до появления
инков на исторической арене, еще в III тысячелетии
до н.э., на побережье обитали оседлые племена,
которые занимались изготовлением хлопковых
тканей и выращивали маис, тыквы и бобы.
Древнейшей из великих андских культур
считается культура Чавин (12–8 вв. до н.э.
– 4 в. н.э.). Ее центр, город Чавин-де-Уантар,
расположенный в Центральных Андах, сохранял
свое значение даже в инкскую эпоху. Позже
на северном побережье развились другие
культуры, среди которых выделяется раннеклассовое
государство Мочика (ок. 1 в. до н.э. – 8 в.
н.э.), создавшее великолепные произведения
архитектуры, керамики и ткачества.
На южном побережье процветала
загадочная культура Паракас (ок. 4 в. до
н.э. – 4 в. н.э.), прославленная своими тканями,
бесспорно, самыми искусными во всей доколумбовой
Америке. Паракас оказала влияние на раннюю
культуру Наска, развивавшуюся южнее,
в пяти долинах-оазисах. В бассейне озера
Титикака ок. 8 в. сформировалась великая
культура Тиауанако. Столица и церемониальный
центр Тиауанако, расположенный на юго-восточной
оконечности озера, выстроены из обтесанных
каменных плит, скрепленных бронзовыми
шипами. Знаменитые Ворота Солнца высечены
из огромного каменного монолита. В верхней
части проходит широкий барельефный пояс
с изображениями бога Солнца, который
истекает слезами в форме кондоров и мифологических
существ. Мотив плачущего божества прослеживается
во многих андских и береговых культурах,
в частности, в культуре Уари, развивавшейся
неподалеку от нынешнего Аякучо. По-видимому,
именно из Уари шла религиозная и военная
экспансия вниз по долине Писко по направлению
к побережью. Судя по распространению
мотива плачущего бога, с 10 по 13 вв. государство
Тиауанако подчинило себе большинство
народов Косты. После крушения империи
локальные трибальные объединения, освободившиеся
от внешнего гнета, создали собственные
государственные образования. Самым значительным
из них стало воевавшее с инками государство
Чиму-Чимор (14 в. – 1463) со столицей Чан-Чан
(вблизи нынешнего порта Трухильо). Этот
город с огромными ступенчатыми пирамидами,
орошаемыми садами и облицованными камнем
бассейнами занимал площадь в 20,7 кв. км.
Здесь сложился один из центров керамического
производства и ткачества. Государство
Чиму, распространившее свою власть на
протяжении 900-километровой линии перуанского
побережья, имело разветвленную сеть дорог.
Таким образом, имея в прошлом
древнюю и высокую культурную традицию,
инки были скорее наследниками, нежели
родоначальниками перуанской культуры.
1.2.2 Первый Инка.
Легендарный первый инка Манко
Капак 1 основал Куско приблизительно
в начале 12 в. Город лежит на высоте 3416
м над у.м. в глубокой долине, пролегающей
с севера на юг между двумя крутыми хребтами
Анд. Как повествует предание, Манко Капак
во главе своего племени пришел в эту долину
с юга. По указанию бога Солнца, своего
отца, он швырнул золотой жезл себе под
ноги и, когда тот был поглощен землей
(добрый знак ее плодородия), основал в
этом месте город. Исторические источники,
частично подтвержденные данными археологии,
указывают, что история возвышения инков,
одного из бесчисленных андских племен,
начинается в 12 в., а их правящая династия
насчитывает 13 имен – от Манко Капака
до Атауальпы, убитого испанцами в 1533.
1.2.3 Завоевания.
Свои владения инки начали расширять
с территорий, непосредственно прилегавших
к долине Куско. К 1350 в правление Инки Роки
они завоевали на юге все земли вблизи
озера Титикака, а на востоке – близлежащие
долины. Вскоре они продвинулись на север
и дальше на восток и подчинили себе территории
в верховьях реки Урубамбы, после чего
направили свою экспансию на запад. Здесь
они столкнулись с ожесточенным сопротивлением
племен сора и рукана, но вышли из противостояния
победителями. Около 1350 инки навели висячий
мост через глубокий каньон реки Апуримак.
Ранее ее пересекали три моста на юго-западе,
но теперь инки проложили прямой путь
от Куско к Андауайлас. Этот мост, самый
длинный в империи (45 м), инки называли
«уакачака», священным мостом. Мост был
настолько прочным ,что прослужил 500лет.
Неизбежен стал конфликт с могущественным
воинственным племенем чанка, которое
держало под контролем Апуримакский проход.
В конце правления Виракочи (ум. 1437) чанка
осуществили внезапный набег на земли
инков и осадили Куско. Виракоча бежал
в долину Урубамбы, оставив защищать столицу
своего сына Пачакутека (букв. «сотрясатель
земли»). Наследник блестяще справился
с возложенной на него задачей и наголову
разгромил врагов.
В правление Пачакутека (1438–1463)
инки расширили свои владения к северу
до озера Хунин, а на юге завоевали весь
бассейн озера Титикака. Сын Пачакутека
Тупак Инка Юпанки (1471–1493) распространил
власть инков на территорию нынешних Чили,
Боливии, Аргентины и Эквадора. В 1463 войска
Тупака Инки Юпанки покорили государство
Чиму, а его правителей доставили в Куско
как заложников.
Последние завоевания совершил
император Уайна Капак, пришедший к власти
в 1493, год спустя после того, как Колумб
достиг Нового Света. Он присоединил к
империи Чачапойяс в Северном Перу, на
правом берегу реки Мараньон в ее верхнем
течении, подчинил воинственные племена
острова Пуна близ Эквадора и примыкающего
побережья в районе нынешнего Гуаякиля,
а в 1525 северная граница империи достигла
реки Анкасмайо, где сейчас пролегает
граница между Эквадором и Колумбией.
1.3Социальная организация
1.3.1Айлью
В основании социальной пирамиды
инкской империи находилась разновидность
общины – айлью. Она была образована из
семейных кланов, которые жили вместе
на отведенной им территории, сообща владели
землей и скотом и делили между собой урожаи.
Практически всякий принадлежал к той
или иной общине, в ней рождался и умирал.
Общины бывали маленькими и крупными –
вплоть до целого города. Инки не знали
индивидуального землевладения: земля
могла принадлежать только айлью или,
позже, императору и как бы сдавалась в
аренду члену общины. Каждую осень происходило
перераспределение земли – наделы увеличивались
или уменьшались в зависимости от размеров
семьи. Все сельскохозяйственные работы
в айлью производились сообща.
В 20-летнем возрасте мужчинам
было положено жениться. Если юноша сам
не мог найти себе пару, ему подбирали
жену. В низших социальных слоях выдерживалась
строжайшая моногамия, тогда как представители
правящего класса практиковали многоженство.
У некоторых женщин появлялась
возможность покинуть айлью и улучшить
свое положение. Речь идет об «избранницах»,
которых за красоту или особые таланты
могли взять в Куско или в провинциальный
центр, где их обучали искусству приготовления
пищи, ткачеству или религиозным ритуалам.
На приглянувшихся «избранницах» нередко
женились сановники, а некоторые становились
наложницами самого Инки.
1.3.2Государство Тауантинсуйю.
Название империи инков – Тауантинсуйю
– буквально означает «четыре соединенные
стороны света». Из Куско выходили в разных
направлениях четыре дороги, и каждая,
независимо от своей длины, носила название
той части империи, куда она вела. Антисуйю
включала в себя все земли к востоку от
Куско – Восточные Кордильеры и амазонскую
сельву. Отсюда инкам грозили набеги не
усмиренных ими племен. Континсуйю объединяла
западные земли, включая покоренные города
Косты – от Чан-Чана на севере до Римака
в Центральном Перу (местоположение нынешней
Лимы) и Арекипы на юге. Кольясуйю, самая
обширная часть империи, простиралась
на юг от Куско, охватывая Боливию с озером
Титикака и отдельные районы современных
Чили и Аргентины. Чинчасуйю пролегала
на север до Румичаки. Каждой из этих частей
империи управлял апо, связанный кровными
узами с Инкой и подотчетный только ему.
1.3.3Десятичная административная
система.
Социальная и соответственно
экономическая организация инкского общества
была основана, при тех или иных региональных
отличиях, на десятичной административно-иерархической
системе. Учетную единицу составлял пурик
– взрослый дееспособный мужчина, имеющий
домохозяйство и способный платить налоги.
Десять домохозяйств имели своего, так
сказать, «бригадира» (инки называли его
пача-камайок), сотню домохозяйств возглавлял
пача-курака, тысячу – мальку (обычно управляющий
большой деревней), десять тысяч – губернатор
провинции (омо-курака), а десять провинций
составляли «четверть» империи и управлялись
упомянутым выше апо. Всего было 4 апо.
Вместе с верховным инка составляли совет
страны. Вместе с расширением государства
инков возрастал и правящий класс. Из родовитых
инков рекрутировалось сословие чиновников.
Они содержались на средства государственной
казны и жили, окруженные челядью и многочисленными
женщинами.