Культура и искусство инков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 02:37, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- Познакомиться с историей возникновения народа Инка и государства Тауантинсуйу
- Рассмотреть социальную организацию Инкского общества.
- Ознакомиться с религиозными представлениями Инков

Содержание работы

Ведение 3
Глава1.ВозникновениеИнков 4
Определение 4
История: 4
Доинкский период
Первый инка
Завоевания
Социальная организация 7
Айлью
Государство Тауантинсуйю
Десятичная административная система
Глава 2.Культура, искусство, наука и достижения Инков 9
2.1 Достижения
2.1.1 дороги
2.1.2 водопровод
2.1.3 почта
2.1.4 часки
2.1.5 почтовые линии
2.2 Культура и наука 11
2.2.1 Религия
2.2.2 Язык
2.2.3 Письменность
2.2.4 Календарь
2.3 Искусство 17
2.3.1 Архитектура
2.3.2 Музыка
2.4 Сельское хозяйство 19
2.5 Пирамида Солнца 20
2.6 Мачу-Пикчу 21
Глава3. Падение инкской империи 22
Заключение 24
Список Литературы 26
Приложение 27

Файлы: 1 файл

курсовая по мхк. Культура Инки.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 Глава 2.Культура, искусство, наука и достижения Инков

 

2.1 Достижения

 

2.1.1 Дороги

Держать под единым управлением огромную территорию позволяли отличные дороги с отлаженной курьерской службой. Инки использовали дороги, проложенные предшественниками, и сами построили ок. 16 000 км новых дорог, рассчитанных на любые погодные условия. Мощенные дороги шли через пустыни западного побережья, а в болотистых местах для них делали каменные насыпи, а в горах выбивали уступы. Через глубокие ущелья инки строили висячие мосты, широкие реки преодолевались с помощью понтонов, сделанных из связанных между собой плотов. Поскольку доколумбовы цивилизации не знали колеса, инкские дороги предназначались для пешеходов и караванов лам. Дорога вдоль океанического побережья, протянувшаяся на 4055 км от Тумбеса на севере до реки Мауле в Чили, имела стандартную ширину в 7,3 м. Андская горная дорога была несколько уже (от 4,6 до 7,3 м), зато длиннее (5230 км). На ней было наведено не менее ста мостов – деревянных, каменных либо канатных; четыре моста пересекали ущелья реки Апуримак. Через каждые 7,2 км стояли указатели расстояний, а через 19–29 км – станции для отдыха путешественников.

2.1.2Водопровод

Велось активное строительство военных, административных и религиозных сооружений. В Куско и многих других городах был построен водопровод, по искусности не уступавший римскому, но, в отличие от последнего, сделанный без использования вредного для здоровья свинца

2.1.3Почта

применяемые в империи Инков способы передачи почтовых отправлений от одного пункта к другому. В Тауантинсуйу не существовало специальной гражданской почты. Государственная служба передачи сообщений, называемая также «службой часки», была полностью подчинена Инке. Предположительно она была введена Пачакути.

«Инги(Инки) изобрели почтовые станции [почту; перекладные], что было наилучшим из всего, что можно было бы представить или вообразить.

 

 

 

      ....по всем королевским  дорогами были построены приблизительно  через каждые пол-лиги, маленькие  домики, покрытые соломой и деревом, а в горах они были построены  на склонах и больших утесах  так, что дороги усеяны тут  и там этими маленькими домиками.»2

2.1.4 Часки

Курьеры, которые занимались доставкой почты, делились в зависимости от выполняемых ими обязанностей на чуро-часкии атун-часки. Первые занимались обыкновенными передачами посылок и сообщений, вторые — служили Инке и выполняли его поручения, а потому были вынуждены работать на пределе сил.

Поскольку быстрого средства передвижения в виде животной силы инки не имели, курьеры были вынуждены бежать без остановки определённую дистанцию. На стратегических дорогах через каждые 2—5 километров стояли посты (чуклы), на которых находились два часки. Так, передвигаясь с большой скоростью и передавая эстафету из рук в руки, часки могли очень оперативно доставить любое донесение или посылку от пункта до пункта. Сама информация о том, кто является адресантом, также передаётся через курьеров. Чаще всего передаваемая информация была представлена кипу — узелковым письмом.

Часки — это одна из сложнейших профессий инков. Требования к ним были огромны, а их образ жизни скромен, так как неумеренность в еде или активная половая жизнь могли плохо сказаться на работе. Отбор бегунов производился ещё в детстве, когда мальчиков обучали выносливости. В возрасте 20 лет они уже работали на службе, но часто не доживали до преклонного возраста, поскольку либо умирали от изнеможения, либо жестоко наказывались за нерасторопность (удары палками по голове, лишение ног). На здоровье сказывалось также то, что работать приходилось в любое время суток и в любую погоду.

2.1.5 Почтовые линии

Основная стратегическая дорога, которую обслуживали часки, вела из Кито к Куско и далее до Чили. По этой дороге были расставлены посты, на которых стояли перенимающие эстафету бегуны. Путь по главной дороге Инки — из Кито в Куско или наоборот — составлял 2—2,5 тысячи километров по скалистой местности с крутым наклоном. Таким образом, скорость пробега составляла около полутысячи километров в сутки (всё расстояние преодолевалось за пять дней).

В экстренных случаях — войны, бедствий, восстаний — использовалась сигнальная система. В свете дня это был дым, ночью — огонь. Цвет огня говорил о том, что именно произошло. Так, при помощи этой системы Инка мог получить важную информацию за несколько часов.

 

2.2  Культура  и наука

2.2.1 Религия 

Представления инков о вселенной 
  По верованиям инков, вселенная — пача — была создана Верховным Творцом всего сущего из воды, земли и огня. Она состояла из трёх миров: высшего мира (ханан пача), где обитали небесные боги; внутреннего мира (уку пача), где жили люди, животные и растения; и низшего мира (хуРин пача) — царства умерших, живущих в загробном мире (преисподней)  и тех, кто должен был родиться. Символическую связь между этими тремя мирами осуществляли две гигантские змеи. В низшем мире они жили в воде. Выползая во внутренний мир, одна змея, двигаясь вертикально, принимала вид огромного дерева — от земли до неба, другая становилась рекой Укаяли. В высшем мире одна превращалась в радугу (Коиче), другая становилась молнией (Ильяпу). Нижний мир, согласно некоторым мифам, считался одновременно и местом происхождения человека. Во многие мифах повествуется о том, что все люди вышли на свет из лона матери-земли Пачамамы или Мамы Пачи (Госпожи мира), одного из главных женских божеств, — из озёр, источников, пещер. 
В отличие от других индейских религий и культур инки не имели концепции периодического обновления мира, хотя и верили, что потоп, уничтожив одно поколение людей — диких людей, подготовил почву для появления другого поколения — воинов. 

 

 

Религиозные праздники инков

 

 В течении года инки отмечали несколько религиозных праздников. Особенно торжест¬венным был так называемый Инти Райми, когда с большим размахом чествовали своего самого важного бога — Солнце. В день праздника Инти Райми солнечные лучи собирались вогнутым зеркалом, и с его помощью зажигался священный огонь. Праздник завершался всеобщей обильной трапезой и виновозлияниями на протяжении нескольких (обычно восьми) дней. Вообще в солнечные тона были окрашены все праздники инков. 
В сентябре отмечался праздник урожая Ситуа, когда чествовали Луну и Койю — главную из многочисленных жён Верховного Инки. Это были дни своеобразного очищения. До блеска отмывались улицы и дома, толпы людей с идолами и мумиями (высохшими трупами) предков собирались около храмов и умоляли богов избавить их от всех бо=-лезней, от всех напастей, причинённых землёй, ветром, радугой. Они просили помочь не только им, но и растениям и ламам (лама — основное хозяйственное животное инков). Этот праздник сопровождался шумным весельем, ведь именно крики собравшихся должны были напугать болезни и помочь богам изгнать их навсегда. 
Религиозные представления и праздники инков находили отражение и в названии месяцев: Капак Райми — праздник императора (декабрь); Койя Райми — праздник императрицы (сентябрь) и т. д. Очень необычным, по крайней мере на современный взгляд, был Айя Шаркай Килъя — месяц извлечения из могил усопших (ноябрь). В эти дни останки умерших извлекались на поверхность. Их наряжали в лучшие одежды, черепа украшали перьями и вместе с предназначавшимися им едой и напитками выставляли в самых людных местах. Повсюду звучали песни, исполнялись ритуальные танцы, так как инки считали, что вместе с ними пляшут и поют их предки. Затем останки укладывали на специальные носилки и шествовали с ними из дома в дом по всем улицам и площадям города. В конце этих ритуальных торжеств, прежде чем снова предать мёртвых земле, в погребения знатных усопших ставили золотые и серебряные блюда с пищей, а в могилы простого люда — посуду поскромнее. 

 

 Жертвы инков  богам

 

 Религиозные верования инков в значительной мере лишены леденящей душужестокости, присуще ацтекам и майя. Среди даров, приносимых предкам и богам, чаще всего встречались кукуруза, кукурузная мука, листья кустарника коки, морские свинки и ламы. Однако в дни празднования последнего месяца года и первого месяца нового года (декабрь), когда надо было особенно сердечно поблагодарить Инти (Солнце) за всё, что он уже сделал для инков, и заслужить его благосклонность на будущее, инки не только приносили ему в дар золотые и серебряные украшения, но и прибегали к человеческим жертвоприношениям. Для этой цели ежегодно отбиралось 500 девственных юношей и девушек, которых в кульминационный момент праздника погребали заживо. 
Инки считали, что после смерти у каждого человека будет своя судьба:добродетельные окажутся вместе с Солнцем на небе, где их ждут изобилие и жизнь, практически не отличающаяся от земной. Грешники же попадут под землю, в преисподнюю, где голодно, холодно и нет ничего, кроме камней. А те молодые люди, которым выпала высокая честь принести себя в жертву Солнцу ради благополучия всех, естественно, принадлежат к самым добродетельным. Они, защитив своих соплеменников от всего злого, попадают прямо в царство Солнца. Культ предков был не менее важен для инков. С ним был связан обычай мумификации умершей знати. В скалах вырубали склепы, в которых погребали мумии в богатых одеждах с дорогими украшениями. Особенно был развит культ мумий правителей. Их мумии помещали в храмах и выносили для проведения торжественных шествий во время больших праздников. Имеются свидетельства, что из-за приписываемого им сверхъестественного могущества их даже брали в походы и выносили на поля сражений.

 

 Храмы инков

 

 Инки прославились красотой и величественностью своих храмов. Столица инков, город Куско, был одновременно главным религиозным центром империи. На площади Радости находился целый комплекс святынь и храмов. Самым величественным среди них был Храм Солнца — Кориканча. Стены его снизу доверху облицованы золотыми пластинами, но не только ради красоты. Золото у инков — символ Солнца, а серебро — символ Луны. 
Чешский учёный Милослав Стингл так описывает этот храм: «Внутри храма находился алтарь с огромным изображением солнечного диска, от которого во всех направлениях исходили золотые лучи. Чтобы ещё больше увеличить блеск этого божественного храма, в восточных и западных его стенах были сделаны большие ворота, через которые солнечные лучи проникали в святыню, отчего массивный золотой диск алтаря вспыхивал тысячами огней... 
Помимо огромного изображения Солнца, в национальной святыне Кориканче почитались... мумии умерших правителей. Их помещали вдоль стен храма. Они сидели здесь точно так же, как некогда сидели на величественных тронах».

 

2.2.2 Язык

Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара3, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака.  Во времена Инков на самом чистом кечуа говорили в столице Куско, где этот язык преподавался в школах. Инкская аристократия стремилась к совершенствованию языка. Этому способствовало развитие литературы — главным образом, драмы и поэзии. В кечуа существуют специальные слова, означающие «правильно говорящий», «неправильно говорящий», «архаичный».  Первоначальный ареал распространения языка кечуа был сравнительно небольшим — долина Куско. Существует теория, что исходным пунктом распространения языка в XXVII веке до нашей эры был древний город Караль в центральном Перу.

 

     Когда в долину Куско пришли Инки, говорившие на другом языке — капак сими, они быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты структуры языка кечуа и сделали его государственным языком своей Империи. Благодаря своей стройности и развитости, кечуа быстро распространился по всей Империи. На нем стали говорить даже там, где власть Инков продолжалась считанные десятилетия, например, на территории современного Эквадора.

Следует отметить, что Инки очень терпимо относились к языкам присоединенных народов и никогда не притесняли их. К тому же, как уже отмечалось,  сами Инки между собой говорили на своем языке — капак сими. Этот таинственный язык не дает покоя исследователям. Но, к сожалению,  скорее всего так и останется загадкой.

2.2.3 Письменность 

Кипу

Была разработана система передачи, обработки и обобщения статистических данных в виде так называемого узелкового письма кипу (кечуа khipu), которая помогала управлению огромной империей в реальном масштабе времени и может считаться прообразом современных ERP-систем. Были специальные люди — кипукамайоки - которые в совершенстве владели системой узелкового письма, вели статистику и хранили информацию. В Тауантинсуйу были учреждены даже архивы, где хранились копии всех кипу, составлявшихся в Империи.  Кипу могли передавать не только статистическую информацию. В зависимости от обозначений на подвесках они разделялись на сельскохозяйственные, географические, исторические, астрономические и т.д.  То есть одно и то же сочетание узлов могло обозначать либо растения, либо минералы, либо правителя, либо сражение — победу или поражение и т.д. - в зависимости от тематики кипу. Исчислялось количество предметов, года правления и многое другое. Разные общепринятые цвета нитей также вносили дополнительные значения. Кипу могли записывать фонограммы, необходимые для обозначения имен, географических названий и т.д. Так, третий по счету узел, привязанный к подвеске, обозначающей «Пачакамак», означает слог «ка».     Но очень важно, что кипу могли передавть нарративную информацию. Многие испанские хронисты свидетельствуют, что кипу хранили информацию о правлениях инкских императоров и исторических событиях, передавали содержание законов, преданий, философские понятия и многое другое.

        Сами кипу использовались индейскими чиновниками и спустя 50 лет после конкисты, но уже с 1583 года, после Третьего Лимского собора, стали тотально уничтожаться. Долгое время считалось, что инки не обладали полноценной письменностью. Испанским колонизаторам была выгодна такая точка зрения, поскольку давала им моральное право навязывать народам Анд свою культуру и свои представления о духовности. Однако в 1923 году историк Локк сумел доказать, что узелковые сплетения инков(кипу) — действительно письменность.

Токапу

Информация записывалась не только на кипу. С системой кипу были связаны геометрические знаки на токапу — парадных одеяниях инков, а также на ритуальных сосудах керо. Эти знаки повторялись на картушах кипу. Установлено, что была единая система значения цветов. При первом взгляде на инкские записи, состоящие из этих идеограмм, вспоминается иероглифическая система древних египтян, но символы инков более абстрактны и более сложны. Знаки древних египтян представляли собой примитивные маленькие картинки — изображение ног означало «идти», глаза - «видеть» и т.п. Их дешифровка была не так уж сложна. Система знаков инков носила более отвлеченный характер. Если обратиться к знакам керо и токапу, то при внимательном взгляде на них, становится очевидным, что это стройная система повторяющихся обозначений с ясной логикой. Исследователи говорят об особом пути развития письменности у инков, также как и математики, связанным с ассоциативностью мышления, так свойственной народам Анд и индейским народам вообще.

 

2.2.4Календарь 

состоял из солнечного и лунного астрономических календарей, применявшихся цивилизацией инков в доколумбовой Америке. Календарный год — из 12 месяцев по 30 дней в каждом — назывался уатаили вата (кечуа wata) и мара (аймара mara) и состоял из 360 дней плюс дополнительные. Также существовал ритуальный календарь из 328 дней

Согласно сведениям Монтесиноса, изменения в календарь вносились неоднократно, в основном по причине обнаружения несоответствия между наблюдаемыми небесными объектами и установленными датами, из-за чего приходилось корректировать время и переносить даты солнцестояний или равноденствий.

Так, Инка Йавар Укис  «был великим астрологом, и определил хороший способ, как должны считаться вставные дни или високосы каждые четыре года. Он приказал, чтобы для хорошего счета будущих времен каждые четыреста лет вставлялся один год и отказались бы из-за них от високосов, так как согласно амаута астрологам, с которыми он имел большие собрания, царь выяснил, что таким образом счет лет достигнет точности. И старики в память об этом царе и о событии называют високос „укис“ [Huquiz], хотя ранее называли его „алькаалька“ [Alcaallca], и также в память об этом царе назвали месяц май Лавар Укис.При таком подсчете за 400 лет бы набегало 2400 часов, или — ровно 100 суток, но речь идёт об 1 годе.

Информация о работе Культура и искусство инков