Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 02:37, курсовая работа
Описание работы
Задачи: - Познакомиться с историей возникновения народа Инка и государства Тауантинсуйу - Рассмотреть социальную организацию Инкского общества. - Ознакомиться с религиозными представлениями Инков
Содержание работы
Ведение 3 Глава1.ВозникновениеИнков 4 Определение 4 История: 4 Доинкский период Первый инка Завоевания Социальная организация 7 Айлью Государство Тауантинсуйю Десятичная административная система Глава 2.Культура, искусство, наука и достижения Инков 9 2.1 Достижения 2.1.1 дороги 2.1.2 водопровод 2.1.3 почта 2.1.4 часки 2.1.5 почтовые линии 2.2 Культура и наука 11 2.2.1 Религия 2.2.2 Язык 2.2.3 Письменность 2.2.4 Календарь 2.3 Искусство 17 2.3.1 Архитектура 2.3.2 Музыка 2.4 Сельское хозяйство 19 2.5 Пирамида Солнца 20 2.6 Мачу-Пикчу 21 Глава3. Падение инкской империи 22 Заключение 24 Список Литературы 26 Приложение 27
Или, например, астролог Манко
Капак Амаута «устроил собрание всех знатоков
этой науки, и, посовещавшись с ними, сказал,
что Солнце и Луна находятся в разных местах.
Он установил порядок, чтобы начало общепринятого
года приходилось на весну»
2.3Искусство
Инкское искусство тяготело
к строгости и красоте. Ткачество из шерсти
лам отличалось высоким художественным
уровнем, хотя и уступало по богатству
декора тканям народов Косты. Широко практиковалась
резьба из полудрагоценных камней и раковин,
которые инки получали от прибрежных народов.
Однако главным искусством инков было
литье из драгоценных металлов. Почти
все ныне известные перуанские месторождения
золота разрабатывались еще инками. Золотых
и серебряных дел мастера жили в отдельных
городских кварталах и были избавлены
от налогов. Лучшие произведения инкских
ювелиров погибли в ходе конкисты. По свидетельству
испанцев, впервые увидевших Куско, город
слепил золотым блеском. Некоторые здания
были покрыты золотыми пластинами, имитировшими
каменную кладку. Крытые соломой крыши
храмов имели золотые вкрапления, имитировавшие
соломинки, так что лучи закатного солнца
зажигали их блеском, создавая впечатление,
будто вся крыша сделана из золота. В легендарном
Кориканча, Храме Солнца в Куско, имелся
сад с золотым фонтаном, вокруг которого
«росли» из золотой «земли» сработанные
из золота в натуральную величину стебли
маиса с листьями и початками и «паслись»
на золотой траве двадцать лам из золота
– опять-таки в натуральную величину.
2.3.1 Архитектура
В области материальной культуры
самых впечатляющих свершений инки достигли
в архитектуре. Хотя инкская архитектура
уступает майяской по богатству декора
и ацтекской – по эмоциональному воздействию,
ей не найдется равных в ту эпоху ни в Новом,
ни в Старом Свете по смелости инженерных
решений, грандиозным масштабам градостроительства,
искусной компоновке объемов. Инкские
памятники, даже находящиеся в руинах,
изумляют своим количеством и размерами.
Представление о высоком уровне инкского
градостроительства дает крепость Мачу-Пикчу,
выстроенная на высоте 3000 м в седловине
между двумя пиками Анд. Инкское зодчество
отличается необыкновенной пластичностью.
Инки возводили здания на обработанных
поверхностях скал, пригоняя каменные
блоки друг к другу без известкового раствора,
так что строение воспринималось как естественный
элемент природного окружения. В случае
отсутствия скальных пород использовались
обожженные на солнце кирпичи. Инкские
мастера умели резать камни по заданным
образцам и работать с огромными каменными
блоками. Крепость (пукара) Саскауаман,
защищавшая Куско, – это, несомненно, одно
из величайших творений фортификационного
искусства. Длиной в 460 м, крепость состоит
из трех ярусов каменных стен общей высотой
18 м. Стены имеют 46 выступов, углов и контрфорсов.
В циклопической кладке фундамента встречаются
камни весом более 30 т со скошенными краями.
На строительство крепости ушло не менее
300 000 каменных блоков. Все камни – неправильной
формы, но пригнаны друг к другу так прочно,
что стены выдержали бесчисленные землетрясения
и сознательные попытки разрушения. В
крепости имеются башни, подземные переходы,
жилые помещения и внутренняя система
водоснабжения. Инки начали строить в
1438 и закончили через 70 лет, в 1508. По некоторым
оценкам, в строительстве было задействовано
30 тыс. человек.
2.3.2 Музыка
В Тауантинсуйу была богатейшая музыкальная
культура. Народы империи использовали
многочисленные духовые и ударные инструменты:
продольные и поперечные флейты (кена, тарка, пинкулью и
др.) различные по размеру, высоте и строю флейты
Пана (сику — ч'ули,мальта, санка, туйу; а также антара и чириуано),
большой барабан (уанкар) и малый барабан
(тинья), а также разнообразные идеофоны.
Строй музыки народов Тауантинсуйу был
по преимуществу пентатоническим, с ведением
мелодии параллельными октавами и квинтами,
с чёткими каденциями и законами мелодики.
Флейты Пана сику составлялись
из двух частей — «ира» и «арка», в каждой
из которых трубки были настроены с интервалом
в терцию так, чтобы ноты диатонического
звукоряда при движении мелодии брались
попеременно то на одной, то на другой
части. При исполнении один музыкант (или
одна группа музыкантов) играет на «ира»,
а другой — на «арка», что придаёт музыке
характерное стереофоническое звучание.
Музыка инков имела много жанров,
большинство из которых были привязаны
к духовным практикам и ритуалам, сопровождающим
сельскохозяйственный цикл. Некоторые
инструменты звучали лишь раз в году на
тот или иной праздник.
Музыкальная культура Тауантинсуйу
сохранила свои важнейшие черты до наших
дней в традиционной музыке андских народов.
Хотя часть её жанров в той или иной степени
испытала испанское влияние, но многие
из них остались практически нетронутыми
и по сей день звучат так же, как и столетия
назад.
Примеры музыки, звучавшей в
Тауантинсуйу:
K’antu (церемониальный марш),
Pacha Siku (ритуальная музыка),
Sikuri (парный танец)
Танцы были неотъемлемой частью
большинства важных церемоний, включая
публичное отправление обрядов. Танцоры
одевались в сложные костюмы и выстраивались
в традиционном и легко узнаваемом порядке.
Перечень инкских танцев, приведенный
ниже, – это суммарный список всех танцев,
упоминаемых в письменных сообщениях,
согласно Дж. Роуву:
таки — ритуальный танец с пением в
сопровождении четырех больших барабанов,
в которые били индейцы, принадлежащие
к высшему классу;
гуакон — танец, исполняемый исключительно
мужчинами;
гуайайтурилья — танец для обоих полов под мелодию,
которую играли на трубе, сделанной из
черепа гуанако;
хайлик — крестьянский танец;
качуа — танец воинов, исполняемый обоими
полами, в котором с помощью рук образуется
круг;
уай-яйя — особый танец членов семьи Инки,
возглавляемый мужчиной, который несет
императорское знамя;
камни — танец в сопровождении большого
барабана, который укреплялся на спине
индейца низкого происхождения, при этом
била по нему женщина.
2.4 Сельское хозяйство
Первоначально население инкского
государства состояло по большей части
из земледельцев, которые при необходимости
брались за оружие. Их повседневная жизнь
подчинялась сельскохозяйственному циклу,
и под руководством знатоков они превратили
империю в важнейший центр культивации
растений. Больше половины всех ныне потребляемых
в мире продуктов происходят из Анд. Среди
них – свыше 20 разновидностей кукурузы
и 240 сортов картофеля, «камоте» (сладкий
картофель), кабачки и тыква, различные
сорта бобов, маниок (из которого изготовляли
муку), перцы, земляные орехи и киноа (дикая
гречиха). Важнейшей сельскохозяйственной
культурой инков был картофель, способный
выдерживать сильные холода и произрастать
на высоте до 4600 м над у.м. Попеременно
замораживая и размораживая картофель,
инки обезвоживали его до такой степени,
что превращали в сухой порошок под названием
«чуньо». Кукуруза (сара) выращивалась
на высоте до 4100 м над у.м. и потреблялась
в различных видах: сыром в початках (чокло),
подсушенном и слегка поджаренном (кольо),
в виде мамалыги (моте) и превращенная
в алкогольный напиток (сарайяка, или чича).
Для изготовления последнего женщины
пережевывали кукурузные зерна и сплевывали
мякоть в чан, где образовавшаяся масса
под воздействием ферментов слюны перебраживала
и выделяла алкоголь.
В ту эпоху все перуанские племена
находились приблизительно на одном технологическом
уровне. Работы производились сообща.
Основным орудием труда земледельца была
таклья, примитивная палка-копалка – деревянный
кол с обожженным для прочности острием.
Пахотные земли имелись, но
отнюдь не в избытке. Дожди в Андах обычно
выпадают с декабря по май, но нередки
засушливые годы. Поэтому инки орошали
земли с помощью каналов, многие из которых
свидетельствуют о высоком уровне инженерной
мысли. Для предохранение почв от эрозии
террасное земледелие использовали еще
доинкские племена, а инки усовершенствовали
эту технологию.
Андские народы практиковали
преимущественно оседлое земледелие и
крайне редко прибегали к подсечно-огневому
земледелию, принятому у индейцев Мексики
и Центральной Америки, при котором очищенные
от леса участки засевались на 1–2 года
и покидались, как только истощалась почва.
Объясняется это тем, что центральноамериканские
индейцы не имели натуральных удобрений,
за исключением тухлой рыбы и человеческих
экскрементов, тогда как в Перу земледельцы
побережья располагали огромными запасами
гуано, а в горах для удобрения использовался
навоз лам (таки).
2.5 Пирамида Солнца
Пирамида Солнца — самая крупная
пирамида Теотиуакана
Покоряя какое-либо государство
или город, инки переселяли на их территорию
другие племена, благодаря чему национальный
элемент, который мог привести к освободительной
войне, исчезал. На завоеванных территориях
вводился в обязательном порядке государственный
язык инков — кечуанский, что также способствовало
единению огромной страны. Символом могущества
страны был город Куско, один из красивейших
городов мира, на территории которого
располагались сотни дворцов и храмов.
Главной в городе была площадь Уакапата
(священная терраса), от которой отходили
дороги в четыре главные провинции страны.
Там же возвышались дворцы, один из которых
имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве
правителей инков можно судить хотя бы
по тому факту, что, когда старый император
инков умирал, его тело бальзамировали
и помещали во дворец, который отныне становился
святилищем. Его же преемник должен был
строить для себя новый дворец. Такой роскоши
не мог себе позволить ни один европейский
владыка. Но больше всего поражал своим
великолепием храмовый комплекс Куско
Кориканча (золотой двор). Главным его
сооружением был храм бога солнца Инти,
в котором одного золота насчитывалось
огромное количество тонн. Золотые окна,
двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые
предметы изумляли людей. Центром храма
был многометровый диск из чистого золота,
символизирующий Бога солнца. Возле храма
находился двор Интипампа (золотое поле),
на котором находились изготовленные
из золота деревья, растения и травы, олени,
бабочки, пастухи и т. д. Причем все это
было сделано в натуральную величину и
все двигалось (!) при помощи искуснейших
механизмов. Это действительно было чудо,
не имеющее себе равных в мире.
2.6 Мачу-Пикчу
В Перу сегодня, как
и сотни лет назад, жители горных районов
пользуются тропами и дорогами инков.
Одна из хорошо сохранившихся дорог —
тропа, ведущая из древней столицы империи
города Куско, в священный город инков
Мачу Пикчу. Эта дорога, как и само святилище,
в течение 400 лет после того, как инки его
покинули, оставалась недоступной и затерянной
среди гор и ущелий, покрытых тропическим
лесом. Испанские конкистадоры так и не
нашли тропу, ведущую в Мачу Пикчу, поэтому
священная цитадель избежала участи других
инкских городов и святынь: она не была
разграблена и сохранилась до наших дней.
Сегодня можно дойти до нее по дороге,
исхоженной в древности королями-инками
и жрецами Солнца.
Глава 3. Падение инкской империи
До сих пор трудно понять, каким
образом жалкая горстка испанцев могла
завоевать мощную империю, хотя на сей
счет выдвигается множество соображений.
К тому времени ацтекскую империю уже
завоевал Эрнан Кортес (1519–1521), но инки
об этом не знали, поскольку не имели никаких
прямых контактов с ацтеками и майя. О
белых людях инки впервые услыхали в 1523
или 1525, когда некий Алехо Гарсия во главе
индейцев племени чиригуано напал на сторожевой
пост империи в Гран-Чако, засушливой низменности
на юго-восточной границе империи. В 1527
Франсиско Писарро ненадолго высадился
в Тумбесе на северо-западном перуанском
побережье и вскоре отплыл, оставив двоих
из своих людей. После этого Эквадор опустошила
эпидемия оспы, которую занес один из этих
испанцев.Император Уайна Капак умер в
1527. По преданию, он сознавал, что империя
слишком велика, чтобы управлять ею из
одного центра в Куско. Сразу после его
смерти разгорелся спор за престол между
двумя из его пятисот сыновей – Уаскаром
из Куско, отпрыском законной жены, и Атауальпой
из Эквадора. Вражда между кровными братьями
вылилась в пятилетнюю опустошительную
гражданскую войну, в которой Атауальпа
одержал решительную победу всего за две
недели до второго появления Писарро в
Перу. Победитель и его 40-тысячное войско
отдыхали в провинциальном центре Кахамарке
на северо-западе страны, откуда Атауальпа
собирался идти в Куско, где должна была
состояться официальная церемония его
возведения в императорский сан.
Писарро прибыл в Тумбес 13 мая
1532 и двинулся в Кахамарку со 110 пешими
и 67 конными воинами. Атауальпа был осведомлен
об этом из донесений разведки, с одной
стороны точных, с другой – тенденциозных
по интерпретации фактов. Так, разведчики
уверяли, что кони не видят в темноте, что
человек и конь – единое существо, которое
при падении уже не способно сражаться,
что аркебузы испускают лишь громы, да
и то лишь дважды, что испанские длинные
стальные шпаги совершенно негодны для
битвы. Отряд конкистадоров на своем пути
мог быть уничтожен в любом из ущелий Анд.
Заняв Кахамарку, защищенную
стенами с трех сторон, испанцы передали
императору приглашение прибыть в город
на встречу с ними. До сих пор никто не
может объяснить, почему Атауальпа дал
завлечь себя в ловушку. Он прекрасно знал
о силе чужеземцев, причем излюбленным
тактическим приемом самих инков была
именно засада. Возможно, император был
движим какими-то особыми побуждениями,
недоступными пониманию испанцев. Под
вечер 16 ноября 1532 Атауальпа явился на
площадь Кахамарки во всем великолепии
императорских регалий и в сопровождении
многочисленной свиты – правда, безоружной,
как того потребовал Писарро. После короткой
невнятной беседы между инкским полубогом
и христианским священником испанцы набросились
на индейцев и за полчаса перебили почти
всех. Во время резни из испанцев пострадал
один лишь Писарро, случайно раненный
в руку своим же солдатом, когда заслонял
Атауальпу, которого хотел взять в плен
живым и невредимым.
После этого, если не считать
нескольких ожесточенных стычек в разных
местах, инки фактически не оказывали
завоевателям серьезного сопротивления
вплоть до 1536. Плененный Атауальпа согласился
выкупить свободу, наполнив комнату, где
его содержали, дважды серебром и один
раз золотом. Однако императора это не
спасло. Испанцы обвинили его в заговоре
и в «преступлениях против испанского
государства» и после короткого формального
суда 29 августа 1533 удушили гарротой.
Все эти события ввергли инков
в состояние странной апатии. Испанцы,
почти не встречая сопротивления, дошли
по великой дороге до Куско и 15 ноября
1533 взяли город.
Испанское господство.
Колониальные власти Перу сохранили
некоторые административные формы инкской
империи, приспособив их для собственных
нужд. Колониальная администрация и латифундисты
управляли индейцами через посредников
– общинных старост «курака» – и не вмешивались
в повседневную жизнь домохозяев. Испанские
власти, подобно инкским, практиковали
массовые переселения общин и систему
трудовых повинностей, а также сформировали
из индейцев особый класс прислуги и ремесленников.
Коррумпированные колониальные власти
и отличавшиеся непомерной жадностью
латифундисты создавали невыносимые условия
для индейцев и провоцировали многочисленные
восстания, происходившие на протяжении
всего колониального периода.