Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:11, контрольная работа
Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества.
Эпоха Возрождения - это эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к буржуазии. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, но так, же в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания.
Введение…………………………………………………………………………...3 1 Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………..……………5
2 Гуманизм как основное содержание эпохи..…………………………………7
3 Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре……………….. …………………….…………………………………11
4 Особенности Итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители ……………………………………….…………………………13
5 Венецианское Возрождение ……………………..………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованных источников………………………………………….. 24
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Культура итальянского возрождения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2 Гуманизм как основное содержание эпохи..…………………………………7
3 Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре……………….. …………………….…………………………………11
4 Особенности Итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители ……………………………………….…………………………13
5 Венецианское Возрождение ……………………..………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
24
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества.
Эпоха Возрождения - это эпоха в
истории культуры и искусства, отразившая
начало перехода от феодализма к буржуазии.
В классических формах Возрождение
сложилось в Западной Европе, прежде
всего в Италии, но так, же в Восточной
Европе и в Азии. В каждой стране
данный тип культуры имел свои особенности,
связанные с ее этническими характеристиками,
специфическими традициями, влиянием
других национальных культур. Возрождение
связано с процессом
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры.
Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.
Итальянские гуманисты XV века ориентировались
на возрождение античной культуры,
мировоззренческие и
Философия Ренессанса «реабилитировала» мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.
Актуальность темы контрольной работы определяется интересом к творчеству итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Подобный неугасающий интерес к эпохе итальянского Ренессанса говорит о наличии множества нерешенных вопросов, связанных с изучением этого периода культуры. Одной из подобных проблем является тема античных идей в гуманистических представлениях о судьбе.
Предметом данной контрольной работы является культура итальянского возрождения.
Цель работы – это раскрытие сущности культуры итальянского возрождения и определение его роли в мировой культуре.
При написании работы автор преследовал следующие задачи:
- раскрытие сущности культуры итальянского возрождения;
- характеристика гуманизма как основы содержания эпохи;
- выявление особенностей
Методологической и
1 СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
Для того, чтобы понять Возрождение, необходимо предварительно дать краткий обзор положения Европы и, в частности, Италии в начале XIV в.
В отличие от XIII века, бывшего столетием образования значительных философских и теологических систем (труды Фомы Аквинского, Альберта Великого, Бонавентуры, Р.Бэкона), XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением и упадком. В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к научным исследованиям как в области естественных наук, так и в области наук гуманитарных (экономических). Выдающуюся роль в области культуры, науки и философии играют университеты, которые образуются в различных европейских городах, при этом старые университеты теряют свое монопольное общеевропейское значение.
XIII – XIV вв. ознаменованы новыми тенденциями в философии. Характерно возрастание критического духа философии, который проявляется в новых взглядах, в новом отношении к традиционным средневековым темам. Внутри схоластики возникают противоречия между томистами и августинистами, что лишает католическую идею единства и делает ее уязвимой [1, cтр.273].
В этот период в Европе обозначился кризис католичества. Этот кризис объясняется разными объективными причинами. Одной из них были подъем богатого торгового класса и рост знаний среди мирян. Оба эти процесса начались в Италии, которая вплоть до середины XVI столетия шла в этом отношении впереди других стран Запада. В XIV веке североитальянские города намного превосходили по богатству все города Севера; а прослойка ученых мирян, особенно в юридических и медицинских науках, становилась здесь все более многочисленной. Североитальянские города были проникнуты духом независимости.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени – открытие Америки, установление новой астрономической системы Коперника – изменили взгляды людей на мир, наложив глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.
Социально-исторической предпосылкой
культуры Возрождения явилось
2 ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВНОЕ
Гуманизм (лат. humanus – человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия [11, стр.81].
В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Однако в таком понимании он относится только к духовной сфере, пропадает его практический, динамический момент, поэтому необходимо отметить, что гуманизм был собой общественным движением и представлял в этом смысле огромный исторический прогресс [1, стр.293].
У истоков гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1324). В своей бессмертной «Божественной комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он показал элементы нового, зарождающегося мировоззрения Ренессанса. Данте дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек определен с одной стороны – Богом, с другой – природой. Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение человека реализуется в гражданском обществе; к вечной жизни человека ведет церковь. По Данте, церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые должны стремиться к созданию общественного устройства, помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве, всеобщем мире [5, cтр.96].
Франческо Петрарка (1304-1374) единодушно считается первым гуманистом. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее.
Петрарка принимает
Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в культуре, был друг Петрарки флорентиец Джованни Бокаччо (1313-1375), который в своем «Декамероне» высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым языком [6, cтр.296].
По пути, открытому Петраркой, с успехом следовал и Колюччо Салютати (1331-1406). Салютати в своих книгах «Письмо» и «о благородстве законов и медицины» иллюстрирует приоритет активной жизни над созерцательной: «Не верь, о Пилигрим, что избегая толпы, становясь отшельником, скрываясь в изоляции, уходя в скит, - ты тем самым находишь путь к совершенству… Кто был дороже Господу: затворник и отшельник Павел или деятельный Авраам? … Верь мне, о Пилигрим, что только те, кто печется о вещах мира, только те понимают нечто в созерцании; таким образом, есть много званых, но мало избранных». Идеалы Ренессанса выражаются и в следующей его мысли: «Я … всегда буду погружен в действие, направленное к высшей цели, чтобы всякое мое деяние было полезно и мне, и семейству, и что более важно – чтобы оно послужило для пользы моим друзьям и родине, а тогда оно может послужить примером и человеческому обществу» [8, cтр.240].
Учеником, другом и продолжателем творчества Салютати был Леонардо Бруни (1370/74-1444). Слава Бруни в значительной степени связана с переводами «Политики» и «Никомаховой этики» Аристотеля, которые способствовали новому подходу к этим текстам. Спиритуалистическому гуманизму Петрарки Бруни противопоставляет граждански и политически более действенный гуманизм. Как и Аристотель, он говорит, что истинным параметром моральных суждений является добродетельный человек, а не абстрактное правило: «Если человек не добродетелен, он не может быть благоразумным, благоразумие (мудрость) действительно является точной оценкой его возможностей… Честному человеку, таким образом, прямо и свободно открывается дорога к счастью… Хотите быть счастливыми – нет ничего надежнее честности и добрых дел» [8, cтр.241].
Гуманистом с разносторонними интересами был Леон Баттиста Альберти (1404-1472), который занимался философией, математикой, архитектурой и живописью. Два его рассуждения о смысле человеческой деятельности и о превосходстве добродетели над судьбой стали особенно известными: «…Человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить. Человек родился не для того, чтобы изнывать в безделии, но для того, чтобы упражняться в вещах великих и славных, которым он может радоваться и посредством которых может прославлять богов, а также для того, чтобы использовать совершенства добродетели и таким образом добывать счастье». «Так не признается ли большинство из нас в том, что судьба наша есть то, что мы с быстротой и старанием выносим в качестве решения, которое мы утверждаем или поддерживаем? Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы только тот, кто привык подчиняться» [13, cтр.127].